Как мы уже сообщали, Василий Гурков — директор ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь — за личный вклад в преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС награжден медалью «За отличие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций». С ним встретился наш корреспондент, чтобы побеседовать о том, как в то уже далекое время он и его соратники спасали всех нас от радиационной угрозы.
Поблагодарив за поздравление с высокой правительственной наградой, он сразу же заметил:
— В моем лице наградили одного из многих достойных людей, на своих рабочих местах встретивших чернобыльскую беду и внесших посильный вклад в ликвидацию ее последствий. И среди них немало работников лесной отрасли. К большому моему сожалению, об их заслугах порой забывают нерадивые чиновники.
Сам Василий Владимирович в то время после окончания химического факультета Белорусского технологического института работал в республиканском производственно-научном объединении «Белсельхозхимия», и на него обратили внимание в первые же дни после аварии, когда спешно формировались группы тех, кого потом стали называть ликвидаторами. Ведь его воинская специальность — «радиационная и химическая разведка».
— Надо отдать должное тогдашней системе безопасности в стране и, в частности, в сельском хозяйстве, — говорит Василий Владимирович. — Еще в 1977 году в областных агрохимических лабораториях были созданы радиологические отделы. Это было вызвано массовым проведением испытаний ядерного оружия как в Советском Союзе, так и за рубежом. В этих отделах исследовались закономерности перехода радиоактивных веществ по трофической цепи: почва — растения.
Такие же отделы еще раньше, в 1974 году, были созданы при областных ветеринарных лабораториях. Позднее, в начале 1980-х годов, появилась радиологическая служба и при областных станциях гигиены и эпидемиологии.
Их группа создавалась в период с апреля по ноябрь 1986 года, и ее задачами были составление карт загрязнения радионуклидами сельскохозяйственных угодий и контроль за качеством продукции растениеводства. В течение двух лет Василий Владимирович, постоянно выезжая в чернобыльскую зону, разрабатывал и апробировал методики комплексных защитных мероприятий в агропромышленной отрасли.
С осени 1988-го он — руководитель группы, а с 1992-го по 1997 год работает начальником Управления сельскохозяйственной радиологии и охраны окружающей среды Минсельхозпрода Беларуси, а затем в Комитете госконтроля по лесному комплексу, охране окружающей среды и чернобыльской проблеме. В том же 1992 году получил звание эксперта МАГАТЭ.
— В год катастрофы у меня было около ста командировочных дней в загрязненные районы, в следующем — более ста двадцати, — вспоминает он. — Мы разрабатывали методику взятия проб для радиологического и параллельно агрохимического исследования почвы таким образом, чтобы охватить всю территорию при наименьших затратах. Для измерения гамма-излучения и взятия проб использовали вертолеты.
Уже тогда Василий Владимирович предложил проект производства на загрязненных землях биологического дизельного топлива «Биодизель» на основе рапсового масла. При этом не происходит перенос радионуклидов, потому что в жиры они не переходят. Как итог — была отработана технология производства семян рапса на загрязненной земле и построено опытное производство «Биодизеля».
Оперативно решалась проблема снижения радиоактивности молока от коров, которые содержались на подворьях у жителей и паслись в разных местах, в том числе и в сильно загрязненных. К 1989 году в «Госагропроме» была разработана и в 1992 году стала применяться так называемая таблетка, которая в преджелудке крупнорогатого скота адсорбировала радиоактивный цезий, и он выводился из организма животного. В итоге загрязненность молока и мяса снижалась во много раз.
Василий Владимирович обращает внимание на важный момент:
— После окончания формирования к 1989 году системы радиологического контроля Госагропрома не было выявлено ни одного факта превышения допустимого уровня содержания радиоактивных веществ в сельскохозяйственной продукции, поставляемой через госзакупки. И эта система без существенных изменений функционирует до настоящего времени, предотвращая возможность попадания загрязненных радионуклидами продуктов на стол граждан Беларуси.
В начале перестройки некоторые политиканы предприняли попытки нагнетания радиофобии, чтобы на этой волне войти во власть, но их действия не увенчались успехом.
— Потому что сила белорусского народа в привязанности к своим корням и земле, и он не покидает Родину, когда случается беда, — уверен Василий Владимирович. — Видя, что государство делает все, чтобы ликвидировать последствия аварии, что нужно соблюдать все меры предосторожности, наши люди смогли достойно перенести свалившуюся на них беду.
Большую территорию юго-восточной Беларуси видел он с высоты птичьего полета во время взятия проб почвы. И, как увлеченный охотник, обращал внимание на рост поголовья диких копытных животных на отселенных территориях.
— Численность достигла своего пика к началу девяностых годов. В пойме Припяти с воздуха замечали стада лосей чуть ли не на каждом километре. Резко выросла и численность волка. Хищники наносили урон и домашним животным, поэтому райисполкомы привлекали к их уничтожению и авиацию, и охотников…
Одним из них был и Василий Владимирович. На его личном счету 109 волков, добытых с вертолета. И 34 по-настоящему трудовых: много приходится потрудиться, прежде чем добудешь умного зверя на наземной охоте.
Тогда же они добывали и копытных животных — для получения достоверных сведений о влиянии на них радиации.
— Никаких мутаций и признаков болезней мы не обнаруживали, все животные выглядели нормально, хотя и получили огромные дозы, — говорит Василий Владимирович.
Сам он тоже не минул воздействия невидимого врага всего живого. Только за два первых года получил дозу, более чем вдвое превышающую ту, которую медики приняли за допустимую в течение всей жизни. А дальше уже и не подсчитывал, довольствуясь тем, что ежегодно она уменьшалась.
Конечно, каждый по-разному воспринимает неблагоприятные факторы, но каждый достоин уважения и благодарности за свою героическую работу. Поэтому и считает Василий Владимирович, что много ликвидаторов, в том числе и из лесной отрасли, заслужили такую же высокую награду, какую получил он.
Наша гордость
Автор: Александр ПИСКУНОВ, Фото БЕЛТА
Дата публикации: 07.07.2016
http://lesgazeta.by/people/nasha-gordost/vasilij-gurkov-«v-moem-lice-nagradili-odnogo-iz-mnogih-dostojnyh-ljudej»
0 коммент.:
Дописати коментар