07 квітня 2018

Кто виноват в развитии чрезвычайной ситуации с лесными пожарами в Амурской области

В Амурской области быстро развивается крупномасштабная чрезвычайная ситуация с лесными пожарами, справиться с которой имеющимися в регионе силами уже невозможно. По данным формы 4-ИСДМ ("Сводный отчет о лесных пожарах на всех видах территорий по состоянию на 6.04.2018) системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, площадь действующих лесных пожаров в регионе составляет 650 тысяч гектаров. В Свободненском, Зейском и Шимановском районах Амурской области в связи с лесными пожарами введен режим чрезвычайной ситуации. К тушению лесных пожаров уже привлечены 48 пожарных из федерального резерва ПДПС Авиалесоохраны, а также дополнительные силы из Амурского спасательного центра МЧС России из Хабаровского края, и готовятся дополнительные силы из Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.


Лесные пожары в Амурской области. Мозаика космоснимков Terra MODIS за 6 апреля 2018 года с наложенными термоточками за сутки

Кто же виноват в том, что в Амурской области, несмотря на значительное увеличение финансирования передаднных ей лесных полномочий (на 60% по сравнению с прошлым годом), пожароопасный сезон начался с крупномасштабной лесопожарной катастрофы?

Понятно, что во всем и всегда виновата погода - после зимы предательски наступила весна, неожиданно растаял снег, подсохли мертвая прошлогодняя трава и завалы сухой древесины на опушках леса, старых гарях и вырубках. Но есть виновные и кроме погоды.

Чрезвычайная ситуация с лесными пожарами в Амурской области начала развиваться 28 марта; однако, официально первый лесной пожар был зарегистрирован и включен в сводки Авиалесоохраны на землях ООПТ в Амурской области только 31 марта, а на землях лесного фонда - 2 апреля. Это значит, что на протяжении пяти дней развивающаяся чрезвычайная ситуация с лесными пожарами оставалась официально не признанной. Если реальные масштабы лесных пожаров, и даже само их наличие и наличие связанной с ими ЧС, не признаются - у органов государственной власти и подведомственных им организаций просто нет оснований для принятия должных мер реагирования. А каждый упущенный день в тушении лесных пожаров означает очень многое - оставленные без внимания пожары при подходящей погоде в считаные дни становятся сначала просто крупными, потом катастрофическими.

Более того: реальные масштабы лесных пожаров в Амурской области до сих пор остаются непризнанными. По данным дистанционного мониторинга, площадь действующих в регионе лесных пожаров составляет около 550 тысяч гектаров - а в официальной сводке ФБУ "Авиалесоохрана" указывается, что в Амурской области на 00:00 по московскому времени 6 апреля 2018 года действовали 21 пожар на землях лесного фонда на площади 27 604 га, 1 пожар на землях обороны и безопасности на площади 5 га, и 4 пожара на землях иных категорий на площади 415 га.

Таким образом, первые крупные лесные пожары в Амурской области в 2018 году попали в официальную отчетность с опозданием по меньшей мере в пять дней, а от общей площади дейстсующих по состоянию на 6 апреля 2018 года лесных пожаров в Амурской области в официальную отчетность попали только 4%.

Это стало одной из причин развития нынешней чрезвычайной ситуации с лесными пожарами в Амурской области.

Непосредственно за своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров в регионе отвечает Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области. С этим министерством, к сожалению, все давно понятно - рассчитывать на то, что оно будет представлять достоверную и объективную информацию о лесных пожарах и принимать достаточные меры по борьбе с ними без жеткого контроля и принуждения сверху, с федерального уровня - не приходится.

Контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия, должно обеспечивать Федеральное агентство лесного хозяйства - это прямо определено положением о нем в редакции постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 671. Таким образом, в том, что действующие в Амурской области лесные пожары не были своевременно признаны, как и в том, что основная часть площади этих пожаров до сих пор остается сокрытой от учета, виноват именно Рослесхоз.

Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера, должно осуществлять МЧС России. Это прямо и однозначно определено указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868. Таким образом, в том, что разввающаяся в Амурской области чрезвычайная ситуация, связанная с лесными пожарами, на протяжении пяти дней оставалась незамеченной, и что до сих пор масштабы и уровень этой ЧС остаются непризнанными, виновато именно МЧС России.

Таким образом, если исходить из действующего законодательства и закрепленных за разными органами государственной власти полномочий, в нынешней чрезвычайной ситуации с лесными пожарами в Амурской области виноваты три органа государственной власти:

Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области;

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);

МЧС России.

0 коммент.:

Дописати коментар