04 лютого 2017

Новые правила пожарной безопасности в лесах утверждены в Беларуси


4 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Постановлением Министерства лесного хозяйства №70 от 19 декабря 2016 года утверждены правила пожарной безопасности в лесах Беларуси. Документ сегодня официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

Скачать документ

Правила устанавливают требования пожарной безопасности в лесном фонде страны и являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами. Постановлением Минлесхоза, в частности, установлены организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, общие требования по обеспечению безопасности в пожароопасный сезон, общие требования по охране леса от пожаров. Кроме того, установлены требования пожарной безопасности при проведении рубок леса, при осуществлении заготовки живицы, второстепенных лесных ресурсов.

Документом также утверждены обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство по охране лесного фонда от пожаров, положение о пожарно-химических станциях, перечень обязательных противопожарных мероприятий в лесах и др.

Постановление Министерства лесного хозяйства №20 от 10 августа 2010 года "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь" признано утратившим силу.

Постановление №70 вступило в силу с 31 декабря 2016 года

Общество 04.02.2017 | 13:39


Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.02.2017, 8/31562


ПОСТАНОВЛЕНИЕ М
ИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
19 декабря 2016 г. № 70



Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь


В соответствии c подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 12 Лесного кодекса Республики Беларусь Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемые Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 10 августа 2010 г. № 20 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 31 декабря 2016 г.


Министр                                        М.М.Амельянович


СОГЛАСОВАНО
Министр
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
В.А.Ващенко

16.12.2016


УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь 
19.12.2016 № 70



ПРАВИЛА
пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь



РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования пожарной безопасности в лесном фонде Республики Беларусь и являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.

2. Настоящие Правила применяются наряду с другими нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь (далее -ТНПА).

3. В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. горимость лесов - величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей площади лесов;

3.2. класс пожарной опасности лесов по условиям погоды - относительная оценка степени пожарной опасности лесов, обусловленная погодой, при неизменных пожарных особенностях охраняемой территории и источников огня;

3.3. костер - контролируемый огонь, представляющий собой горящие материалы, сложенные в кучи;

3.4. массовое мероприятие в лесу - определенное законодательством мероприятие, проводимое при массовом скоплении людей на землях лесного фонда;

3.5. лесной пожар - пожар, распространяющийся по лесным землям, а также нелесным землям (подземный пожар);

3.6. ликвидация лесного пожара - прекращение горения на пожаре;

3.7. минерализованная полоса - искусственный противопожарный барьер, созданный путем обнажения минерального грунта;

3.8. пожароопасный сезон в лесу (далее - пожароопасный сезон) - часть календарного года, в течение которого возможно возникновение лесного пожара;

3.9. прогнозирование лесных пожаров - определение вероятности возникновения и распространения лесных пожаров во времени и пространстве на основе анализа данных учета лесных пожаров;

3.10. противопожарный заслон - искусственный противопожарный барьер лесного пожара в виде очищенной от наземных горючих материалов полосы леса, расчлененной дорогой и системой минерализованных полос;

3.11. противопожарные мероприятия - организационные меры и (или) технические средства, направленные на предотвращение возникновения и распространения пожара, а также на обеспечение его ликвидации;

3.12. противопожарный разрыв - искусственный противопожарный барьер в виде просеки;

3.13. противопожарное обустройство лесного фонда - система мероприятий на территории лесного фонда, которые предупреждают и ограничивают возникновение и развитие пожаров, способствуют их обнаружению и ликвидации;

3.14. профилактика лесного пожара - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и (или) распространения лесного пожара;

3.15. стена леса - край леса, примыкающий к вырубке;

3.16. тушение пожара - процесс воздействия сил и средств, использование методов и приемов, направленных на ликвидацию пожара.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

4. Начало и окончание пожароопасного сезона в зависимости от погодноклиматических условий и природной пожарной опасности лесного фонда устанавливаются приказами юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

5. Местные исполнительные и распорядительные органы принимают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда решения об ограничении нахождения или о введении запрета на нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов осуществляющих контроль в соответствии с пунктом 2 статьи 106 Лесного кодекса, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях.

