Таежный поселок Атымья
Введение
Общественные леса в современной России
Организационная форма лесоуправления
Социально-юридический аспект
Заключение
Приложение: историческая справка
Многие государства мира уже пошли по этому пути, когда продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) призвала правительства лесных стран посредством проведения политических и экономических реформ принять меры к тому, чтобы раскрыть потенциал общинного лесного хозяйства и показать себя мощной движущей силой на пути содействия устойчивому управлению лесами, снижению уровня бедности в мире, созданию рабочих мест и получению доходов для сельских общин.
Почти треть площадей лесов в мире в настоящее время находится под той или иной формой общественного управления. Однако во многих случаях для того чтобы сделать общественное лесное хозяйство высокоэффективным, необходимо предоставить местному сообществу защищенные права на лесоземельную собственность, совершенствовать нормативную базу и передать ему навыки и технологии. А доступ к рынкам и знаниям рыночных механизмов имеет важное значение, если местное сообщество решит коммерциализировать свою лесную продукцию, что может внести существенный вклад в снижение уровня бедности.
Около 90% наиболее бедного населения в мире живет в общинах, полностью или частично зависящих от леса, но при этом их права на доступ к лесным ресурсам законодательно не обеспечены. Есть примеры (Китай, Мексика), когда наделение местных жителей четкими правами управления лесами, торговли лесными продуктами и услугами превращало лесопользование в значимый источник повышения благосостояния населения. Реально достичь участия населения в лесоуправлении для каждой страны можно только в обстановке демократии, безусловного действия нормативно-правовых актов, передачи местному сообществу доходов от использования лесных ресурсов.
Стоит упомянуть ряд успешных примеров общественного лесного хозяйства в разных странах мира:
1. В четырех восточных горных районах Непала оголенные холмы начали регенерироваться и состояние лесов существенно улучшилось после введения в этих районах практик общественного лесного хозяйства. В результате общее число деревьев на гектар увеличилось более чем на 50%, а общая площадь лесов выросла примерно на 30% в течение 15 лет.
2. В Мексике 80% лесов страны находится под юрисдикцией местных сообществ. Многие из них управляют небольшими лесными хозяйствами с целью коммерциализации древесины. Местные сообщества лесных территорий получают выгоду от защищенных прав (в том числе - коммерческих) на земельную собственность, позволяющих поставлять лесную продукцию на рынок.
3. В Камеруне поправки к лесному законодательству, принятые в 1994 году, позволили ассоциациям местных сообществ и кооперативам приобретать исключительные права сроком на 25 лет на управление и использование до 5 тыс. га леса на одно местное сообщество, в результате чего появилось 147 лесных областей общей площадью 637 тыс. га под их управлением.
4. В Гамбии 10%, или примерно 45 тыс. га лесов страны, находятся либо под управлением местных сообществ, либо под совместным государственным и общественным управлением, если речь идет о лесопарковых зонах. За 25 лет с момента введения общественного лесного хозяйства площадь лесов в стране выросла более чем на 10%.
5. В Болгарии лесные кооперативы стали не только прибыльным бизнесом, но и помогли решить социальные проблемы в удаленных горных регионах на юге страны. Здесь каждая деревня имеет лесную кооперацию.
Власти, переняв в начале 20 века австрийский опыт, возродили его вновь по закону о реституции в конце 90-х, создав лесные кооперативы, в которых участники получают в собственность лесные угодья, но при этом внутри ревира (крупного участка леса) они владеют идеальными частями. Это значит, что собственность не может быть выделена и отграничена от общего леса, принадлежащего кооперативу.
На одного члена кооператива приходится примерно 1,5 га лесных угодий. Главная задача кооперации – неистощительное лесопользование в интересах собственников с проведением регулярных лесных мероприятий – рубок, посадок, укрепления почвы.
6. В Швеции доля производств, приходящихся на организации потребительской кооперации в сфере лесных ресурсов, составляет 60%. Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, которые в начале XX в. создали свои кооперативы, играющие очень важную роль в современном шведском обществе.
Сегодня шведские лесохозяйственные кооперативы с общим числом членов до 100 тыс. человек, предлагают широкий реестр знаний и ресурсов для всестороннего лесохозяйственного развития. Эти организации подпадают под категорию “народные движения".
Особенностью сельскохозяйственной кооперации Швеции является наличие лесных и звероводческих кооперативов. Сельские хозяева традиционно сочетают работу на полях с лесными и другими побочными занятиями. Одиннадцать региональных союзов лесных кооперативов имеют более 100 предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, включая крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты, с весьма широкой номенклатурой продукции. По существующим оценкам на долю лесных кооперативов приходится 25% национального рынка древесины и пиломатериалов.
