01 лютого 2017

Санитаров хотят «вынести» из леса

Общественники в письме главе правительства выразили недоверие крупным чиновникам из МСХ.

В Восточно-Казахстанской области (ВКО) из-за предстоящего трехлетнего запрета на санитарную рубку хвойных насаждений может погибнуть половина предприятий, действующих в лесном секторе. Работы могут лишиться около 600 человек, финансовые убытки лесхозов составят за время моратория до 150 млн тенге, а бюджета – больше 300 млн тенге.

Письмо к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву написали руководители четырех общественных организаций Восточного Казахстана: президент ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимир Резанов, директор областной палаты предпринимателей Игорь Шацкий, председатель профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева, председатель союза автоперевозчиков ВКО Николай Масич.

В нем они выразили общественное недоверие вице-министру сельского хозяйства Ерлану Нысанбаеву, заместителю председателя республиканского комитета лесного хозяйства и животного мира Кайрату Устемирову, начальнику управления леса и особо охраняемых территорий этого ведомства Максату Елемесову.

В лесу стало жарко

«В Восточно-Казахстанской области резко накалилась обстановка в лесной отрасли, – пишут подписанты. – Фактически на несколько лет принимается мораторий на вырубку хвойных пород. Принятие приказа обусловлено не рядом фактических материалов, а рядом ничем не подтвержденных, надуманных причин, не имеющих под собой оснований для таких выводов».
В письме премьеру общественники пишут о том, что приказ о запрете санитарных рубок был подготовлен без всяких научных исследований о вредоносном действии санитарных рубок на состояние лесов, а также без предварительного изучения того, какие последствия для лесной промышленности повлечет за собой мораторий. Наконец, чиновники не учли тот немаловажный факт, что предприниматели уже запланировали свою деятельность на 2017 год с учетом санитарных рубок. В то же время из-за предыдущих запретительных мер чиновников в регионе стала невозможной заготовка хвойной древесины, имеющей рыночный спрос.

Как отмечают в своем письме общественники, негативные тенденции в лесной промышленности стали нарастать с 2003 года с началом реформ, введением моратория на рубку главного пользования хвойных пород.

«Что в итоге получили? Численность работавших в лесу в 2003 году сократилась с 4500 до 2500, а сейчас в лесу работают от 1300 до 1500 человек. Число предприятий уменьшилось с 495 до 86–100 с учетом сезонных», – пишут премьеру общественники, отмечая, что такое положение дел, на их взгляд, стало следствием непродуманной  политики со стороны республиканского комитета.

Кстати, сами предприниматели согласились прокомментировать свою ситуацию и письмо общественников только на условиях своей анонимности. В разговоре с abctv.kz они утверждают, что каждое критическое выступление в СМИ в адрес комитета лесного хозяйства и животного мира дорого им обходится, они попадают под прессинг.

В 2005 году в Казахстане был обоснован институт долгосрочного лесопользования, когда государство предоставляет лес предпринимателям в аренду на 49 лет. Как прокомментировал abctv.kz один из авторов письма, президент ассоциации предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Владимир Резанов, сейчас в ВКО действуют 15 предприятий-долгосрочников, а также около 100 небольших предприятий-лесопользователей. Согласно Лесному кодексу РК, заготовками леса имеют право заниматься долгосрочники и лесовладельцы – лесхозы.  По сложившейся практике лесхозы в регионе рубят лес не только там, где нет предприятий-долгосрочников, но ежегодно и активно «залезают» на их территории.

«У долгосрочника – контракт с государством на 49 лет, нарушая его права, лесхозы у него на территории рубят лес. Я стал одним из первых, кто несколько лет назад стал критиковать санитарные рубки в том виде, в каком они существуют, – отметил г-н Резанов. – У нас объемы санитарных рубок хвойных пород достигали ежегодно 130–160 тыс. кубометров, при этом долгосрочники рубили только 30 тыс. кубометров, а остальное – лесхозы. На недавней встрече предпринимателей и общественников с г-ном Устемировым я прямо сказал, что долгосрочник не может зайти в лес без разрешения, а это разрешение на рубку он не получит, пока комитет лесного хозяйства и животного мира не выделит ему фонды! Тогда о каких бесконтрольных санитарных рубках идет речь?»

