О внесении изменений в Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313
Однако, денег на тушение этих пожаров у субъектов РФ по-прежнему не будет. Как уже отмечалось раньше, федеральный бюджет следующего года предусматривает увеличение финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий всего на 6,3% - этих денег по-прежнему не хватит на нормальную охрану даже вполне освоенных и доступных лесов. Согласно "сводному отчету", который прилагается к проекту приказа об отмене зон контроля лесных пожаров, никаких денег на тушение тех пожаров, от тушения которых раньше можно было просто отказаться, не потребуется:
В настоящее время, согласно Правилам тушения лесных пожаров, органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право устанавливать в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях, зоны контроля лесных пожаров, в которых региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут принимать решения об отказе от тушения пожара, если прогнозируемые затраты на это тушение превышают прогнозируемый вред. Как прогнозировать эти затраты и вред - правила не определяют, и на практике решения об отказе от тушения часто принимаются автоматом, просто потому, что пожар далеко, денег и средств, чтобы до него добраться, нет, и тушить его некому.
Примерно 90% площади, пройденной катастрофическими лесными пожарами 2019 года в Сибири и на Дальнем Востоке, пришлось как раз на эти самые зоны контроля и на пожары-отказники. По данным Центра лесной пирологии, сейчас на зоны контроля приходится 51,7% общей площади земель лесного фонда России (ссылка):
Подготовленные в августе 2019 года предложения Гринпис по изменению зон контроля лесных пожаров предусматривали исключение из них всех лесов Северо-Западного федерального округа, лесов в десятикилометровых окрестностях населенных пунктов, железных и автомобильных дорог федерального и регионального значения, заповедников и национальных парков, эксплуатационных лесов, и небольших оставшихся фрагментов неохраняемых лесов. Согласно этим предложениям, зоны контроля необходимо сократить примерно вдвое (на 52,5%) по сравнению с нынешним уровнем. Но даже такое сокращение площади зон контроля, по расчетам Гринпис, потребовало бы увеличения финансирования из федерального бюджета примерно на 12-15 миллиардов рублей в год (сейчас на охрану лесов от пожаров тратится в рамках лесных субвенций из федерального бюджета примерно по семь миллиардов рублей в год). Тушение же всех лесных пожаров на всех без исключения землях лесного фонда, в том числе самых удаленных и труднодоступных, потребовало бы еще нескольких десятков миллиардов рублей ежегодно.
Предложения Гринпис по изменению зон контроля лесных пожаров и изменению финансирования соответствующих лесных полномочий
Без существенного увеличения финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий принципиально улучшить ситуацию с охраной лесов от пожаров невозможно. А поскольку решение о неувеличении этого финансирования в 2020 году уже принято (и принят закон о федеральном бюджете, прямо определяющий размер лесных субвенций каждому субъекту РФ) - то избежать крупной лесопожарной катастрофы в Сибири или на Дальнем Востоке в следующем году уже практически невозможно. Спасти российскую тайгу от очередной катастрофы в таких условиях может только чудо - например, очень сырые и холодные весна и лето сразу во всех крупных таежных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. А такие чудеса случаются редко, и они тем более маловероятны при сильно меняющемся климате.
Лесопожарную катастрофу заказывали? Ждите - заказ оплачен и будет доставлен через четыре месяца
0 коммент.:
Дописати коментар