Важной частью развития лесных кооперативов в Швеции является мобилизация людей, вовлечение членов и влияние на своих членов. Передовой задачей кооперативных предпринимательств сегодня и в будущем является поддержка, развитие и укрепление этих качеств.
Многие страны осознали, что для внедрения устойчивого лесопользования местное население должно быть активно вовлечено в процесс управления лесами. Эта идея довольно популярна сейчас в мире.
Считается, что местное сообщество заинтересовано в рациональном использовании лесных ресурсов, и, следовательно, его широкое привлечение к управлению лесами может способствовать ведению непрерывного и неистощительного лесного хозяйства, а также обеспечить ему средства к существованию.
Однако опыт международных организаций и фондов, работающих над решением проблем по привлечению населения к этому процессу, показывает, что, в основном, используются меры образовательного и просветительского характера, не требующие изменения законодательной и административной систем.
Реально достичь участия населения в лесоуправлении в каждой стране можно только в обстановке демократии, безусловного действия нормативно-правовых актов, передачи местному сообществу доходов от использования лесных ресурсов.
Несмотря на то, что население лесных стран в большой степени связано в своей повседневной жизни с лесом, степень участия местных сообществ в управлении лесами не очень высока.
В России с 2004 года, когда такая отдельная категории, как «сельские леса», была ликвидирована, данный вопрос остаётся неразрешённым, при том, что определенная доля участия в управлении этими лесами оставалась у местного населения и местных органов власти, когда можно было наблюдать деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов по ведению лесного хозяйства, именующих себя межхозяйственными лесхозами и агролесхозами.
К сожалению, сегодня, приходится констатировать факт поголовной ликвидации этих организаций по причине лишения их сельскохозяйственных лесов, в связи, с чем сельчане потеряли источник потребления лесного ресурса. Аренда бывших сельских лесов преобразованными в коммерциализированные ООО межхозяйственными лесхозами и агролесхозами на решает проблему доступности лесного ресурса для сельского населения. Такая ситуация не может долго продолжаться, если государство хочет сохранить русское село от вымирания и здесь нужны не тривиальные решения.
Ещё хуже обстоит дело в рабочих посёлках на местах бывших государственных леспромхозов в таёжной зоне. Ведь если в результате земельных реформ в нашей стране жители сельскохозяйственных провинций лишились колхозных лесов, так они хотя бы получили свои земельные паи и наделы на полях и лугах. А вот обитатели промышленно осваиваемых лесных территорий были лишены возможности получения хоть какого-нибудь лесного надела, способного обеспечить их существование.
При этом, сегодня странно видеть, как обитатели учреждений Федеральной системы исполнения наказаний имеют в постоянном (бессрочном) пользовании лесные участки на льготных условиях, а свободные граждане России - жители таёжных посёлков, вынуждены каждый раз оформлять ворох бумаг при получении права на заготовку дров и деловой древесины для собственных нужд, вспоминая недобрым словом лесных чиновников. И уж тем более несправедливо, что в нашей стране люди, сохраняющие своим присутствием лесную глубинку от вымирания, лишены реальной возможности создать хоть какой-то лесной промысел по месту своего жительства на льготных условиях, чтобы прокормить свои семьи.
Общественные леса в современной России
В 2004 году категория «сельские леса» была упразднена. К лесам, предназначенным для обеспечения устойчивого развития сельских сообществ, получили доступ арендаторы. Местные сообщества оказались лишены лесных ресурсов.
Необходимо отметить, что в местных сельских сообществах устойчивое управление своими лесами базировалось на чувстве меры и понимании отдаленности выгод большинства лесохозяйственных работ. Эти работы именно в силу отдаленности результатов в ряде случаев невозможно реализовывать на принципах коммерции. Сообщества находили иной путь, встраивая эти работы в свой хозяйственный цикл. Сохранявшиеся до последнего времени примеры такого лесоуправления встречаются в отдаленных деревнях, где до сих пор действуют колхозы в виде кооперативов.
В современном лесном и природоохранном законодательстве существует значительный пробел, касающийся прав местных сельских сообществ и общественности в целом на участие в управлении лесами, лесопользовании и сохранении природных систем. В последние десятилетия местные сообщества оказались отделенными от принятия решений по использованию природных ресурсов, от которых зависит их развитие (леса, реки, озера, земля).
Законодательно легальное использование сельскими жителями природных ресурсов, в первую очередь лесных, крайне затруднено. Фактически местные сельские сообщества лишены ресурсов своего развития. Это одна из главных причин очередного этапа разрушения многих сельских сообществ, снижения социальной энергии жителей, отъезда молодежи в города.
