Положение о сбережении лесов
Лесоохранительным законом 1888 года была введена система защитных лесов. К защитным законом были отнесены "те леса, безусловное сохранение которых оказывается необходимым в видах государственной или общественной пользы" - в частности, леса, сдерживающие сыпучие пески, водоохранные и противоэрозионные. В защитных лесах запрещались "обращение почвы в другой вид угодий" и рубка растущего леса до утверждения специального плана хозяйства (беспрепятственно до составления плана хозяйства допускалась лишь заготовка валежника и сухостоя).
Законом предусматривались планы хозяйства для лесных дач: для защитных лесов - обязательные, для остальных - не обязательные, но дававшие лесовладельцам некоторые преимущества.
Расходы на составление планов хозяйства в защитных лесах оплачивались государственным казначейством, за исключением удельных и войсковых лесных дач, где они оплачивались иными ведомствами. Планами могли быть запрещены сплошные рубки, корчевание пней, пастьба скота и некоторые другие действия. Закон запрещал возлагать на собственников леса (кроме государства) меры, требующие дополнительных расходов, без согласия собственников; но допускал при отсутствии такого согласия принудительный выкуп таких лесов в казенную собственность.
Законом вводился также целый комплекс лесоохранительных мер более общего характера, распространявшихся на все леса. В частности, устанавливался конечный (хотя и обширный) перечень случаев, в которых допускалось обращение лесов в другие виды угодий; запрещались "опустошительные (сполшные) рубки растущего леса, вследствие которых истощается древесный запас, естественное лесовозобновление делается невозможным, и вырубленныя площади обращаются в пустыри"; запрещалась "пастьба скота на вырубках и в молодняках, не достигших пятнадцатилетняго возраста". Законом вводилось обязательное лесовосстановление, и предусматривалась возможность принудительного лесовосстановления в частном лесу за счет его владельца по сметам, утверждаемым Лесохранительным комитетом.
Законом предусматривался также целый комплекс"мер содействия и поощрения к сбережению и разведению лесов". В частности, защитные леса, а также в течение первых тридцати лет - искусственно разведенные лесонасаждения, освобождались от государственных и земских поземельных сборов. Лесному департаменту предписывалось из числа лесных ревизоров избирать "наиболее опытных лиц" в качестве советчиков и консультантов для частных лесовладельцев. Для лесных сторожей в частных лесах и в крестьянских лесных наделах предусматривались награды и денежные поощрения за хорошую работу.
Законом предусматривался весьма детальный порядок лесохранительного управления - системы мер по реализации этого закона. Ключевую роль в этой системе играли лесоохранительные комитеты, состав и полномочия которых в законе были четко и прямо прописаны; председательствовать в этих комитетах должны были губернаторы.
Принятие Лесоохранительного закона в 1888 году стало одной из главных предпосылок к последующему бурному росту в России правильного лесоуправления, лесной науки и образования, и всего того, что впоследствии получило неформальное название "золотого века российского лесного хозяйства". К сожалению, большинство лесных достижений той эпохи было впоследствии утрачено, а идея защитных лесов - извращена и опошлена. Для сбережения и рационального использования российских лесов сейчас необходимо принять какой-то современный аналог Лесоохранительного закона 1888 года - но на это наши нынешние законодатели, к сожалению, не способны.
0 коммент.:
Дописати коментар