21 квітня 2018

Дышать нечем! Чего не хватает украинским городам для лучшей жизни?



Зеленые насаждения – это легкие наших городов. Чем их больше, тем лучше экологический фон, качество воздуха и психологическая атмосфера в населенном пункте. Но в украинском контексте тема зеленых насаждений практически всегда связана с вопросом их нехватки, упадка или незаконной вырубки. EtCetera выяснил, как именно деревья и кусты делают жизнь горожан лучше и что каждый из нас может сделать для увеличения количества зеленых зон.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ. У зеленых насаждений крупных городов есть три главные проблемы: дефицит насаждений общего пользования (парков, скверов, зеленых зон внутри кварталов), их неудовлетворительное «физическое» состояние (деревья требуют обрезки, лечения и замены, а сами зеленые зоны – реконструкции) и недостаточное количество санитарно-защитных насаждений (это кусты и деревья вдоль дорог, которые задерживают шум и пыль). Нехватка ресурсов, а также политической воли и более-менее дальновидных планов благоустройства городов только усугубляют положение. Но даже те ресурсы, которыми обладают городские службы сейчас, порой используются нерационально, а то и вовсе неправильно (вспомнить хотя бы ставшие мемами фотографии обрубков деревьев – якобы после санитарной обрезки). В результате деревья, которые могли бы прослужить экосистеме города еще 8-10 и более лет, умирают в течение сезона после неумелых манипуляций с ними.




НОРМЫ. Установленная ВОЗ норма площади озеленения городов составляет 50 кв. метров на одного жителя. При этом вся эта «зелень» должна составлять не менее 40% площади населенного пункта. Цифра для современных мегаполисов практически нереальная. Например, на каждого жителя Чикаго приходится всего 12 кв. метров, в разных районах Парижа цифра колеблется от 3 до 14 кв. метров, а в Нью-Йорке – от 0 (!) до 20 кв. метров.

Лишь некоторые украинские города переваливают за отметку в 10 кв. метров на человека. Так, в Запорожье насчитывается чуть более 20, а киевская норма – 27 кв. метров зеленых насаждений на человека. Однако проблема еще и в том, что даже при относительно хороших показателях зеленые насаждения размещены очень неравномерно и их качество часто невысоко. Например, запорожская Хортица, площадью более 20 кв. километров, хоть и помогает городу вписываться в нормы, но не делает жизнь жителей отдаленных от нее районов лучше, ведь там такого количества растительности и близко нет. Что касается качества насаждений, то здесь большую роль играет их плотность и разнообразие. В парках и на придомовых территориях картина отличается. На придомовых территориях в старых спальных районах и рядом с новостроями – тоже.

ДОМА НАПИРАЮТ. Наиболее показательна (в негативном смысле) картина новых жилых районов – там, где новострои выросли в последние 10 лет. Здесь застройщики вообще не думали о компенсации ущерба, нанесенного высотками экосистеме города. Одно-два дерева (в лучшем случае) на придомовой территории 10-16-этажки, где число одних только автомобилей переваливает за сотню, – это ничто. И комфорта местным жителям это точно не добавляет.



ГАЗОНЫ ПРОТИВ ПЫЛИ. Первое, что приходит в голову, когда мы слышим словосочетание «загрязнение воздуха», – это выхлопные газы и выбросы предприятий. Но для таких городов, как Одесса, к примеру, большой проблемой также является пыль (об этом еще Пушкин писал). И решение этой проблемы, как говорится, под ногами. Если не полностью, то по большей части избавить город от пыли могут правильно обустроенные газоны, то есть полностью покрытые травой или другими застилающими землю растениями и надежно изолированные бордюрным камнем.

Такой прием не только уменьшает количество пыли в воздухе, не давая ветрам раздувать частицы земли, но также сохраняет влагу в почве, экономя городские ресурсы, затрачиваемые на полив.



ЛЕС НА КРЫШЕ. Практически любой вариант готовой городской застройки можно усовершенствовать при помощи зеленых насаждений. Иногда для этого приходится жертвовать дорогой или парковкой – тут уж у кого какие приоритеты.

Тем не менее, варианты есть, и они вполне применимы для украинских городов, хоть и ментально чужды нам. Еще один выход – обустройство зеленых зон на крышах домов. Особенно это подходит для спальных районов, где выстроены дома с плоскими кровлями. Лишь изредка эти пространства рационально используются, например, когда там размещают солнечные панели и коллекторы.

Но чаще всего наши крыши пустуют, лишая города довольно простой с технической точки зрения и финансово доступной возможности улучшить свою экосистему. Речь не идет о садах со сложными механизмами полива, как это практикуют, например, в Японии. Достаточно было бы постелить газон на небольшой слой грунта.


ПОЙДЕМ САЖАТЬ. Естественно, никакие газоны не заменят высадку деревьев. И раз уж города в административном и финансовом плане с этой задачей не справляются, все в руках общественности – бери саженец и иди сажай. Кстати, много где люди так и делают. Дважды в год во время «посадочных кампаний» общественники и представители бизнеса в Киеве, Одессе, Харькове и других городах инициируют субботники и акции по высадке деревьев и кустов. Это, скажем прямо, не всегда эффективно – не все энтузиасты озабочены поддержанием саженцев в течение года, и не везде городские службы берут такие посадки под свою опеку.

Тем не менее, это довольно действенный способ, во-первых, привлечь внимание власти к проблеме зеленых насаждений, а во-вторых, объединить общественность вокруг конкретной, посильной для каждого, экологической инициативы.

ДОЛОЙ ДОРОГИ. Из всех методов увеличения площади озеленения и улучшения их качества этот – самый дорогостоящий и «болезненный». В городах, где плотность застройки не позволяет разбивать дополнительные зеленые зоны, в XXI веке принято жертвовать проезжей частью. На некоторых участках (которые обычно запаркованы частным автотранспортом) четырехполосные дороги можно превратить в двухполосные, оставив их для проезда общественного транспорта, такси и экстренных служб. Освободившееся же пространство можно отвести под пешеходные зоны с велодорожками и зелеными насаждениями. Что делать с машинами – другой вопрос, уже из разряда создания и внедрения в городах современных транспортных стратегий.


0 коммент.:

Дописати коментар