Для создания реально действующего механизма общественного участия в лесоуправлении нужна передача части ресурсов в распоряжение населению. Необходимо введение такой категории лесов, как «общественные леса», что обеспечило бы местным сообществам непосредственный доступ к ресурсам. Собственно, введение этой категории не будет чем-то радикально новым: согласно советскому и дореволюционному законодательству, такая категория лесов под разными названиями существовала до самого последнего времени, хотя степень возможности распоряжения лесными ресурсами местным населением была разной. Окончательно она была ликвидирована 15 лет назад.
Введение категории «общественные леса» является ключевым моментом для современного законодательства. Именно в этом направлении, в первую очередь, необходимо двигаться для его совершенствования. Общественные слушания и другие формы общественных обсуждений при принятии решений в лесной сфере - не столь значимое сегодня направление с точки зрения обеспечения ресурсами местного сельского населения для устойчивого развития, включая традиционное природопользование.
Согласно статье 10 действующего Лесного кодекса (подразделение лесов по целевому назначению), леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Мной предлагается ввести дополнительную категорию лесов – общественные леса.
Общественные леса, обеспечивающие стабильность традиционного природопользования, поддержку и сохранение культурного наследия, экологическую устойчивость территорий, постоянного и устойчивого проживания людей, выделяемые в особую категорию, должны стать основой ресурсной базы для развития лесных сельских территорий, находящихся в социальной, культурной, экологической и экономической деградации. К данной категории должны быть отнесены все припоселковые леса, выполняющие функции рекреации и поддержания экологической стабильности вокруг сельских поселений на лесных территориях.
Общественные леса - это неиссякаемый источник ресурсов непосредственного использования (ягод, грибов, лекарственных растений, дров, древесины для строительства и ремонта домов, хозяйственных построек, изгородей), заготовки кормов, торфяных удобрений, места охоты, рыбалки, отдыха и культурно-исторического наследия. Чтобы сохранять и развивать свой общественный потенциал, такие леса не должны быть вовлечены в промышленных целях ни в один из видов пользования, а значит имеют право на обретение индивидуального, присущего только им статуса.
Этот статус имеет право на жизнь по той причине, что при существующих видах целевого назначения лесов, заготовка древесины коммерческими предприятиями в результате промышленного их освоения, подразумевает использование лесных ресурсов с целью извлечения прибыли, а в общественных лесах – в первую очередь для обеспечения нужд местного сообщества и только потом – для дополнительного дохода. В связи с чем приоритет пользования лесными ресурсами конкретной территории должен отдаваться местным жителям.
Общественные леса могут сохраняться бесконечно долго и давать отдачу при максимально полном вовлечении общественности в решение вопросов неистощительного использования их потенциала, сохранения целостности экосистем, повышения биологической продуктивности и экологической устойчивости.
Общественное лесное хозяйство способно показать себя мощной движущей силой для содействия устойчивому управлению лесами, сокращения бедности и создания рабочих мест и доходов для сельских сообществ, но, чтобы раскрыть весь его потенциал, потребуется большая поддержка со стороны российского правительства посредством проведения политических и экономических реформ в лесной сфере и других мер.
Соответственно, введение категории «общественные леса» должно сопровождаться принятием законодательного блока, прописывающего участие общественности в управлении ими через некоммерческие структуры или организацию социально ориентированного бизнеса.
Механизмы и формы контроля и использования общественных лесов должны обсуждаться на уровне сельских поселений, а затем утверждаться соответствующими законодательными актами местного и регионального уровней.
Общественные леса в процессе обретения своего статуса должны наделяться правами паркового лесничества, с разработкой всей необходимой документальной составляющей в форме лесоустроительных материалов и плана хозяйственной деятельности (он же проект освоения лесов).
Между тем, прецедент по созданию общественных лесов в России существует, но пока только для рекреационных целей. Так на территории Московской области с июля 2013 года реализуется проект «Парки Подмосковья», предусматривающий развитие парков, пропаганду природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний среди населения Московской области.
В рамках реализации проекта предусматривается благоустройство лесных массивов, расположенных на землях населенных пунктов и землях лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам. Комитетом лесного хозяйства Московской области были подобраны лесные участки, примыкающие к населенным пунктам для организации лесопарков.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Лесного кодекса для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным или муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.
К сожалению, это чуть ли не единственный на территории России пример обретения гражданами нашей страны права на общественное пользование лесными территориями. Сей факт не может не огорчать, но тем более подталкивает к действиям, направленным на преодоление сложившейся, не справедливой ситуации.
Организационная форма лесоуправления
Согласно действующему Лесному Кодексу РФ от 2006 года пользоваться лесными благами юридическим лицам разрешено на основании:
• права аренды лесных участков;
• права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
• права ограниченного пользования чужими лесными участками (безвозмездное срочное пользование - сервитут).
