В Приамурье введен режим ЧС в лесах
По распоряжению главы Рослесхоза в наиболее горимые регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов для координации работ по тушению лесных пожаров направлены представители ведомства
Главных причин возникновения и развития этой чрезвычайной ситуации с лесными пожарами две: во-первых, лесопожарная ложь, и во-вторых, массовое бесконтрольное выжигание сухой травы, в том числе под видом так называемых "контролируемых выжиганий".
Нынешняя чрезвычайная ситуация с лесными пожарами начала развиваться в отдельных районах Амурской области в последних числах марта. К утру 29 марта площадь действовавших в регионе лесных пожаров достигла примерно семидесяти тысяч гектаров, ситуация явно вышла из-под контроля, справиться с ней имевшимися в регионами силами без помощи дождей и снега (которых не ожидалось) было уже невозможно. Вот так выглядела ситуация с лесными пожарами в центральных районах Амурской области 29 марта 2018 года (мозаика космоснимков VIIRS за 29 марта с наложенными термоточками за день):
Однако, в официальной лесопожарной сводке за 29 марта не было отражено ни одного пожара, действовавшего в Амурской области. В сводках за 30 и 31 марта по Амурской области также не было отражено ни одного пожара; первый в Амурской области лесной пожар попал в официальную сводку только 1 апреля. Ссылки:
О лесопожарной обстановке в России по состоянию на 00:00 мск 29.03.2018
О лесопожарной обстановке в России по состоянию на 00:00 мск 30.03.2018
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 31.03.2018
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 01.04.2018
Первые лесные пожары на землях лесного фонда в Амурской области были отражены в официальной сводке за утро 3 апреля 2018 года:
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 03.04.2018
В рамках действующего лесного законодательства органы управления лесами и подведомственные им специализированные учреждения не могут принимать сколько-нибудь значительных мер по тушению лесных пожаров, если этих пожаров официально не существует. Это означает, что в первые по меньшей мере пять дней лесные пожары на землях лесного фонда в Амурской области были в основном предоставлены сами себе, а чрезвычайная ситуация развивалась совершенно бесконтрольным образом.
Пик нынешних лесных пожаров в Амурской области пришелся на 4-6 апреля 2018 года. По данным формы 4-ИСДМ системы дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, к утру 4 апреля 2018 года площадь действующих лесных пожаров на землях всех категорий в Амурской области достигла 382 тыс. га, к утру 6 апреля 2018 года - 650 тыс. га. Вот так выглядела ситуация с лесными пожарами в центральных районах Амурской области 4 апреля 2018 года (мозаика космоснимков VIIRS за 4 апреля с наложенными термоточками за день):
То же самое за 6 апреля:
Однако, в официальных сводках по Амурской области отображались все еще очень небольшие площади лесных пожаров: 4 апреля - 6,3 тыс. га, 5 апреля - 15,4 тыс. га, 6 апреля - 28,0 тыс. га. Ссылки:
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 04.04.2018
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 05.04.2018
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 06.04.2018
Таким образом, к пику развития нынешних лесных пожаров в Амурской области официально были признаны лишь около четырех процентов от охваченной ими площади. Очевидно, что если лесные пожары действуют на площади около 650 тысяч гектаров, а меры по борьбе с ними принимаются исходя из учтенной площади пожаров в 28 тысяч гектаров - справиться с огнем невозможно. В лучшем случае можно спасти от огня населенные пункты, какие-то критически важные объекты, и, может быть, остановить огонь на некоторых особо важных направлениях. Иными словами, если реально горело 650 тысяч гектаров, а тушили 28 тысяч - это значит, что с большей частью действовавших лесных пожаров никто не боролся и не мог бороться в рамках действующего законодательства.
