25 серпня 2017

В.Н.Петров. О моей двухмесячной стажировке в 2017 году в Германии по теме "Государственное управление лесами"

После возвращения из Германии хочу поделиться своими впечатлениями о лесном хозяйстве этой страны и предлагаю посмотреть краткое интервью по этому поводу:

Атмосфера. Лесопользование в Германии

В начале этого года я повышал квалификацию по теме: «Государственное управление лесами Германии». Финансирование расходов было из федерального бюджета этой страны, ознакомление с системой государственного управления лесами проходило в течение двух месяцев, условием получения гранта было знание профессионального немецкого языка и поддержка немецких коллег – преподавателей лесных вузов и управленческих структур лесного хозяйства Германии.

Самостоятельного министерства лесного хозяйства на федеральном уровне в Германии не существует, функции управления лесами осуществляет подразделение в составе Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства.

Говоря о государственном управлении лесами следует отметить основные базовые положения, на которых оно строится: федеративное устройство страны, исторически выдержанный баланс между законодательным регулированием и лесных отношений и наличием традиций и обычаев, рамочное лесное законодательство на всех уровнях и преобладание диспозитивных методов управления лесами.

Внесу пояснения к вышесказанному.

Федеративное устройство Германии формально схоже с федеративным устройством России. Однако реализация на практике принципов федерализма в корне отличает наши страны и, в частности, лесное хозяйство.

В Германии действует рамочный федеральный лесной закон, принятый в 1975 году, в который, за время его существования, было внесено всего три поправки.

Леса, произрастающие на территории федеральных земель, находятся в их собственности. Каждая федеральная земля имеет собственные полноценные лесные законы, исходя из экономических, лесохозяйственных и социальных условий и традиций. Лесные законы земель также носят рамочный характер. Какой-либо жесткой управленческой связи или контрольно-надзорной между федеральным уровнем управления лесами и землями не существует. Каждая земля выполняет функции по управлению лесами автономно, без оглядки на федералов.

Давние традиции и обычаи ведения лесного хозяйства на практике рассматриваются как полноценные источники лесного права. Видимо по этой причине ни в какой земле нет никаких подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. В это трудно поверить российскому работнику лесного хозяйства, но это действительно так. Есть красочные наставления и рекомендации, носящие пожелательный и учебно-практический характер, с широким диапазоном различных показателей для практического применения и выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ.

В связи с этим приходит на ум наша известная поговорка: «Забудь всему, чему тебя учили в вузе», в Германии в адрес молодых специалистов лесного хозяйства она звучит иначе: «Вспомни чему тебя учили в лесном вузе и примени это на практике».

Действительно, в основу любого НПА положено какое-либо учение или теория, поэтому они не могут быть лучше, чем сама теория. А вот суконный язык нормативного правового акта делает его трудноприменимым в реальной жизни, которая гораздо богаче, разнообразнее и динамичнее. К тому же многие наши акты носят исключительно императивный характер, что сковывает творческую инициативу работников лесного хозяйства…

Немецкие государственные лесхозы в нашем понятии – это комплексные лесные предприятия, которые заготавливают древесину, ведут охотничье хозяйство, управляют лесами, покупают и продают лесные земли, осуществляют контрольные и надзорные функции. Финансируются такие лесхозы из двух источников: из государственного бюджета конкретной федеральной земли и зарабатывают средства самостоятельно от продажи продукции (древесина, охота и пр.) и оказания услуг (населению, частным лесовладельцам и пр.). Все это напоминает схему финансирования наших лесхозов времен СССР.

О лесной экономике у нас и в Германии.

Несмотря на абсолютное совпадение названий, содержание экономик абсолютно различное. Для нас экономика часто ассоциируется с самым верхним ее срезом - соотношением доходов и расходов, не принимая во внимание факторы, повлиявшие на это соотношение. Это не экономика - это лесное счетоводство.

У немцев лесная экономика имеет очень широкое содержание, куда входят следующие неэкономические факторы: почвенные условия, климат и осадки; соответствие целевых древесных пород месту произрастания, инвентаризация с лесоустройством и, только потом сопоставление доходов и расходов лесного хозяйства.

Экономические показатели поднимают не каким-либо одним авральным проектом, например, интенсификацией лесопользования, а грамотным ведением лесного хозяйства с учетом достижений лесной науки и результатами практической деятельности.

В лесном хозяйстве Германии редко говорят о лесной экономике вообще, чаще об экономике по конкретной древесной породе: экономика сосны, ели и т.п.