Аренда лесного участка для целей заготовки древесины, сельского хозяйства, рекреационной и других видов деятельности предполагает внесение арендной платы, а потому является неподъёмным бременем для сельских сообществ и так ограниченных в средствах. Следовательно, необходимо выбирать между безвозмездным срочным пользованием и постоянным (бессрочным) пользованием лесными ресурсами.
Более щадящим режимом получения лесных благ местными сообществами является безвозмездное срочное пользование. Однако оно ограничено временными рамками, не позволяющими строить и реализовывать долгосрочные планы, соотносимые с бессрочным лесопользованием. В то время, как постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, как раз-таки позволяет делать это в полном объёме, но при условии организации муниципальных структур, способных взять на себя обязанности по ведению хозяйства на вверенных им лесных участках.
Наиболее подходящей для этого формой могло бы стать территориальное общественное самоуправление (ТОС) со статусом юридического лица. Однако социальная ситуация в местных сообществах и юридические требования затрудняют процесс организации ТОСа на территориях. Следовательно, более оправданным является создание общественных некоммерческих организаций с участием местных Администраций и других юридических лиц.
Чтобы простимулировать экономическую активность местных сообществ, такие структуры предусматривается сформировать, как «лесной потребительский кооператив», в составе которого будет организован рабочий коллектив на принципах артели, состоящий из участников кооператива и способный на средства пайщиков вести всю хозяйственную деятельность в общественном лесу.
В статусе юридического лица и муниципального учреждения созданный потребительский кооператив сможет претендовать на предоставление в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, занятых припоселковыми лесами вокруг сельских населённых пунктов.
Высшая степень демократичности управления, некоммерческий характер деятельности лесного потребительского кооператива, гарантия государственной поддержки - все эти его отличительные особенности представляет особую ценность при проведении агитации среди населения по вступлению в члены-пайщики, ибо, особенно у пожилых людей, пенсионеров, лиц социально незащищённых - это находит явную поддержку.
Лесной потребительский кооператив удобен в управлении, но инициативной группе лиц важно обладать не только стремлением объединиться, но и способностью к совместному труду. Поэтому при желании работать и участвовать, отстаивать свои интересы, трудиться и помогать друг другу, а также при наличии достаточного количества человек, создание лесного потребительского кооператива является одним из наиболее удобных вариантов. При этом к основному требованию для желающих состоять в нём является финансовое и трудовое участие, а также участие в непосредственной хозяйственной деятельности и потреблении его услуг.
Наибольшую сложность в этом процессе представляет не ситуация преодоления юридических процедур, а неготовность муниципальной власти, лесных структур, бизнеса на территориях и самого местного сообщества осознать необходимость такого шага, чтобы включиться в реализацию данного проекта. К сожалению, отечественные силы, призванные стать локомотивом этого движения, отстают в эволюционном развитии от тенденций, доминирующих в передовых по решению этой задачи странах.
Вовлечение населения в управление лесными ресурсами характеризуется интересной динамикой и имеет большое будущее. Поэтому сейчас очень важно понять эту динамику, чтобы наилучшим образом использовать потенциал вовлечения местного населения в процесс контроля над четко определённым и юридически установленным участком леса, особенно в контексте современных вызовов.
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению роли самодеятельных организаций населения в ведении лесного хозяйства. Главная причина их создания - стремление местных жителей содействовать рациональному использованию лесных ресурсов на территории их проживания, и эта же причина ставит перед общественными лесами следующие цели:
1. Малообъёмное, непрерывное, рациональное и неистощительное лесопользование;
2. Обеспечение участия общества в лесоуправлении;
3. Обеспечение рекреационного использования лесов;
4. Экономический рост и увеличение числа производств и номенклатуры товаров и услуг;
5. Более полное использование недревесных ресурсов леса;
6. Образование и просвещение, связанное с лесом;
7. Сохранение биологического разнообразия и природных объектов;
8. Финансовые выгоды для местного сообщества;
9. Увеличение площади лесов, предназначенных в рубку на основе расчётной лесосеки;
10. Обеспечение переработки ресурсов леса.
Сегодня в нашей стране общественные леса воспринимаются, подчас, как нечто новое, однако в России существует понятие территорий традиционного природопользования. Это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера (КМНС). К таким территориям относятся, в том числе, участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, включая оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для промысла рыбы и морского зверя, сбора дикоросов. В законе продекларировано, что КМНС имеют право в рамках территорий традиционного природопользования использовать природные, в том числе лесные, ресурсы для ведения традиционного образа жизни. На региональных уровнях северных территорий каждый год утверждаются лимиты на добычу животных, вылов рыбы для КМНС.
К сожалению, из действующего Лесного кодекса РФ исключена статья, по которой национальные общины были освобождены от платы за древесину при получении лесных участков в пользование для промышленной заготовки.