7 апреля ситуация немного изменилась: горящие районы накрыло облаками, похолодало, местами выпали хоть и слабые, но все-таки осадки. Поскольку лес после зимы все еще относительно сырой, а горит в основном сухая прошлогодняя трава (в том числе на лесных землях) - даже такого похолодания и следов осадков оказалось достаточно, чтобы притушить пожары, сдержать их дальнейшее распространение. Прирост пройденной огнем площади за сутки составил менее двух тысяч гектаров, обстановка начала понемногу успокаиваться. Вот так выглядела ситуация с лесными пожарами в центральных районах Амурской области 8 апреля 2018 года (мозаика космоснимков Terra Modis за 29 марта с наложенными термоточками за день):
Тем не менее, площадь отраженных в официальных сводках лесных пожаров по Амурской области стала расти гораздо быстрее: в сводке за 7 апреля были отражены уже 41,7 тыс. га действовавших в Амурской области лесных пожаров, а в сводке за 8 апреля - 51,2 тыс. га. Этот рост связан не с реальным увеличением площадей лесных пожаров, а с тем, что некоторая часть ранее сокрытых от учета пожаров теперь постепенно включается в официальные сводки. Может быть, это делается для того, чтобы хотя бы на уровне статистической отчетности (которая по лесным пожарам формируется ежеквартально) сократить слишком очевидный разрыв между отчетностью и реальностью; а может быть, для того, чтобы будущие отчеты о ликвидации лесопожарной ЧС - когда пойдут дожди - выглядели солиднее.
Как бы то ни было, все вышесказанное однозначно свидетельствует о том, что на начальном этапе развития лесопожарной ЧС в Амурской области - тогда, когда можно было принять эффективные меры по снижению ущерба лесам и предотвращению угроз населенным пунктам и объектам инфраструктуры - чрезвычайная ситуация с лесными пожарами из-за лесопожарной лжи развивалась бесконтрольно, а предусмотренные законодательством меры по охране лесов от огня не принимались и не могли приниматься из-за лесопожарной лжи.
Непосредственной причиной абсолютного большинства весенних лесных пожаров являются неконтролируемые палы сухой травы, приходящие в леса с безлесных территорий (в том числе с непокрытых лесом участков земель лесного фонда). Некоторые из этих палов пускают умышленно или по неосторожности обычные граждане, некоторые проводятся государственными или муниципальными организациями как "контролируемые профилактические выжигания". Достоверно отличить хулиганские палы от "контролируемых" невозможно - на практике они выглядят одинаково, а подробные сведения о местах проведения "контролируемых" выжиганий в открытых источниках не публикуется. С уверенностью можно утверждать следующее:
во-первых, в самом начале сезона массового выжигания сухой травы - в начале второй декады марта 2018 года - практически все крупные травяные палы, которые могли быть зафиксированы системами спутникового мониторинга - представляли собой "контролируемые профилактические выжигания" (об этом прямо говорится на сайте Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: "согласно данным Владивостокского филиала ФГБУ НЦУКС по состоянию на утро 22 марта в Амурской области зарегистрировано 78 термоточек: все они совпадают с планами профилактических отжигов в районах"), и нет никаких оснований полагать, что ситуация принципиально изменилась в последующие дни;
во-вторых, даже если "контролируемые" выжигания в конкретных случаях не приводят к возникновению лесных пожаров - они становятся мощной рекламой беспечного обращения с огнем (глядя на то, как взрослые люди, представляющие государственную власть или органы местного самоуправления, жгут весной сухую траву вблизи лесов - дети и прочие несмышленыши начинают делать то же самое, уже вовсе не думая о пожарной безопасности и прочих высоких материях).
Таким образом, ложь и беспечность сыграли решающую роль в возникновении и развитии нынешней чрезвычайной ситуации с лесными пожарами в Амурской области. К каким последствиям приведет конкретно эта чрезвычайная ситуация - пока непонятно; но даже если она не будет иметь особенно катастрофических последствий (кроме повреждения лесов и уничтожения возобновления деревьев на обширных безлесных территориях - старых гарях, вырубках и т.д.), ложь и беспечность неизбежно приведут к возникновению новых подобных ЧС, причем в более пожароопасные периоды года.
0 коммент.:
Дописати коментар