Как пояснили эксперты в комитете лесного хозяйства и животного мира, сейчас приказ о запрете санитарных рубок с 1 мая 2017 года еще не подписан и не вступил в законную силу.
«Мы разместили проект приказа на официальном интернет-ресурсе министерства сельского хозяйства, сам приказ проходит стадию согласования с государственными органами», – информировали эксперты.

Как следует из текста проекта приказа, «запрет на проведение санитарных рубок в хвойных насаждениях на участках государственного лесного фонда до получения результатов научных исследований болезней и вредителей леса в хвойных насаждениях и свежих материалов лесоустройства».

По действующей практике в конце каждого года через комитет лесного хозяйства и животного мира предприятиям-долгосрочникам выделяют лесные фонды на будущий год. В этих документах расписаны все виды рубок и их объемы по каждому предприятию, лесхозу, они основаны на материалах лесоустройства, которое у нас в регионе проводили с 2009 года.

«Обычно документы по выделению фондов поступали к нам из комитета в двадцатых числах декабря. Но 2017 год оказался особенным, – рассказали долгосрочники. – Фонды нам выделили только в середине января. Самое главное – приказ о запрете еще не подписан и не вступил в законную силу, а все виды санитарных рубок, сплошные и выборочные, уже убрали из документов о выделении нам фондов. То есть фактически эти рубки уже запрещены. Сейчас фактически разрешены рубки лиственных пород, но спрос на них на рынке очень ограничен. При разрешенных объемах рубок   лиственной древесины примерно 63844 кубометра реально будут освоены около 50 тыс. Но с комитетом лесного хозяйства и животного мира трудно разговаривать – там нет ни одного специалиста лесной промышленности».

Слова предпринимателей корреспонденту abctv.kz полностью подтвердили общественники. Они добавили, что сейчас остались разрешенными рубки главного пользования на хвойные насаждения – всего 9103 кубометра на весь Восточный Казахстан. Главная проблема для предпринимательства заключается в том, что этот лес находится в труднодоступных, а то и вовсе недоступных местах. Туда нужно прокладывать дороги, запасаться специальной техникой, и фактически осваивать лес в таких местах бизнесу экономически не выгодно.

Запретить – и точка!

Впервые о твердом намерении ввести запрет на санитарную рубку объявил на всю страну осенью прошлого года в ходе онлайн-конференции с регионами вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев. На днях в Усть-Каменогорске побывал заместитель председателя комитета лесного хозяйства и животного мира Кайрат Устемиров, который на встрече с общественниками и предпринимателями еще раз подтвердил намерения минсельхоза и входящего в его состав комитета запретить санитарные рубки в лесу. Он отметил, что подготовленный приказ находится на регистрации в органах юстиции и должен появиться со дня на день. Основные доводы чиновников по вводу моратория – то, что якобы объем санитарных рубок, который определяли материалы лесоустройства в 2010 году, освоен досрочно. В комитете говорят, что недобросовестные предприниматели под видом санитарных рубок, которые предназначены для очистки леса от больных, гнилых деревьев, заготавливают здоровую древесину. Тем временем чахлые насаждения, по словам чиновников, остаются гнить в лесу и захламлять территории.

«За последние годы объемы санитарных рубок в несколько раз превысили объемы рубок главного пользования», – утверждает Кайрат Устемиров.

В Казахском лесоустроительном предприятии также подчеркивают, что главная цель санитарных рубок – улучшение состояния казахстанских лесов – пока не достигнута.
Общественники в свою очередь в письме пишут, что доводы лесных чиновников в защиту моратория на санитарные рубки – это препятствия к развитию института долгосрочного лесопользования как легального бизнеса, огромное

желание сохранить монополию лесхозов, в которых высоки коррупционные риски.
В своем письме общественники просят премьер-министра приостановить введение действия приказа по запрету санитарных рубок до проведения следующего лесоустройства в 2019 году либо научных исследований по этой теме, а также вынести поручение об изучении состояния и путей развития лесного сектора экономики страны.

Ольга Ушакова, ВКО
http://www.abctv.kz/ru/news/sanitarov-hotyat-«vynesti»-iz-lesa

31 Января 18:01

0 коммент.:

Дописати коментар