Таким образом, организуя общественные леса через функционирование их в рамках потребительского кооператива, местное сообщество сможет получить право пользоваться по своему усмотрению всеми благами леса в соответствии со своими потребностями. Однако заработать такое право можно только путем планомерной работы по освоению основ ведения малообъёмного, непрерывного, рационального и неистощительного лесопользования.
Социально-юридический аспект
Вопрос организации лесного потребительского кооператива, способного заниматься лесопользованием в собственных интересах, лежит в социально-юридической плоскости. Важно понять, кому, с какой целью и на каких условиях следует передавать припоселковые леса и какие проблемы местного сообщества призвано решать планируемый к созданию потребительский кооператив? Что мешает сегодня местному сообществу пользоваться юридически гарантированными возможностями в сфере пользования лесным ресурсом? Какие ещё осложняющие жизнь пробелы существуют сейчас в нашем лесном законодательстве?
Во-первых, далеко не каждый средневозрастный житель таёжной глубинки в состоянии взять на себя труд по заготовке дров для собственных нужд, по причине отсутствия для этого технических возможностей и финансовых средств - без техники и денег в тайгу не стоит приходить. И уж тем более на это не способны рядовые пенсионеры.
Во-вторых, практически все разрешённые для заготовки дров и деловой древесины древостои, располагаются в удалённых кварталах, за пределами сохранившихся участков дорожной сети. Доставка лесоматериалов в таких условиях весьма проблематична.
В-третьих, практически ни один предприниматель, занимающийся лесным бизнесом, не согласится вести заготовку дров и деловой древесины для населения, ввиду прямого законодательного запрета. При этом их себестоимость будет равняться немногим менее рыночной цены, что никак не стимулирует население к заключению таких договоров.
И, в-четвёртых, оформление лесничествами договоров купли-продажи древесины для населения выливается в сложную и долгую бюрократическую процедуру из-за трудностей с получением в местной администрации справок, подтверждающих нужду местных жителей в дровах и строевом лесе.
Все вышеперечисленные проблемы существенно осложняют жизнь местного сообщества, и толкает на поиск путей облегчения данной ситуации, приводя к выводу о создании общественного лесничества на базе лесного потребительского кооператива.
Отечественное лесное законодательство на сегодня позволяет государственным учреждениям ФСИН вести лесозаготовки на лесных территориях, взятых в постоянное (бессрочное) пользование. Исходя из этого положения, предлагаемый к организации лесной потребительский кооператив, имеющий в числе своих пайщиков муниципальную администрацию, на полном основании может иметь статус государственного учреждения, а значит формально нет сегодня никаких препятствий для внесения соответствующих дополнений в существующий либо соответствующих статей и пунктов во вновь разрабатываемый Лесной кодекс с целью реализации данных предложений.
Сегодня настало время для проведения лесной реформы, способной в корне разрешить проблему формирования простой и доступной, ориентированной на людей системы управления лесами на местном уровне, способствующей организации общественных лесов в бывших колхозно-совхозных лесах, на заросших лесной растительностью сельхозземлях и защитных лесных участках вокруг лесных посёлков и ведения в них лесного хозяйства на основе постоянного (бессрочного) пользования, на средства и силами местных сообществ, организованных в потребительские кооперативы с участием местной власти и районных лесничеств.
Потребительский кооператив, финансируемый из средств местного сообщества, а также заинтересованных жителей промышленных центров регионов и заинтересованного бизнеса, при участии государства и лесной службы, будет стремиться к покрытию собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии повышения жизнеспособности слабого местного сообщества в лесной провинции.
Организация общественных лесов на этих условиях, отвечающих насущным потребностям жителей лесных территорий, обеспечит малообъёмное, непрерывное, рациональное не истощительное лесопользование, снижение социальной напряженности, сокращение бедности, внедрение самозанятости и повышение доходов лесного сельского населения, его объединение на основе общего интереса в организации их устойчивого развития. Комплексное использование своих лесных угодий в общественном лесу заинтересованным местным сообществом способно повысить их продуктивность, биоразнообразие, экологическую ценность, санитарное и противопожарное состояние, стать неиссякаемым источником здоровья людей, их творческого вдохновения и важным условием преемственности поколений, в результате чего мы получим более высокий охранно-созидательный и экономический эффект.
Организация малообъёмного, непрерывного, рационального и неистощительного лесопользования в общественных лесах в ближайшие годы может стать перспективным трендом в области лесных отношений, захватывающим в сферу своего влияния настроения и умы жителей лесных регионов России, переводящим гражданскую позицию специалистов лесного хозяйства в русло патриотического исполнения служебного долга, искоренения коррупции и предотвращения незаконных рубок, осмысления и понимания перспективы происходящих в лесной сфере процессов.