6. Ответственность за нарушение и (или) невыполнение требований настоящих Правил в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности» (Ведамасці Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь, 1993 г., № 23, ст. 282), Лесным кодексом, а также другими нормативными правовыми актами несут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

7. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:

7.1. проводить противопожарное обустройство лесного фонда, принимать меры по предотвращению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности, профилактике и своевременному выявлению и тушению лесных пожаров и другие меры в соответствии с законодательством Республики Беларусь и требованиями ТНПА;

7.2. проводить инструктаж и проверку знаний работников по правилам пожарной безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 53, 8/20209), постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 56, 8/20455).

8. Руководители юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, обязаны:

8.1. обеспечивать выполнение настоящих Правил;

8.2. устанавливать (приказом юридического лица, ведущего лесное хозяйство) порядок и сроки прохождения пожарно-технического минимума (далее - ПТМ), а также назначать лиц, ответственных за его проведение. Примерная программа ПТМ приведена в приложении 4;

8.3. обеспечивать своевременную очистку противопожарных разрывов и заслонов, минерализованных полос от захламленности;

8.4. осуществлять контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных технологической картой на разработку лесосеки, заготовку пней и корней.

9. Лесопользователи обязаны:

9.1. знать и выполнять требования пожарной безопасности;

9.2. перед получением лесорубочного билета разрабатывать для конкретного участка лесного фонда Перечень обязательных противопожарных мероприятий согласно приложению 6, который утверждают юридические лица, ведущие лесное хозяйство, в виде Плана противопожарных мероприятий согласно приложению 7;

9.3. перед началом пожароопасного сезона провести инструктаж работников о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров;

9.4. при проведении работ в лесу хранить легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости (далее - ЛВЖ и (или) ГЖ) в закрытой таре в специально отведенном месте, очищенном в пожароопасный сезон от растительного покрова и других горючих материалов;

9.5. в случае возникновения лесного пожара принимать меры по его тушению и немедленно сообщать о нем юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, либо подразделениям по чрезвычайным ситуациям и (или) государственным организациям, подчиненным Министерству по чрезвычайным ситуациям.

10. Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, по охране лесного фонда от пожаров в пожароопасный сезон определяются классом пожарной опасности по условиям погоды согласно приложению 1.

11. Пожарно-химические станции (далее - ПХС) и пункты противопожарного инвентаря (далее - ППИ) создаются юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, согласно приложению 2. ПХС и ППИ должны быть обеспечены средствами пожаротушения согласно приложению 3.

Деятельность ПХС государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» осуществляется в соответствии с Положением о ПХС, утвержденным Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и согласованным с республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям. ППИ, их расположение и оснащенность минимальным перечнем средств пожаротушения на территории государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник» устанавливается указанным Положением.

12. Пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивно-массовых, физкультурнооздоровительных и спортивных целях допускается в установленном порядке при условии их противопожарного обустройства и согласования с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.

РАЗДЕЛ II
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

13. В пожароопасный сезон запрещается:

13.1. разводить костры в хвойных несомкнувшихся древостоях и молодняках 1 класса возраста, на участках поврежденных лесных насаждений, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой. Допускается разведение костров (в том числе с использованием приспособлений: мангалов, барбекю, гриль, газовых плит и т.п.) при условии:

их размещения на площадках окаймленных минерализованной (очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,25 м, а также исключающем повреждение огнем крон, стволов и корневых лап растущих деревьев, кроме запрещенных участков;

постоянного контроля за процессом горения и обеспечения средствами тушения (огнетушитель, емкость с водой, лопата и т.п.). По миновании надобности костер должен быть потушен до полного прекращения тления.

Примечание. К несомкнувшимся древостоям относятся посадки молодых деревьев (или естественно произрастающие) высотой до 1 м; к молоднякам 1 класса возраста относятся насаждения от смыкания древостоев до 20 лет включительно (ориентировочно высотой до 15 м);

13.2. оставлять непотушенные источники горения, тления (горящие спички, окурки, горячую золу и др.);

13.3. применять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

13.4. оставлять промасленные или пропитанные ЛВЖ и (или) ГЖ, а также иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.);

13.5. заправлять топливные баки машин и механизмов в неустановленных местах, а также при работающих двигателях; использовать машины с неисправностями, приводящими к вытеканию ЛВЖ и (или) ГЖ, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

