Спутники помогли обнаружить 70% незаконных вырубок леса
Если не вдумываться в цифры, то может показаться, что это неплохое достижение. А если вдуматься - то это кажется скорее позором, и вот почему.
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в нашей стране площадь земель, на которых расположены леса, составляла по состоянию на 2018 год - это последние доступные данные - 1 187 658 тысяч гектаров (1,2 млрд. га), в том числе площадь лесных земель - 894 135 тысяч гектаров (0,9 млрд. га).
Таким образом, Рослесхоз собирается в 2020 году обеспечить каким-то дистанционным (спутниковым) мониторингом лесопользования только 14% от общей площади земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, а непрерывным дистанционным мониторингом - только 2%.
Даже если представить себе, что Рослесхоз будет проводить мониторинг в пределах только лесных земель (что в целом невозможно, поскольку любая крупная лесная территория, даже в границах одного только лесного фонда, представляет собой смесь лесных и нелесных земель) - каким-то спутниковым мониторингом в 2020 году будут охвачены 19% этих земель, а непрерывным - только 3%.
Полтора десятилетия назад, когда дистанционный мониторинг лесопользования был еще чем-то относительно новым, а космоснимки среднего и высокого разрешения - дорогими и не очень доступными, такие планы смотрелись прилично. В мае 2005 года на сессии Форума по лесам ООН в Нью-Йорке тогдашний руководитель Рослесхоза В.П.Рощупкин заявил, что под контроль системы космического и авиационного мониторинга лесопользования в 2005 году будет поставлено до 50 миллионов гектаров лесов, а 2006 году ей будет охвачено 100% площади лесов в зоне активного лесопользования. А в 2007 году он же сообщил, что под контролем его ведомства в зоне дистанционного мониторинга находятся 130 миллионов гектаров зон активного лесопользования.
С тех пор космическая техника шагнула далеко вперед. У России вновь появились свои спутники, пригодные для дистанционного мониторинга лесопользования (Канопус-В, Ресурс-П); космоснимки зарубежных космических агентств и компаний стали несравнимо более обильными, доступными и дешевыми. К общедоступному уже пятнадцать лет назад Ландсату добавился Сентинель 2, покрытие которого в наших широтах обновляется каждые два-три дня, и который вполне годится для выявления крупных рубок - как законных, так и незаконных. А Рослесхоз лишь совсем немного расширил те пределы дистанционного мониторинга лесопользования, которые были достигнуты почти полтора десятилетия назад.
В общем, "черные лесорубы" пока могут спать спокойно, не опасаясь слишком пристального внимания из космоса - в ближайшие годы оно вряд ли станет для них существенной угрозой. Впрочем, на долю "черных лесорубов" - лесных воров, заготавливающих древесину без разрешительных документов, без ведома и согласия органов государственной власти и конкретных чиновников - приходится не более нескольких процентов от общего объема заготавливаемой в российских лесах древесины. Вклад "черных лесорубов" в истребление российских лесов в масштабах страны настолько невелик, что даже если они (черные лесорубы) вдруг совсем исчезнут, большинство людей этого даже не заметит. Основной ущерб российским лесам наносят рубки формально законные, сопровождающиеся всеми разрешительными документами и проводящиеся с ведома и согласия уполномоченных органов государственной власти - но при этом совершенно бесхозяйственные. Именно эти обширные бесхозяйственные рубки хорошо видны на любых космоснимках, именно они ведут к прогрессирующему истощению наших лесов, и именно к ним и к ведущим на них дорогах оказывается приуроченной значительная доля катастрофических лесных пожаров.
Характерная ситуация в зоне пионерного освоения тайги при экстенсивном (бесхозяйственном) лесопользовании. Участок примерно в ста километрах к северо-востоку от Богучан в Красноярском крае; космоснимок Sentinel 2 за 25 февраля 2020 года
0 коммент.:
Дописати коментар