Концепция лесопользования на базе общественных лесов со временем способна сформировать в них «леса будущего» - смешанные, сложные, разновозрастные древостои, формирующиеся за счёт естественных и искусственных насаждений высокопродуктивных быстрорастущих хозяйственно ценных пород, в форме естественно-культурных эталонных (модельных) насаждений, выделенных по типам леса или группам типов леса в любом лесном природно-хозяйственном регионе, устойчивых против неблагоприятных внешних факторов, выполняющих свои экологические функции, а также максимальное обеспечение потенциала плодородия почвы в лесных условиях.
Кроме того, эти леса должны обеспечить получение лесной продукции в соответствии с потребностями местного сообщества в ближайшей и отдалённой перспективе, создание условий для побочного лесопользования, помогающего поднять экономическую рентабельность в условиях общественного лесного хозяйства.
Малообъёмное, непрерывное, рациональное и неистощительное лесопользование в условиях общественного леса ориентирует местное сообщество на экологически обоснованные рубки, внедрение мобильной лёгкой техники, малообъёмное, энергетически автономное лесозаготовительное и деревообрабатывающее производство, собственную переработку недревесных лесных ресурсов.
Главной целью существования общественных лесов является поиск эффективных путей лесопользования и удовлетворения потребностей местного сообщества на лесной территории на принципах диалога и уважения позиций всех заинтересованных сторон – населения, местной власти, бизнеса и районных лесничеств. Его деятельность ориентирована на практическое решение задач устойчивого развития территорий с учетом их ландшафтно-экологической и социально-экономической специфики.
Необходимыми средствами для организации общественных лесов местные сообщества в большей мере располагают, осталось для успеха этого проекта разбудить местную инициативу - найти людей, заинтересованных в получении первичных лесных знаний и освоения малообъёмного и неистощительного лесопользования на своих территориях, так как для успеха в создании общественного леса необходимы квалифицированные кадры, способные внедрять разнообразные нововведения, направленные на эффективное управление лесами.
Для скорейшего распространения в регионах практики организации общественных лесов и обучения кадров, следовало бы организовывать всероссийское общественное движение под руководством министерства природных ресурсов страны, совместно с профильными ВУЗами, департаментами лесного хозяйства и региональными правительствами, но, главным образом, закрепить его статус в Лесном кодексе, способное заниматься организацией семинаров и лекций по лесной тематике, для стимулирования инициативы на местах. В этом процессе могут принять участие и горожане, как бывшие жители сельских лесных территорий и не только они, а и все желающие иметь отдых в лесах и лесные дары на своём столе, и другую продукцию лесных потребительских кооперативов.
Заключение
Общественный лес может быть наделён правами паркового лесничества, с разработкой всей необходимой документальной составляющей в форме лесоустроительных материалов и плана хозяйственной деятельности (он же проект освоения лесов).
Понятие "общественный лес" включая в себя, как географическую территорию, так и особый, основанный на партнерстве всех слоев общества, подход к рациональному ведению лесного хозяйства. Это не только заготовка древесины, даров леса, рекреация и другие виды пользования для нужд местного сообщества, но и поиск наиболее эффективных экономических решений для конкретной территории на основе лесного ресурса.
Сегодня в части общества, живущей на сельских территориях в окружении лесов, зреет запрос на получение лесных участков для ведения в них различных видов лесопользования с целью удовлетворения своих потребностей в продукции, полученной на основе неистощимого природного ресурса и обеспечения устойчивой жизни своих последующих поколений.
Данный документ ставит своей целью инициацию в Российской законотворческой практике деятельности по запуску процессов возрождения и утверждения бывшим совладельцам колхозно-совхозной лесной собственности и обретения бывшим работникам государственных лесопромышленных предприятий в лесных регионах права «вечного владения лесами» на основе постоянного (бессрочного) пользования, а в случае перевода в лесопокрытые площади сельскохозяйственных земель из числа колхозно-совхозных земельных паёв, покрытых лесами – в частную собственность.
Здесь в общих чертах описан огромный объем предполагаемой работы по внедрению общемировой практики общественных лесов. Хочется выразить надежду, что эта инициатива получит развитие в нашей стране. В частности, хотелось бы, чтобы Министерство природных ресурсов РФ инициировало план создания в России общественных лесов, которые должны спонсироваться из местного бюджета, а также средств местных сообществ и местного бизнеса при поддержке лесничеств и охватывать все лесорастительные зоны страны.
Приложение: историческая справка
Исторические традиции общественных лесов в России
Особенности лесопользования в России в XIX-начале XX веков определялись сложившейся общинной практикой владения лесными ресурсами. Включение лесных угодий в поземельную собственность, нормы и правила регулирования поземельных отношений у русского населения изучены недостаточно, поскольку исследователи рассматривают их, как правило, в русле общих проблем общинного землевладения, происхождения и характера русской общины.