13.6. выжигание хвороста, лесной подстилки, травы и других лесных горючих материалов на землях лесного фонда;

13.7. хранение на противопожарных разрывах и заслонах, минерализованных полосах и т.п. лесных ресурсов (древесины и другой лесной продукции);

13.8. выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

14. Подразделения по чрезвычайным ситуациям и (или) государственные организации, подчиненные республиканскому органу государственного управления по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие авиационную охрану лесов, обязаны своевременно передавать информацию обо всех обнаруженных нарушениях настоящих Правил и лесных пожарах юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и республиканскому органу государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

РАЗДЕЛ III
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ЛЕСА ОТ ПОЖАРОВ

15. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, ежегодно:

15.1. проводят на участках лесного фонда, противопожарные мероприятия в соответствии с действующими ТНПА;

15.2. разрабатывают и выполняют мероприятия по предупреждению лесных пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесном фонде;

15.3. до начала пожароопасного сезона представляют на утверждение местным исполнительным и распорядительным органам согласованные с заинтересованными планы привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории;

15.4. проводят учет лесных пожаров, анализируют причины их возникновения на находящейся в их ведении территории лесного фонда и своевременно принимают меры к устранению этих причин;

15.5. информируют органы государственного пожарного надзора в случаях не проведения работ по опашке сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных земель и другими организациями земель вокруг населенных пунктов, граничащих с лесным фондом;

15.6. привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории.

РАЗДЕЛ IV
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РУБОК ЛЕСА

16. Технологическая карта на разработку лесосеки должна отвечать требованиям настоящих Правил и требованиям, установленным Министерством лесного хозяйства.

17. Порубочные остатки на сплошных рубках укладывают в кучи (валы) или разбрасывают их в измельченном виде по лесосеке на расстоянии не менее 10 м от стены леса.

18. Сжигание порубочных остатков при сплошных рубках от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок, производится после окончания пожароопасного сезона, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в кучах при I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

19. Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещено.

ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАГОТОВКИ ЖИВИЦЫ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

20. Лесопользователи, осуществляющие заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов (за исключением новогодних деревьев хвойных пород) в пожароопасный сезон обязаны:

20.1. размещать основные и промежуточные склады для хранения на очищенных от горючих материалов площадках в соответствии с технологической картой, утвержденной в установленном порядке;

20.2. содержать территорию в радиусе 50 м от мест заготовки и хранения, очищенную от горючих материалов; проложить по границам указанной территории минерализованную полосу шириной не менее 1,4 м, а на сухих почвах - две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5-10 м одна от другой и в пожароопасный сезон регулярно их подновлять по мере зарастания растительностью;

20.3. обеспечивать патрулирование мест заготовки и хранения в период пожароопасного сезона при III-V классах пожарной опасности и в нерабочее время силами лесопользователей.


Приложение 1
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь


Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, по охране лесного фонда от пожаров

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны обеспечить получение от гидрометеорологической службы ежедневной информации за последние сутки и краткосрочный (до трех дней) прогноз горимости лесов по областям и районам в виде изолиний, в том числе различной окраски, по классам пожарной опасности, нанесенных на синоптические карты.

Степень пожарной опасности в лесу по условиям погоды оценивается комплексным показателем Диченкова Н.А., который вычисляется в соответствии с СТБ 1408-2003 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров. Общие требования» на основе данных о температуре воздуха в 14 часов (в градусах), точке росы (в градусах), количестве сухих дней, влияющих на изменение влажности лесных горючих материалов. Работа юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, иных организаций регламентируется в зависимости от класса пожарной опасности в лесу по условиям погоды (таблица 1).

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны руководствоваться в своей работе по охране лесов от пожаров информацией о возможной загораемости лесов, получаемой от гидрометеорологической службы, прогнозами пожарной опасности, сигнализацией о наиболее опасных метеорологических явлениях, влияющих на пожарную обстановку.

Таблица 1

Класс
пожарной
опасности
(горимости)
Комплексный
показатель
Работы юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, по охране лесного фонда от пожаров




I

До 150 (полная негоримость)Проводится наземное маршрутное патрулирование лесного фонда в местах огнеопасных работ для осуществления надзора за пожарной безопасностью. Авиационное патрулирование лесов не проводится. Могут проводиться разовые полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи в их тушении, а также полеты для контроля за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь в местах огнеопасных работ. Дежурство в установленных местах осуществляется при необходимости с 11 до 17 часов.

