Площадь, пройденная лесными пожарами в Амурской области с начала года по утро 24 апреля 2018 года, составила 1,7 млн га (по данным со спутниковых снимков [1]). Это в шесть раз больше, чем за аналогичный период в прошлом году (0,3 млн га) и в три раза больше, чем за весь 2017 год (0,6 млн га). В регионе, где с 7 апреля объявлен режим ЧС, развивается пожарная катастрофа.
Причина пожаров — палы сухой травы. Причём сельскохозяйственные палы полностью запрещены законом с 2015 года, а «контролируемые профилактические палы» проводят на огромных площадях, не соблюдая меры пожарной безопасности.
Профилактические выжигания требуют тщательной подготовки, учёта погодных условий и строгого контроля: необходимо определённое количество людей, техники, машин, инструментов. Однако часто сил чтобы удержать огонь под контролем не хватает и масштабы пожарного бедствия зависят только от погоды: при прохладной и сырой весне площади пожаров относительно небольшие (первые сотни тысяч гектаров), а при тёплой и сухой, как сейчас, выжигание сухой травы оборачивается катастрофой регионального масштаба.
Пожары негативно влияют на климат
Применение методик Global Fire Emissions Database позволяет предположить, что за последний месяц природные пожары в Амурской области стали причиной выбросов около 110 мегатонн СО2. Столько же выбрасывает вся Москва за два года.
«Каждое выжигание растительности будь то поле или лес — это выбросы углекислого газа, сажи, прямо влияющие на климат, — прокомментировал Антон Бенеславский, руководитель международного пожарного проекта Гринпис России. — Частые пожары на одной и той же территории ведут к её деградации: снижается плодородие почвы, меняется видовой состав растительности и на месте дикого леса появляются ландшафты с небольшим количеством биомассы, способной поглотить меньшее количество углерода. Формируется долгосрочный отрицательный климатический эффект».
Из-за пожаров стремительно исчезает лес
История с природными пожарами повторяется в Амурской области из года в год. За последние восемнадцать лет вся территория Амурской области, за исключением зон вечной мерзлоты, была пройдена пожарами.
В основном это весенние пожары, при которых горит сухая прошлогодняя трава и отчасти лесная подстилка. Таких пожаров недостаточно, чтобы убить большинство крупных старых деревьев, но они уничтожают подрост. На участках, где такие пожары повторяются из года в год, погибают старые деревья и исчезает весь лес.
«Регион становится всё менее лесным, и менее пригодным для ведения лесного хозяйства, — прокомментировал Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России. — Северные районы Амурской области — зона вечной мерзлоты, лес здесь растёт крайне медленно, поэтому они не подходят для хозяйственного выращивания леса. Зато в южных почва и климат благоприятны для сельского хозяйства и леса, тут растут даже теплолюбивые культуры, например арбузы и соя. Здесь может расти полноценный, здоровый и продуктивный лес, но регулярно повторяющиеся палы сухой травы этого не позволяют».
Человек — единственный виновник природных пожаров в Приамурье
Лесной план Амурской области предусматривает ежегодное проведение так называемых контролируемых профилактических выжиганий на площади 180 тысяч гектаров.
Безопасно выжечь такую площадь в принципе невозможно — при соблюдении норм нужны тридцать — сорок тысяч квалифицированных работников, обеспеченных необходимым оборудованием и техникой, а такого человеческого резерва у людей нет. Поэтому любые выжигания превращаются в бесконтрольные и опасные: при сухой и ветреной погоде огонь неизбежно будет распространяться на большие расстояния, переходя на леса, а иногда и на населённые пункты и инфраструктуру
— сказал Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России.
«Получается, что действующая редакция Лесного плана Амурской области гарантирует почти ежегодное (при подходящих погодных условиях) повторение крупномасштабных лесопожарных катастроф, прогрессирующее обезлесение региона и превращения его в территорию, практически непригодную для ведения полноценного лесного хозяйства», — подытожил Алексей Ярошенко.
«Когда траву жгут те, кто должен охранять леса и другие природные территории от огня — это провоцирует на поджоги и других жителей региона. Кто-то просто повторяет действия других, а кто-то пытается защитить свои дома, сараи, участки от бесконтрольных палов, пускаемых работниками леса — в результате горит все, что только может гореть, и везде, куда могут добраться люди со спичками», — прокомментировал Григорий Куксин, руководитель пожарного отдела Гринпис России.
Как решить проблему пожаров в Амурской области
В апреле 2018 года команда Гринпис России посетила Амурскую область, чтобы обучить местных пожарных добровольцев, презентовать учителями методики, игры и материалы для уроков, посвящённых профилактике пожаров и встретиться с губернатором Амурской области Александром Козловым и вице-губернатором Алексеем Венглинским, курирующим вопросы борьбы с пожарами, а также с руководством ГУ МЧС, с представителями министерства образования, с министром лесного хозяйства и пожарной безопасности.
По итогам встреч с чиновниками Амурская область присоединилась к информационной кампании «Останови огонь».
В 2018 году должна быть разработана и утверждена новая редакция Лесного плана на следующие десять лет, Гринпис России будет добиваться того, чтобы снизить объёмы плановых выжиганий леса, потому что эта мера не работает, а только усугубляет масштабы природных пожаров в Приамурье.
[1] данные системы ИСДМ-Рослесхоз (формы 4-ИСДМ), дата обращения — 24 апреля
Автор публикации Ирина Козловских - 25 апреля, 2018 в 19:03
http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/blog/61430/
http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/green-planet/blog/61430/
0 коммент.:
Дописати коментар