Лесные угодья на Руси составляли объект общего волостного владения, и отвод лесов всегда производился для всей волостной общины или для группы селений. Благодаря глубоко укоренившемуся взгляду крестьян на лесные угодья, как на запасной фонд пополнения недостатка пахотных земель путем расчистки лесов, крестьяне привыкли смотреть на лес, как на общую собственность всех жителей округи. Традиционную систему регулирования собственности на лес и его богатства условно можно разделить на две части.
Первая связана с поземельными отношениями крестьян, когда лес при существовавшей лесопольной системе земледелия составлял запасной фонд для пополнения недостатка в пахотных землях путем расчистки лесов. В этом случае лес, как и пахотная земля в целом, входил в общую систему землепользования и становился собственностью в соответствии с вложенным в него трудом. Это же касалось лесных сенных покосов и выгонов, а позже - участков для лесных порубок. Таким образом, правовая мотивации лесохозяйственной деятельности и поведения крестьянства определялась мерой труда, вложенного в освоение данного ресурса.
Вторая часть представлений о собственности на лес базировалась на фундаментальном мировоззренческом представлении, что «земля (в том числе и лес) и вода - Божьи». Возникновение этих представлений связано с особенностями природно-ресурсного потенциала территорий. При существовавшей подсечно-огневой системе земледелия, обусловленной наличием огромного земельного фонда при малой плотности населения, даже община являлась не собственником, а пользователем земли.
Данные мировоззренческие установки во многом послужили основой формирования свободного пользования казенным лесом, что приходило в противоречие с существующим законодательством. Фактически нарушения государственных постановлений о казенных и удельных лесах занимали одно из ведущих мест в структуре преступлений и проступков крестьянства.
Кроме того, государственные меры по регулированию лесопользования, в представлениях крестьян, не имели силы, поскольку противоречили основной мировоззренческой установке, что «лес и земля - Божьи», а потому право пользования ими в равной степени принадлежит всем. Обычно народ смотрит на порубки слишком снисходительно и не видит в этом воровства в собственном смысле, как безнравственных действий, заслуживающих осуждения.
Признавая право крестьян владеть лесами, государство устанавливало права и обязанности лесопользователей. Постепенно были закреплены различные формы собственности на леса. К 1913 году по видам собственности леса разделялись на казенные (47 %), удельные (4 %), частновладельческие (33 %), крестьянские (10 %), прочие (6 %). Во владении крестьян числилось 11 258 тыс. га леса.
До начала ХХ века во многих многолесных районах осуществлялось вполне эффективное местное самоуправление, при котором практически вся деятельность в лесу определялась самими местными сообществами. Обычно лесом распоряжалась крестьянская община деревни.
С установлением советской власти декретом «О лесах» (1918) леса, принадлежащие частным лицам и обществам, были объявлены общенародным достоянием, за исключением небольших площадей, выделенных в пользование совместным общинам. Управление лесами осуществлялось местными советами. Уже через несколько лет была осознана необходимость передачи местным сельским сообществам большей площади лесов. В соответствии с Лесным кодексом 1923 года была введена категория «леса местного значения». В их состав вошли:
1. Бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы;
2. Леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора);
3. Другие леса, принадлежавшие до национализации сельским обществам и товариществам крестьян и находившиеся в их лесном или подсечном пользовании.
В местностях с лесистостью более 15 %, где не было лесов крестьянских владений, из лесов государственного значения выделялись лесные участки, предназначенные исключительно для удовлетворения потребностей в древесине трудовых объединений с расчетом не более 2 десятин (1десятина = 1,09 га) на душу населения. Леса местного значения (по признании их таковыми Народным комиссариатом земледелия) передавались губернскими земельными органами в бессрочное пользование земельным обществам, сельскохозяйственным коммунам и артелям, другим объединениям трудовых землепользователей, а также отдельным землепользователям.
Таким образом, жители местных сельских сообществ наделялись не только землей, но и лесом, выделяемым им в вечное пользование, в объемах, обеспечивающих долгосрочное местное развитие, что подтверждалось соответствующими актами.
Позднее система лесопользования и лесоуправления местными сообществами была еще более упорядочена: 30 декабря 1927 года принято Положение о лесах местного значения и органах управления ими.
Губернскими земельными управлениями леса местного значения передавались в бессрочное бесплатное пользование земельным обществам, другим объединениям трудовых землепользователей и даже отдельным землепользователям из расчета не более 2 га на душу населения. Был определен перечень документов по передаче лесов местного значения и ведения хозяйства в них.
Для несения охраны в этих лесах органами власти назначались лесные старосты и объездчики, которым присваивались такие же права, как у сотрудников охраны казенных лесов. Содержались они за счет лесопользователей.