Команды авиационной охраны лесов, если они не заняты тушением ранее возникших лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах
II 151-500 (слабая горимость) Проводится наземное маршрутное патрулирование лесов с 11 до 17 часов на участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности, а также в местах отдыха людей в лесах.

Авиационное маршрутное патрулирование проводится через 1-2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время.

Осуществляется наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах с 11 до 17 часов
III 501-4000
(средняя горимость)

Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 10 до 19 часов в участках, отнесенным к I, II, III классам пожарной опасности и усиливается на участках лесных работ и в местах, наиболее посещаемых населением. Авиационное маршрутное патрулирование проводится 1-2 раза в течение дня в период с 10 до 17 часов по каждому маршруту. Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах осуществляется с 10 до 19 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, находятся в местах оповещения. Средства пожаротушения должны быть проверены и приведены в состояние готовности. Проводится агитационная и разъяснительная работа по бережному отношению к лесам, осторожному обращению с огнем и ответственности за нарушение пожарной безопасности в лесах.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство:

ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов;

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории;

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда решения об ограничении нахождения или о введении запрета на нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов осуществляющих контроль в соответствии с пунктом 2 статьи 106 Лесного кодекса, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях
IV                                                                                         4001-10 000
(высокая
 горимость)                                                                  
Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится с 8 до 20 часов на участках лесных работ, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности.

Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее двух раз в день в период с 10 до 19 часов по каждому маршруту. Команды авиационного маршрутного патрулирования находятся в состоянии готовности к вылету и участию в тушении лесных пожаров.

Наблюдение за возгоранием лесом осуществляется в течение светового дня, дежурство в установленных местах проводится с 8 до 20 часов. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, другие формирования и средства пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности к использованию.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство: ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов;

оповещают юридических лиц, привлекаемых к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории, о высокой горимости лесов, и приведении в состояние готовности сил и средств пожаротушения;

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории;

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом;

организуют дежурство руководителей и инженерно-технических работников, непосредственно ведающих вопросами охраны лесов, в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда решения об ограничении нахождения или о введении запрета на нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов осуществляющих контроль в соответствии с пунктом 2 статьи 106 Лесного кодекса, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях
V                                                                  более 10 000
(чрезвычайная
горимость)                                                                         
Все внимание юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, иных организаций должно быть направлено на охрану лесов от пожаров. горимость) Наземное маршрутное патрулирование лесов проводится в течение

всего светового дня, а в местах с высокой вероятностью возгораний -круглосуточно. Для усиления наземного маршрутного патрулирования лесного фонда привлекаются рабочие и служащие юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Авиационное маршрутное патрулирование проводится не менее 3 раз в течение дня по каждому маршруту.

Наблюдение за лесами и дежурство в установленных местах проводится так же, как и при IV классе пожарной опасности. Для обеспечения наземного маршрутного патрулирования дополнительно привлекается техника с производственных работ. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, нештатные формирования и средства пожаротушения находятся в состоянии повышенной готовности.

Численность команд авиационного маршрутного патрулирования увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке маневрирования. Команды авиационного маршрутного патрулирования, кроме отдельных их бригад, которые находятся в полете или на тушении пожаров, должны быть в полной готовности к немедленному вылету и участию в тушении лесных пожаров.

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство:

ограничивают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда нахождение граждан, въезд транспортных средств, проведение работ в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов;

оповещают юридических лиц, привлекаемых к тушению лесных пожаров согласно плану привлечения сил и средств, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории, о высокой горимости лесов, и приведении в состояние готовности сил и средств пожаротушения;

в необходимых случаях привлекают силы и средства для тушения лесных пожаров в соответствии с утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами планами привлечения сил и средств, которые используются для тушения лесных пожаров, на соответствующей территории;

организуют передачу сообщений о пожарной опасности в лесу, установленных ограничениях и запретах, ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в средствах массовой информации, общественных местах и на транспорте;