Для каждой древесной породы установлена целевая концепция, например, для ели –это 100 деревьев/га, с учетом конкретного местопроизрастания…

Нет лесной экономики без лесного планирования. Лесоустроительные проекты составляются сроком на 10 лет, а каждый лесхоз составляет ежегодные планы ведения лесного хозяйства в рамках этого периода.

Все лесохозяйственные мероприятия и лесозаготовка основаны на творческом подходе и не имеют жесткой регламентации. Например, допускаются ежегодные перерубы лесхозами расчетной лесосеки, но к концу лесоустроительного периода фактическая заготовка должна соответствовать расчетной лесосеке. Расчетная лесосека определяется по каждому лесхозу и по каждому лесничеству. Объем рубки в течение года определяет самостоятельно лесничий на основе ежегодного плана ведения лесного хозяйства.

В ежегодном плане происходит соединение натуральных показателей лесоустройства со стоимостными, исходя из рыночных условий по каждой лесохозяйственной работе или лесозаготовительному циклу работ включая продажу древесины и оказание услуг.

Решение о рубке насаждений принимается в лесхозе исходя из диаметра насаждения, а не его возраста, часто проводят селективные заготовки.

В каждом земельном центральном управлении лесами имеется собственное подразделение выполняющее весь комплекс работ по инвентаризации и лесоустройству для каждого лесхоза на 10-летний период. Хотя, лесоустройство могут проводить как силами государственных лесоустроительных предприятий, так и сторонними частными специализированными организациями.

Стоимость проведения лесоустройства вместе с инвентаризацией - около 60 евро/га.

10-летний лесоустроительный план содержит только натуральные показатели.

Государственные лесхозы могут выполнять лесозаготовительные работы как своими силами, так и сторонними специализированными организациями.

Некоторые государственные лесные предприятия имеют собственными харвесторы и форвардеры, некоторые считают это экономически нецелесообразным и приглашают сторонних предпринимателей.

Для заключения договора на выполнение лесозаготовительных работ со сторонними предпринимателями центральные поземельные органы управления лесами объявляют конкурс в рамках всего европейского сообщества.

Лесные участки для заготовки древесины в аренду нигде в Германии не сдают, исключение составляет лишь охотпользование.

Весь персонал в государственном лесном предприятии (лесхозе) имеет специальное лесное образование, исключение составляют лишь сотрудники, работающие в таких областях как работа с общественностью, IT-персонал, уборщицы и т.п.

Государственные лесные предприятия охотно берут на производственную практику студентов лесных вузов и училищ. Если студент при прохождении практики одновременно работает в лесхозе, то он получает заработную плату от 250 до 550 Евро/мес.

Молодой специалист, окончивший лесной вуз или лесное училище, прибывая на работу в государственное лесное предприятие, обязан отработать один год как практикант затем сдать экзамен, получить свидетельство и только потом приступить к самостоятельной более оплачиваемой работе.

Рабочий на лесозаготовках зарабатывает около 2000 евро/мес брутто или 1400 евро/мес нетто плюс премиальные. Но это, как правило, только для рабочих. Руководящий состав получает твердый оклад. Например, руководитель государственного лесного предприятия получает в среднем 70 тыс. евро/год.

Лесные государственные предприятия продают древесину самостоятельно в круглом виде, перерабатывающих мощностей они не имеют.

Перевозка заготовленной древесины во двор потребителя производится сторонними предпринимателями, стоимость автомобильной перевозки 10-12 евро/кбм, среднее расстояние поставки древесины во двор потребителю - около 70-100 км.

Участковый лесничий работает только с натуральными показателями и порой не знает кому будет отгружена заготовленная древесина, Покупатели древесины не знают из какого лесничества поступает древесина.

Договора поставки круглого леса очень просты: 1-2 страницы текста, построены на доверии и честном слове предпринимателей.

Консультации частных и коммунальных лесовладельцев производят сотрудники государственных лесных предприятий бесплатно. В структуре практически каждого государственного лесного предприятия имеется отдел или ответственный сотрудник за оказание консультационных услуг в области ведения лесного хозяйства лесозаготовок продажи заготовленной древесины или бухгалтерского учета…

Продолжение следует …. готов ответить на вопросы посетителей форума.

Профессор, д.э.н., заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ имени С.М. Кирова В.Н. Петров

0 коммент.:

Дописати коментар