Из-за длительной засухи леса превратились в пороховую бочку. Их посещение ограничено в большинстве регионов. А лесники, МЧС и другие службы прилагают все усилия для защиты национального достояния от прожорливого огня. Подробности – в фоторепортаже SB.BY.
В Гомельской области леса закрыты полностью. Само нахождение в них сейчас расценивается как административное правонарушение. Наказание – штраф до 20 базовых величин. Объявлен 4-ый – предпоследний по степени угрозы, класс пожарной опасности.
Начальник Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Юрий Липский называет ситуацию сложной, но контролируемой:
– В последние годы запреты на посещение лесов вводились постоянно. Правда, не так рано как ныне. Службой по обеспечению противопожарного режима сейчас занимаются 1800 человек. В целях профилактики проведены обходы более 25000 дворовых домовладений. К ответственности привлечено более 80 нарушителей. Кроме того, наказаны 13 лесопользователей, по вине которых возникали пожары.
На служебном внедорожнике отправляемся в Макеевское лесничество. Оно находится недалеко от Гомеля и как магнит притягивает горожан. Одних манят грибы и ягоды. Другим охота просто вырваться на природу. И, к слову, это наиболее проблемная категория, поскольку не мыслит отдыха без мангалов с шашлыками. Почему от всего этого сейчас необходимо отказаться, понимают не все. Опаснее разве что заядлые курильщики, выбрасывающие окурки «на автомате», не задумываясь о последствиях.
В «юрисдикции» лесника Ивана Осипкова территория площадью свыше тысячи гектаров:
– В основном люди идут за ягодами. Останавливаешь, предупреждаешь – вроде уходят. А потом попадаются снова. Минут двадцать назад пенсионерка была. Говорит, у самой муж 25 лет лесником отработал. Мол, все понимаю. Но тогда мне неясно: если все понимаешь – зачем было идти? А самые настырные – те, что на машинах приезжают. Разворачиваю их обратно. Ругаются, но уезжают. Мне ведь достаточно записать номер и вызвать милицию – будут неприятности. Правда, до такого еще не доходило. Пока справляемся своими силами.
Чуть дальше встречаем красную автоцистерну. Это расчет пожарной охраны лесхоза. Они готовы вступить в борьбу с огнем еще до прибытия спасателей МЧС. В арсенале имеются также ранцевые огнетушители «Ермак». Их используют в тех случаях, когда возгорание обнаружено на ранней стадии и пожар можно ликвидировать до того, как он наберет силу.
По трассе переезжаем в другой квартал. На обочине, поднимая клубы густой пыли, делает свою работу тракторист. Его задача – обновить идущую вдоль дороги противопожарную полосу. Это попытка подстраховаться от тех, кому хватает ума во время движения автомобиля выбрасывать через окошко непотушенный окурок. «Бычки» уже не раз становились причинами пожаров.
Снова сворачиваем с шоссе. Въезд в лес преграждает шлагбаум. Наблюдая за моими попытками поймать кадр, один из спутников усмехается:
– А вы в курсе, что вас самого уже снимают?
Речь идет о фотоловушках, которые появились около трех лет назад и уже стали отличным подспорьем в борьбе с нарушителями. Причем – почти незаметным. Разглядеть коробочку, примотанную к дереву на недосягаемой без лестницы высоте, удается не сразу. А если не знать о существовании прибора, то так и не поймешь, что попал в кадр. На Гомельщине такие приборы имеются в каждом лесничестве. Каких-либо карт с указанием координат не существует. А места установки периодически меняются.
Принцип их действия прост. Камера снимает нарушителей и через GPRS мобильных операторов передает снимки на телефон лесника или компьютер инженера по охране леса. Что позволяет выявлять не только нарушения пожарной безопасности, но и выброс мусора, незаконную рубку деревьев. А благодаря тому, что все происходит в режиме реального времени, некоторые факты удавалось пресечь еще на стадии их подготовки.
Чуть позже убеждаемся в оперативности методики, когда рассматриваем снимки самих себя на экране смартфона. Помимо всего присутствует и профилактический эффект. Табличка с предупреждением о съемке дисциплинирует многих.
Также для охраны лесов задействуется специальная авиация, наблюдательные вышки и мачты, большинство из которых оснащены системами видеонаблюдения. Они работают автономно, передавая изображение на компьютер дежурного оператора. Тот, управляя поворотами камер с помощью джойстика, получает обзор по всему горизонту. Малейший дымок виден за много километров. Таким мониторингом охвачено свыше 90% территории лесонасаждений.
Однако несмотря на все принимаемые меры, ситуация складывается напряженная.
– К сожалению, наблюдается рост лесных пожаров более чем в 7 раз по сравнению с таким же периодом прошлого года, – приводит статистику первый заместитель начальника Гомельского областного управления МЧС Сергей Мелешкин. – На сегодня произошло около сотни пожаров. Почти все они были обнаружены и ликвидированы на начальной стадии. Лесная охрана и спасатели прилагают все усилия, но чтобы ситуация изменилась кардинальным образом, должно меняться сознание населения.
Ответственность за сохранность национального достояния должен осознать каждый.
Помимо пожарной опасности засуха, которая происходит на Гомельщине не первый год, провоцирует и другие проблемы в экосистемах. Уровень грунтовых вод упал более чем на три метра. А усыхающие, ослабленные деревья атакует жук-короед.
Улучшить состояние лесов могли бы обильные и продолжительные осадки. Но, по прогнозам синоптиков, таких дождей в ближайшие дни не предвидится. А столбик термометра может и вовсе подняться до отметки +29 градусов.
Остается надеяться на внезапное изменение планов небесной канцелярии.
15 червня 2018
ГОЛОВНА »
РЕСПУБЛІКА БІЛОРУСЬ
» «Ругаются, но уезжают». Как на Гомельщине охраняют леса от пожаров и ловят нарушителей
0 коммент.:
Дописати коментар