доводят до всеобщего сведения информацию о месте нахождения участков лесного фонда, на которых установлены ограничения и запреты, путем ее размещения на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, в средствах массовой информации, установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом;

организуют на весь период сохранения чрезвычайной пожарной опасности круглосуточное дежурство ответственных работников.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают в случаях угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условий, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории лесного фонда решения об ограничении нахождения или о введении запрета на нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, за исключением транспортных средств юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и органов осуществляющих контроль в соответствии с пунктом 2 статьи 106 Лесного кодекса, а также органов сил обеспечения национальной безопасности, перечисленных в пункте 60 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), проведение на территории лесного фонда работ, информируют _население о принятых решениях_
                                                        


Приложение 2
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь

Положение о пожарно-химических станциях

1. Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования пожарно-химических станций (далее - ПХС) в юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, а также их задачи по обеспечению своевременной ликвидации очагов возгорания на территории лесного фонда, рациональному использованию противопожарного инвентаря, технических и химических средств пожаротушения, эффективному применению тактических приемов тушения лесных и торфяных пожаров.

2. ПХС - это подразделение юридического лица, ведущего лесное хозяйство, оснащенное пожарной техникой, средствами пожаротушения и связи, которые организуются для ликвидации лесных и торфяных пожаров.

3. ПХС создаются двух типов: первого (ПХС-1) и второго (ПХС-2).

4. ПХС-1 создаются при структурных подразделениях юридических лиц, ведущих лесное хозяйство и оснащаются средствами пожаротушения согласно приложению 3.

5. Задачей ПХС-1 является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда (до 20 тыс. га).

6. ПХС-2 создаются при юридических лицах, ведущих лесное хозяйство, и оснащаются средствами пожаротушения согласно приложению 3.

7. Задачей ПХС-2 является ликвидация очагов возгораний на территории лесного фонда (свыше 20 тыс. га), а также оказание помощи ПХС-1 в тушении крупных лесных и торфяных пожаров в лесном фонде соответствующих юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

8. С учетом месторасположения наиболее уязвимых, с точки зрения формирования масштабных чрезвычайных ситуаций, территорий возможных очагов крупных лесных и торфяных пожаров в лесном фонде (большие массивы лесных культур и молодняков хвойных пород, торфоразработки, крупные болота верхового типа, зоны интенсивной рекреации и т.п.) государственным производственным лесохозяйственным объединениям республиканского органа государственного управления по лесному хозяйству рекомендуется на их базе (в пределах области) создать сеть укрупненных ПХС-2.

9. ПХС размещаются в существующих административных, хозяйственных зданиях либо строятся в непосредственной близости от них. Помещения должны обеспечивать надлежащие условия для хранения средств пожаротушения, а также сосредоточения сил пожаротушения в период пожароопасного сезона.

10. ПХС должны иметь устойчивую связь (радиосвязь, сотовая связь, проводная связь) с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, их структурными подразделениями и подразделениями по чрезвычайным ситуациям.

11. При структурных подразделениях юридического лица, ведущего лесное хозяйство, не имеющих ПХС, создаются пункты противопожарного инвентаря (далее -ППИ), оснащенные согласно приложению 3.

12. Ответственность за оснащение ПХС и ППИ средствами пожаротушения согласно приложению 3 несет руководитель юридического лица, ведущего лесное хозяйство.

13. Руководство деятельностью ПХС, а также непосредственный контроль за состоянием, хранением и использованием закрепленных за ПХС и ППИ средств пожаротушения осуществляет начальник ПХС или инженер по охране леса (ПХС-2), лесничий (ПХС-1; ППИ). При каждой ПХС организуется команда, состав и численность которой определяется начальником ПХС или инженером охраны леса, устанавливаются обязанности членов команд, распределяются и закрепляются средства пожаротушения и транспорт. Руководитель структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, из числа должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, и постоянных рабочих структурного подразделения юридического лица, ведущего лесное хозяйство, формирует (приказом) бригады, которые при необходимости самостоятельно тушат лесные пожары.

14. Работа на ПХС имеет сезонный характер и регламентируется классом пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Она завершается после окончания пожароопасного сезона, когда средства пожаротушения подготовлены к зимнему хранению.

