Москва. 4 июля. INTERFAX.RU - Подписан закон о создании лесопарковых зеленых поясов вокруг крупных городов.
Закон предусматривает введение в закон "Об охране окружающей среды" новой статьи, которая установит правовой режим лесопаркового зеленого пояса.
Согласно документу, лесопарковый комплекс может быть создан на территориях, на которых располагаются леса и территории зеленого фонда, прилегающие к лесам. В случае создания "зеленого пояса" вокруг города федерального значения включаемые территории будут определяться субъектом РФ.
В законе также установлен перечень земельных участков, которые не могут быть включены в "зеленый пояс". К ним относятся загрязненные территории, земельные участки с объектами капитального строительства, участки, зарезервированные для государственных нужд.
Как определить зеленый пояс
С инициативой создания лесопаркового пояса могут выступить некоммерческие организации, органы государственной власти или местного самоуправления. Заявление о создании "зеленого пояса" должно быть направлено в общественную палату субъекта РФ.
Общественная палата в течение 30 дней с момента поступления ходатайства организует общественные слушания о создании лесопаркового пояса. Если участники слушаний одобрили создание пояса, ходатайство направляется в законодательный орган власти субъекта РФ, а в том случае, если лесопарковый пояс планируется создать вокруг города федерального значения, - в правительство РФ. Эти органы и принимают решение о создании "зеленого пояса".
Уменьшение площади созданного лесопаркового пояса не допускается. В случае исключения из лесопаркового пояса какой-либо территории, в его состав должна быть включена другая территория не меньшей площади.
Документ принят под названием "О внесении изменений в закон "Об охране окружающей среды" и другие законодательные акты РФ". Закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
Закон о лесопарковых зонах ("зеленом щите"): обманка, которая может ускорить уничтожение пригородных лесов
Подготовка этого закона была инициирована Общероссийским народным фронтом в рамках концепции так называемого "зеленого щита Москвы". В подготовке концепции участвовали разные люди, в том числе реальные специалисты, отдавшие десятки лет своей жизни созданию, сохранению и развитию подмосковных лесопарков, и хорошо представлявшие себе проблемы пригородных лесов в густонаселенных районах страны. Какая-то часть авторов концепции "зеленого щита" явно хотела доброго - восстановления ныне почти уничтоженного лесопаркового защитного пояса столицы, и создания таких же поясов вокруг других крупнейших городов страны. Но в целом, как говорил один из наших бывших премьер-министров - "хотели как лучше, а получилось как всегда". Впрочем, то, как была сформулирована инициатива, с самого начала вызывало некоторые опасения:
Буквальное исполнение инициативы по созданию "зеленого щита Москвы" может привести к новой волне растаскивания лесов и упадка лесного хозяйства
Среди официальных авторов законопроекта, внесенного в Государственную Думу 21 января 2016 года, серьезных специалистов уже не оказалось - авторский коллектив был представлен исключительно самими законодателями (депутатами Думы и членами Совета Федерации). Законопроект получился очень "рамочным" (декларативным, содержащим очень мало конкретных положений, непосредственно обеспечивающих сбережение пригородных лесов), и в очень большой степени дублирующим положения уже действующего лесного законодательства. Конкретные нововведения, способные прямо повлиять на охрану и использование пригородных лесов, свелись в основном к повышению штрафов за разнообразные реальные и мнимые лесонарушения. На этапе рассмотрения и принятия законопроекта в первом чтении никаких принципиальных изменений не произошло.
Законопроект о создании лесопарковых зеленых поясов вокруг населенных пунктов внесен в Государственную Думу
19 апреля 2016 года Государственная Дума собирается рассмотреть в первом чтении законопроект о создании лесопарковых зеленых поясов
Принятый в первом чтении законопроект представлял собой почти бессмысленную, но в целом вполне безобидную законодательную пустышку: он как бы декларировал важность сохранения пригородных лесов и других природных территорий вокруг крупных городов, и создавал потенциальную возможность для придания этим территориям специального статуса в порядке, определяемом Правительством РФ. Концептуально законопроект, принятый в первом чтении, примерно соответствовал той идее, на основе которой когда-то формировался лесопарковый защитный пояс Москвы: этот пояс рассматривался как совокупность всех лесов, водных и иных природных объектов, выполняющих средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Иными словами, первоначальная концепция законопроекта рассматривала лесопарковый зеленый пояс как непрерывную, насколько это возможно с учетом фрагментации поселениями и инфраструктурой, природную территорию вокруг мегаполиса, в той или иной степени защищенную от дальнейшего растаскивания, фрагментации и застройки.
