Сейчас лесные пожары в России проходят через максимум своего развития в 2019 году. Из трех наиболее горящих регионов в одном (Якутии) уже наблюдается заметное улучшение ситуации, вызванное прежде всего похолоданием и дождями, и в двух (Красноярском крае и Иркутской области) такое улучшение ожидается в начале следующей недели. Прогнозируемые дожди вряд ли смогут потушить все действующие пожары, но, как минимум, они зальют часть, и приостановят разрастание оставшихся. И это, конечно, очень поможет лесным пожарным справиться с теми пожарами, которые они сейчас тушат.
Изменение усредненного количества термоточек (для каждой даты - за эту дату и предшествующие девять дней) по территории России в 2019 году до 8 августа включительно (красная линия) и в среднем за 2002-2018 гг. (голубая линия). Дальше количество термоточек будет в целом уменьшаться, и уже вряд ли достигнет тех максимумов, как в конце июля - начале августа.
Что будет дальше?
А дальше может произойти то, что происходит каждый год на протяжении последних как минимум двух десятилетий, и что создает основу для следующих лесопожарных катастроф. А именно: уставшее от огненных новостей общество переключится на другие проблемы, министерства и ведомства будут делить лавры победителей пожаров и сваливать друг на друга ответственность, правительство и законодатели погрязнут в очередной рутине, и в результате даже самые необходимые для охраны лесов от огня решения так и не будут приняты. Между тем, некоторые из этих решений должны быть приняты уже в самое ближайшее время, в том числе:
1. Решение по так называемым "зонам контроля лесных пожаров" - территориям, где по закону пожары разрешается не тушить, и которые в настоящее время занимают около половины (49%) земель лесного фонда. Поскольку денег на тушение всех лесных пожаров у регионов просто нет, от тушения пожаров в "зонах контроля" отказываются почти в автоматическом режиме - а если пожар не тушить в первые дни, то потом при сухой погоде справиться с ним уже невозможно. Именно в "зонах контроля" действует сейчас большинство катастрофических пожаров в лесах Сибири и Дальнего Востока, и именно отказы от тушения их в первые дни привели к тому, что они стали катастрофическими. Правительство в целом понимает, что это так, и дало поручение Минприроды России вместе с региональными властями подготовить предложения по изменению "зон контроля" в срок до 15 августа. Но пока в этом направлении, насколько известно, ничего существенного не сделано - и, если внимание к этой теме ослабнет, вероятнее всего, сделано не будет. А в этом случае пожарная катастрофа неизбежно повторится - если не в следующем году, то в ближайшие годы точно.
2. Решение по финансированию переданных субъектам РФ лесным полномочиям. Сейчас абсолютное большинство российских лесов находится в федеральной собственности, но полномочия по управлению этими лесами (на землях лесного фонда) переданы органам власти субъектов РФ. Исполнение этих полномочий должно финансироваться за счет специальных субвенций из федерального бюджета. В реальности, однако, переданные регионам лесные полномочия финансируются лишь на малую долю от реальной потребности - оценочно, по сибирским и дальневосточным регионам примерно на одну десятую часть. При таком финансировании обеспечить приемлемый уровень охраны лесов и своевременное тушение всех лесных пожаров в принципе невозможно. Размер этих лесных субвенций определяется законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" должен быть внесен в Государственную Думу не позднее 1 октября 2019 года. Если в этом проекте сохранится примерно нынешний уровень лесных субвенций - значит, пожарные катастрофы в 2020 году, а потом и в 2021-2022 годах, гарантированно повторятся.
3. Решение по судьбе лесов на землях сельскохозяйственного назначения. На эти леса приходится не менее десяти процентов от общей площади российских лесов, в том числе около 4% - на леса со спорным статусом (в основном бывшие колхозные и совхозные), и не менее 6% - на леса вообще без правового статуса (спонтанно выросшие на заброшенных сельхозземлях). Действующее законодательство не дает четких правовых оснований для охраны этих лесов, но при этом мотивирует собственников к их уничтожению: за само наличие такого "незаконного" леса собственник может быть оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, а земельный участок может быть изъят. Самый простой способ уничтожения такого леса, особенно если это молодняк на бывшем поле или пастбище - это его сжигание, разумеется, тайное и неофициальное. На первый взгляд, может показаться, что эта проблема относится только к южным регионам - но на самом деле, она касается и таежной зоны, и даже лесотундры (поскольку, например, оленьи пастбища - это тоже одна из категорий земель сельхозназначения). В конце 2018 года в Лесной кодекс РФ была внесена специальная статья 123 про леса на землях сельхозназначения - но чтобы она начала реально работать, Правительство РФ должно принять соответствующий нормативный правовой акт, а оно пока этого не сделало. Если проблема отсутствия правового статуса у лесов на землях сельхозназначения к следующему году так и не будет решена - это неизбежно станет еще одной важной причиной новых пожарных катастроф.
В общем - сейчас, когда лесные пожары в российской тайге пойдут на спад, надо будет принимать экстренные меры для того, чтобы предотвратить уже следующую лесопожарную катастрофу. И эти меры в большинстве своем должны быть приняты уже в самом ближайшем будущем - до конца текущего года.
0 коммент.:
Дописати коментар