15. Регламент работы ПХС:

15.1. В периоды I и II классов пожарной опасности в лесах по условиям погоды должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, если они не заняты на тушении пожаров, находятся в местах оповещения, занимаются подготовкой техники и снаряжения, другими мероприятиями по охране лесов, направленными на повышение готовности к пожаротушению;

15.2. В период III класса пожарной опасности в лесах по условиям погоды должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, если они не заняты на тушении пожаров, находятся в полной готовности к немедленному выезду на пожар. Оборудование, противопожарный инвентарь и иные средства пожаротушения должны быть погружены на транспортные средства. Самоходная пожарная техника находится в полной готовности к выезду на пожар;

15.3. В периоды IV и V классов пожарной опасности по условиям погоды должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, другие привлекаемые работники, если они не заняты на тушении лесных пожаров, находятся в местах дежурства. Использование должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, непосредственно занимающихся вопросами охраны лесов на работах, не связанных с тушением пожаров, категорически запрещается;

15.4. По распоряжению руководителя (либо лица его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, в периоды, не опасные в пожарном отношении (I класс пожарной опасности), должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, могут привлекаться к выполнению профилактических и других противопожарных мероприятий на территории лесного фонда.

16. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, непосредственно ведающие вопросами охраны лесов обязаны:

16.1. ежегодно проходить курс обучения по вопросам тактики и техники тушения лесных и торфяных пожаров, ориентированию на местности;

16.2. знать способы и средства тушения лесных и торфяных пожаров, иметь практические навыки применения средств пожаротушения, в том числе машин, мотопомп и других механизмов;

16.3. выполнять регламент работы ПХС в зависимости от класса пожарной опасности в лесах по условиям погоды;

16.4. при поступлении сигнала о пожаре в лесном фонде по команде уполномоченного должностного лица незамедлительно выезжать на место пожара и выполнять распоряжения руководителя работ по тушению лесного пожара;

16.5. при тушении лесных пожаров не оставлять своего места без разрешения руководителя работ по тушению пожара, за исключением случаев получения травм, ожогов, ранений или отравлений дымом, а также случаев, создающих угрозу для жизни работника (окружение огнем), предупредив об этом руководителя работ по тушению пожара;

16.6. уметь оказывать себе и другим первую медицинскую помощь при ранениях, травмах, ожогах и отравлении дымом;

16.7. поддерживать в исправном состоянии средства пожаротушения;

16.8. по распоряжению уполномоченного должностного лица выполнять работы по подготовке и мелкому ремонту средств пожаротушения.

17. За каждой пожарной машиной (или приравненной к ней) приказом юридического лица, ведущего лесное хозяйство, закрепляется водитель и рабочий.

18. Водитель пожарного автомобиля обязан:

18.1. по распоряжению уполномоченного должностного лица выезжать на закрепленной машине к пожару и выполнять указания руководителя работ по тушению пожара;

18.2. хорошо знать закрепленную за ним пожарную технику и умело использовать ее на работах по тушению лесных и торфяных пожаров;

18.3. своевременно производить уход, техническое обслуживание и ремонт закрепленной за ним техники;

18.4. обеспечивать постоянную готовность техники к выезду на пожар;

18.5. при необходимости знать и выполнять обязанности радиооператора при работе со средствами радиосвязи.

19. Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, непосредственно занимающиеся охраной лесов, в исключительных случаях и при соответствующей подготовке, по распоряжению руководителя (либо лица его замещающего) юридического лица, ведущего лесное хозяйство, могут привлекаться на тушение жилых домов в населенных пунктах, на производственных объектах, находящихся на территории обслуживания ПХС.

20. На каждую ПХС составляется паспорт согласно приложению 5.

21. Перед началом пожароопасного сезона проводятся учебно-тренировочные выезды команд для отработки взаимодействия при использовании средств и методов тушения лесных и торфяных пожаров и составляется акт готовности сил и средств пожаротушения к предстоящему пожароопасному сезону, утверждаемый руководителем юридического лица, ведущего лесное хозяйство.