Но на этапе подготовки ко второму чтению концепция законопроекта принципиально изменилась. В законопроекте появились новые формулировки - части предлагаемой новой статьи (62.1) федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющие, какие территории не подлежат включению в лесопарковый зеленый пояс:
Законопроект о создании лесопарковых зеленых поясов может выродиться в очень опасную для лесов "пустышку"
Закон в окончательной редакции определяет, что в состав лесопаркового зеленого пояса могут включаться только "территории, на которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов" (то есть из него выпали водные и иные природные объекты), и главное, что в него не могут включаться участки загрязненные, с нарушенным почвенным покровом, застроенные и предоставленные под застройку, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, предоставленные для размещения разнообразных объектов или даже те, по которым принято решение о планировке территории, и т.д.
Концепция закона в окончательной его редакции рассматривает лесопарковый зеленый пояс как лоскутную территорию, представленную только лесами и (внутри города) зелеными насаждениями, и составленную исключительно из никем не востребованных - ни сейчас, ни в планируемой перспективе - земельных участков.
Это означает, что в рамках данного закона создать сколько-нибудь обширный лесопарковый зеленый пояс вокруг крупного города будет чрезвычайно трудно, поскольку с каждым земельным участком придется разбираться индивидуально - подлежит ли он включению в пояс, или не подлежит (вокруг крупных городов типа Москвы или Санкт-Петербурга количество таких участков, даже затрагивающих леса и зеленые насаждения, может исчисляться многими десятками тысяч). Кроме того, даже если кто-то сможет выполнить всю эту работу, и таки создать лесопарковый зеленый пояс - это будет не собственно пояс (более или менее связная условно-природная территория), а скопление разрозненных клочков леса, на гораздо меньшей площади, чем та, которую сейчас занимают лесопарковые и зеленые зоны в понимании лесного законодательства.
Но главная опасность нового закона состоит в том, что злонамеренные чиновники и близкие к ним лица, заинтересованные в растаскивании пригородных лесов и вовлечении земель из-под них в коммерческий оборот, могут использовать его для легализации своей деятельности путем смешения и подмены понятий, используемых в лесном законодательстве (лесопарковые зоны и зеленые зоны) и в новом законе (лесопарковые зеленые пояса). Существующий режим лесопарковых, зеленых зон и городских лесов защищает их от сокращения площади, а лесопарковые зоны и городские леса - от капитальной застройки. Этот режим часто не соблюдается - как из-за лазеек в лесном законодательстве, так и из-за того, что леса, номинально находящиеся в государственной собственности, имеют условные границы и в основном не поставлены на кадастровый учет. Пригородные леса массово растаскиваются и застраиваются - но те, кто их растаскивают, остро нуждаются в механизме легализации своих новых владений. Новый закон, особенно при намеренном попустительстве со стороны надзорных органов, может дать им такую возможность: например, путем установления лесопарковых зеленых поясов с учетом всех установленных ограничений, а затем - путем приведения границ лесопарковых зон в соответствие с границами лесопарковых зеленых поясов. Конечно, выглядеть это будет как мошенничество - но земельных воров обычно мало волнует, как выглядит их деятельность; им важен результат - а в результате такой операции в одном лишь ближнем Подмосковье могут "утечь" десятки тысяч гектаров очень-очень дорогой земли, ранее занятой государственным и общедоступным лесом.
Ссылки:
Законопроект № 978789-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" (материалы по данному законопроекту на сайте Думы)
Федеральный закон от 03.07.2016 № 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" (официально опубликованный закон)
0 коммент.:
Дописати коментар