11 серпня 2019

Проблема лесов на землях сельхозназначения или спорных (СХ или лесфонд) характерна не только для юга лесной зоны: пример из Жиганского района Якутии

Леса на землях сельскохозяйственного назначения или спорных (сельхозназначения или лесного фонда) занимают примерно десять процентов от общей площади лесов нашей страны. Примерно 4% от этой общей площади приходится на леса со спорным статусом (в основном бывшие колхозные и совхозные), и по меньшей мере 6% - на леса, у которых пока нет вообще никакого статуса (в основном это заброшенные земли сельхозназначения, спонтанно заросшие или зарастающие сейчас лесом). Сколько-нибудь определенного правового статуса у них, особенно у лесов на заброшенных сельхозземлях, сейчас нет. В декабре прошлого года в Лесной кодекс РФ была внесена статья 123 "Леса на землях сельскохозяйственного назначения", но чтобы она реально начала работать, Правительство РФ должно утвердить специальный правовой акт - "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения". Оно пока этого не сделало, а Минприроды России, отвечающее за подготовку проекта этого акта, фактически саботирует эту работу - подготовленный им проект фактически не допускает существование таких лесов в долгосрочной перспективе. Кроме того, статья 78 Земельного кодекса РФ в целом не предусматривает существование таких лесов, и прямо запрещает использование сельхозземель, расположенных ближе 30 км от ближайшего населенного пункта, для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. За сам факт существования такого леса собственник земельного участка может быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тысяч рублей для юридического лица), а его земельный участок может быть изъят - поэтому нередки случаи, когда земельные участки, зарастающие лесом, просто выжигают, чтобы избежать штрафов и изъятия. А если правовой статус конкретного участка спорный - это значит, что и ответственность за пожарную безопасность как бы размазывается между разными пользователями и собственниками, и фактически за нее никто толком не отвечает.

Многие думают, что проблема лесов на землях сельскохозяйственного назначения или лесов на землях со спорным статусом (сельхозназначения или лесного фонда) - это проблема почти исключительно южных регионов с сильно развитым, сейчас или в прошлом, земледелием. Но на самом деле это далеко не так: земли сельскохозяйственного назначения или лесные земли, которые когда-то предоставлялись в пользование сельскохозяйственным предприятиям, местами могут доходить до самого севера лесной зоны и даже до тундры. И некоторые проблемы, характерные для таких лесов, особенно связанные с пожарной безопасностью, могут тоже доходить до самого севера. Приведем наглядный пример из Жиганского района Республики Саха (Якутия) - все его леса, согласно приказу Минприроды России от 18 августа 2014 года № 367, относятся к Восточно-Сибирскому району притундровых лесов и редкостойной тайги.

На юге этого района сейчас действуют два крупнейших лесных пожара: площадью 202 тысячи гектаров на правобережье Лены, и площадью 179 тысяч гектаров на левобережье Лены. Вот так они выглядят на снимках VIIRS с наложенными термоточками и Sentinel 2 за 10 августа 2019 года:


Космоснимок VIIRS за 10 августа 2019 года с наложенными термоточками за последние двое суток



Космоснимок Sentinel 2 за 10 августа на крупный лесной пожар на правобережье Лены на юге Жиганского района



Космоснимок Sentinel 2 за 10 августа на крупный лесной пожар на левобережье Лены на юге Жиганского района


Согласно лесохозяйственному регламенту Жиганского лесничества, земли, на которых действуют оба эти пожара, целиком входят в границы лесничества, т.е. как бы относятся к землям лесного фонда и принадлежат Российской Федерации. Частично это леса защитные (нерестоохранные полосы лесов вдоль берегов реки Лены), частично - эксплуатационные (полосы шириной примерно от 15 до 40 километров, примыкающие к нерестоохранным), и частично - резервные (леса, более удаленные от Лены). Вот фрагмент схемы Жиганского лесничества с наложенными термоточками этих двух пожаров за последние двое суток:




А вот согласно Схеме территориального планирования Жиганского национального эвенкийского района, небольшая часть пожара на левобережье Лены, и большая часть пожара на правобережье, относятся к землям сельскохозяйственного назначения - землям охотугодий и оленьим пастбищам (эта схема вообще никак не соотносится с действующим лесным законодательством и федеральной собственностью на земли лесного фонда). Более того: пожар на правобережье реки Лены и возник 11 или 12 июля 2019 года на участке, который, согласно Схеме территориального планирования, относится к землям сельхозназначения, на границе между подкатегориями "охотугодья" и "оленьи пастбища". Вот эта схема с наложенными на нее термоточками этих двух пожаров за последние двое суток:




Это очень крупные даже по российским меркам пожары. Согласно сводке ФБУ "Авиалесоохрана", общая площадь, пройденная лесными пожарами в России за период с 1 января по утро 10 августа 2019 года, составила 7 988 тысяч гектаров. Таким образом, на эти два пожара приходится в сумме около пяти процентов от общей площади, пройденной лесными пожарами во всей России с начала текущего года.

И кто в такой ситуации должен был отвечать за пожарную безопасность и за тушение этих пожаров, с учетом спорного статуса значительной части земель (которые по лесохозяйственному регламенту входят в состав лесничества и должны принадлежать Российской Федерации, а по схеме территориального планирования относятся к сельхозземлям и могут принадлежать кому угодно)? Кто должен был обеспечить пожарную безопасность на том участке, где возник пожар на правобережье, если этот участок по одному документу находится на землях лесного фонда, а по другому - на землях сельхозназначения? Можно ли было отказываться от тушения этих пожаров, если они оба возникли и до сих пор действуют в так называемых "зонах контроля лесных пожаров", где пожары разрешается не тушить - но "зоны контроля" могут устанавливаться только на землях лесного фонда? Наконец, кто был уполномочен принимать решение об отказе от тушения, если возможность и порядок такого отказа предусмотрены тоже только для лесов на землях лесного фонда?


Получается, что управление лесами на таких землях происходит не по закону (поскольку закон пока так и не определяет, каким должен быть статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе бывших или спорных, что в них можно и что нельзя, и кто в конце концов должен отвечать за пожарную и прочую безопасность в них), а "по понятиям" - согласно сложившимся традициям и договоренностям. Очевидно, что в цивилизованном правовом государстве такого быть не должно. А значит, нужны немедленные меры по установлению ясного правового статуса лесов на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, необходимо:

1. Правительству РФ - разработать и утвердить качественные и разумные "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", предусмотренные статьей 123 Лесного кодекса РФ;

2. Правительству РФ и Государственной Думе - обеспечить внесение в статью 78 Земельного кодекса РФ изменений, предусматривающих возможность существования лесов на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе возможность лесовыращивания (как одного из видов растениеводства) на землях, выбывших из других видов сельскохозяйственного использования.


Подробнее обо всем этом можно почитать в специальном разделе Лесного форума:

Леса и лесовыращивание на землях сельхозназначения

0 коммент.:

Дописати коментар