Приложение 3
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь

Минимальный перечень средств пожаротушения, закрепляемых за пожарно-химическими станциями (ПХС) и пунктами противопожарного инвентаря (ППИ)

п/п
Наименование
Количество на ПХС и ППИ
ППИ
ПХС-1
ПХС-2
1
Пожарный автомобиль*, емкость не менее 1,5 м3, шт.
-
1
2
2
Прицепная цистерна** или емкость не менее 0,7 м3, шт.
1
-
-
3
Колесный трактор (закрепленный за ПХС и ППИ) мощностью не менее 60 (81) кВт (л.с.), шт.
1
1
-
4
Плуг, шт.
1
1
-
5
Мотопомпы (насосы) производительностью не менее л/мин, шт.
100
1
1
2
400
2
3
6
Бензопила мощностью не менее 2 кВт, шт.
1
1
1
7
Зажигательный аппарат (паяльная лампа), шт.
2
3
5
8
Ранцевый лесной огнетушитель, шт.
10
15
25
9
Радиостанции не менее, шт.
2
3
5
10
Пожарные напорные рукава, Q мм, п.м., не менее
77
-
100
300
51
200
300
600
11
Ствол ручной, шт.
2
4
8
12
Ствол торфяной (глубинный) при необходимости, шт.
1
2
4
13
Разветвление трехходовое, шт.
1
2
3
14
Г оловки соединительные переходные, шт.
2
4
6
15
Ведро металлическое, 10 л, шт.
2
3
6
16
Топор, шт.
5
5
10
17
Лопата, шт.
25
50
70
18
Аптечка с медикаментами, шт.
1
2
4
19
Канистра или бидон для воды, 20 л, шт.
1
1
3
20
Комплект огнезащитной одежды
3
не менее числа членов команд ПХС
21
Средства защиты глаз и органов дыхания (защитные очки, респираторы и т.п.)
3
не менее числа членов команд ПХС
22
Огнетушащее вещество для борьбы с лесными пожарами, кг
-
200 300

* Пожарные автоцистерны и автонасосы, другие автомобили, колесные тракторы и агрегаты, оборудованные насосами для подачи воды и других огнетушащих средств, производительностью не менее 40 л/с.

** Передвижная емкость для воды на колесном ходу.

Приложение 4
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь

Типовая программа проведения занятий по ПТМ

Тема 1. Организация охраны лесов от пожаров (3 часа).

Положение о государственной лесной охране. Права и обязанности должностных лиц, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, в сфере охраны лесного фонда от лесных пожаров. Система организации охраны лесного фонда от лесных пожаров. Требования Правил пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь. Административное законодательство в области охраны лесного фонда от пожаров.

Тема 2. Предупреждение и обнаружение пожаров в лесном фонде (1 час).

Своевременность обнаружения лесных и торфяных пожаров. Противопожарная профилактика. Система обнаружения пожаров в лесном фонде. Применение норм законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, регулируемых охрану лесного фонда от лесных пожаров.

Тема 3. Пожары в лесном фонде (1 час).

Лесные горючие материалы и их горение. Основные причины возникновения пожаров в лесном фонде. Виды пожаров. Элементы пожара.

Тема 4. Тушение лесных и торфяных пожаров (6 часов).

Организационные мероприятия по тушению пожаров в лесном фонде. Техника и тактика тушения лесных (низовых, верховых) и торфяных пожаров. Особенности тушения пожаров в зависимости от рельефа местности. Особенности тушения лесных и торфяных пожаров на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.

Тема 5. Средства пожаротушения, применяемые для локализации и ликвидации пожаров в лесном фонде (2 часа).

Лесная пожарная техника. Ручные средства пожаротушения. Средства связи. Химические составы для борьбы с пожарами в лесном фонде.

Тема 6. Требования по охране и безопасности труда при тушении лесных и торфяных пожаров. (3 часа).

Общие требования к работникам, привлекаемым к тушению пожаров в лесном фонде. Средства индивидуальной защиты. Требования безопасности при проведении работ по тушению лесных и торфяных пожаров. Первая помощь пострадавшим.

Приложение 5
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь

Паспорт пожарно-химической станции


Паспорт ПХС


Карточка учета работ ПХС за 20 г.
п/п
Показатели
Дни месяца
12345678910и т.д.
1
Класс пожарной опасности лесов по условиям погоды (лесных участков)
2
Количество дежуривших членов команды
3
Количество выездов и их общая продолжительность:
3.1
на тушение пожара
3.2
на патрулирование
3.3
учебно-тренировочный выезд
3.4
прочие
4
Количество членов команды (бригады), участвовавших в выезде
5
Количество пожаров, возникших на обслуживаемой ПХС герритории/площадь пожара, га
6
Количество пожаров, потушенных силами ПХС/площадь пожара, га
7
Количество пожаров вне обслуживаемой ПХС территории, на которые привлекались силы и средства ПХС/площадь пожара, га
Журнал
учета работы личного состава ПХС за 20 г.
п/п
Ф.И.О.
Отработано чел.-дней
Всего
в том числе
на работах по тушению пожаров
техучеба и тренировки
на работах по противопожарному обустройству леса
на других работах



Приложение 6
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь


ПЕРЕЧЕНЬ
обязательных противопожарных мероприятий

1. Назначение ответственных лиц за выполнение правил пожарной безопасности в лесах.

2. Проведение инструктажа о соблюдении правил пожарной безопасности в лесах, предупреждении возникновения и способах тушения лесных пожаров.

3. Получение в установленном порядке информации о пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

4. Организация связи с должностными лицами, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны, при необходимости с подразделением по чрезвычайным ситуациям.

5. Разработка и утверждение в установленном порядке плана противопожарных мероприятий с обязательным приложением:

5.1. плана действий при возникновении лесного пожара;

5.2. схемы расположения объектов.

6. Обеспечение пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров мест лесозаготовок в соответствии с нормами (прилагаются).

7. Обустройство мест отдыха, курения, сбора мусора, производственных площадок, складов и других объектов в соответствии с требованиями ТНПА.

8. Устройство минерализованных полос в соответствии с требованиями ТНПА.

9. Очистка территории лесопользования в соответствии с требованиями ТНПА.

Примечание. Настоящий перечень является обязательным для лесопользователей, за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, осуществляющих лесопользование на участках лесного фонда, предоставленных им для ведения лесного хозяйства.




НОРМЫ
обеспечения пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров

п/п
Наименование
Площадь лесосеки, га
до 5
от 5 до 10
свыше 10
1
Емкость с водой объемом не менее 2 м3, шт.*
-
1
2
2
Мотопомпы (насосы) производительностью не менее 400 л/мин, шт.*
-
1
2
3
Трактор мощностью не менее 60 (81) кВт (л.с.), шт.*
-
1
1
4
Плуг ПКЛ-70 или другие почвообрабатывающие орудия, шт.*
-
1
1
5
Ствол торфяной, шт.**
-
1
2
6
Пожарные напорные рукава, Q 51 мм, п.м, не менее
-
100
200
7
Лопата, шт.
2
4
7
8
Ранцевый лесной опрыскиватель, шт.
2
3
5
9
Топор, шт.
2
3
4
10
Бензопила (пилы поперечные), шт.
1
2
3
11
Ведро 10 л, шт.
-
1
2

* При наличии автомобильных пожарных цистерн с общей емкостью, не менее указанной в пункте 1, оснащение техникой и оборудованием, указанными в пунктах 1-4, не обязательно.

** Для лесосек, расположенных на торфяниках.

Примечание. Пожарную технику и средства для тушения лесных пожаров следует размещать на лесосеке при проведении работ в течение пожароопасного сезона в обязательном порядке, при этом не должна использоваться пожарная техника, стоящая на вооружении у юридического лица, ведущего лесное хозяйство.


Приложение 7
к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель
(лесопользователь)

СОГЛАСОВАНО

Руководитель
(наименование юридического лица, ведущего лесное хозяйство)
(подпись, инициалы, фамилия) 20 г.
(подпись, инициалы, фамилия) 20 г.



ПЛАН
противопожарных мероприятий
(наименование лесопользователя, место лесопользования)

п/п
Наименование
мероприятия
Срок выполнения
Методика
выполнения
Ответственный за выполнение
Отметка о выполнении


Настоящий план подлежит обязательному исполнению. В случае неисполнения виновное лицо привлекается к административной ответственности в соответствии со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках).

__20_г. _ _

(подпись) (инициалы, фамилия)

Related Posts:

Сторінки (16)12345678910111213141516 Вперед

0 коммент.:

Дописати коментар