Позднее, при объединении личных хозяйств в колхозы, советская власть еще раз подтвердила выделение лесов в вечное пользование сообществ соответствующими актами. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 7 июля 1935 года сельскохозяйственные артели, организованные первоначально на базе земель сельскохозяйственного назначения, в ходе проведения землеустройства и получения государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей приобрели право бессрочного пользования лесами. Большая часть установленных в тот период границ землепользований сохранялась до последнего времени.
В 1948 году колхозные леса приобрели отдельный статус, было принято Положение о колхозных лесах. Покрытые лесом земли закреплялись колхозам государственными актами на вечное пользование землей. Колхозы признавались полноправными пользователями этих лесов, и вся продукция, получаемая в колхозных лесах, а также лесной доход от отпуска древесины на сторону другим потребителям поступали в распоряжение колхоза. В это время площадь колхозных лесов, исчисляемая в 39,2 млн. га, составляла около 6–7 % всего лесного фонда страны. В ряде областей за колхозами были закреплены обширные площади лесов.
К сожалению, уже к 1960-м годам государство забыло о своих обязательствах. Там, где колхозы были преобразованы в совхозы, коллективная собственность была переведена в совхозную, т. е. в государственную. Однако леса, входившие в систему сельского хозяйства и так или иначе, обеспечивавшие интересы и нужды местного населения, сохранялись в виде отдельной категории «сельские леса» до 2004 года, когда площадь лесов, входящих в систему сельского хозяйства, составляла 44,5 млн. га с общим запасом древесины 5,3 млрд. м3.
Кузнецов Яков Генрихович
Введение
Общественные леса в современной России
Организационная форма лесоуправления
Социально-юридический аспект
Заключение
Приложение: историческая справка
Многие государства мира уже пошли по этому пути, когда продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) призвала правительства лесных стран посредством проведения политических и экономических реформ принять меры к тому, чтобы раскрыть потенциал общинного лесного хозяйства и показать себя мощной движущей силой на пути содействия устойчивому управлению лесами, снижению уровня бедности в мире, созданию рабочих мест и получению доходов для сельских общин.
Почти треть площадей лесов в мире в настоящее время находится под той или иной формой общественного управления. Однако во многих случаях для того чтобы сделать общественное лесное хозяйство высокоэффективным, необходимо предоставить местному сообществу защищенные права на лесоземельную собственность, совершенствовать нормативную базу и передать ему навыки и технологии. А доступ к рынкам и знаниям рыночных механизмов имеет важное значение, если местное сообщество решит коммерциализировать свою лесную продукцию, что может внести существенный вклад в снижение уровня бедности.
Около 90% наиболее бедного населения в мире живет в общинах, полностью или частично зависящих от леса, но при этом их права на доступ к лесным ресурсам законодательно не обеспечены. Есть примеры (Китай, Мексика), когда наделение местных жителей четкими правами управления лесами, торговли лесными продуктами и услугами превращало лесопользование в значимый источник повышения благосостояния населения. Реально достичь участия населения в лесоуправлении для каждой страны можно только в обстановке демократии, безусловного действия нормативно-правовых актов, передачи местному сообществу доходов от использования лесных ресурсов.
Стоит упомянуть ряд успешных примеров общественного лесного хозяйства в разных странах мира:
1. В четырех восточных горных районах Непала оголенные холмы начали регенерироваться и состояние лесов существенно улучшилось после введения в этих районах практик общественного лесного хозяйства. В результате общее число деревьев на гектар увеличилось более чем на 50%, а общая площадь лесов выросла примерно на 30% в течение 15 лет.
2. В Мексике 80% лесов страны находится под юрисдикцией местных сообществ. Многие из них управляют небольшими лесными хозяйствами с целью коммерциализации древесины. Местные сообщества лесных территорий получают выгоду от защищенных прав (в том числе - коммерческих) на земельную собственность, позволяющих поставлять лесную продукцию на рынок.
3. В Камеруне поправки к лесному законодательству, принятые в 1994 году, позволили ассоциациям местных сообществ и кооперативам приобретать исключительные права сроком на 25 лет на управление и использование до 5 тыс. га леса на одно местное сообщество, в результате чего появилось 147 лесных областей общей площадью 637 тыс. га под их управлением.
4. В Гамбии 10%, или примерно 45 тыс. га лесов страны, находятся либо под управлением местных сообществ, либо под совместным государственным и общественным управлением, если речь идет о лесопарковых зонах. За 25 лет с момента введения общественного лесного хозяйства площадь лесов в стране выросла более чем на 10%.
5. В Болгарии лесные кооперативы стали не только прибыльным бизнесом, но и помогли решить социальные проблемы в удаленных горных регионах на юге страны. Здесь каждая деревня имеет лесную кооперацию.
Власти, переняв в начале 20 века австрийский опыт, возродили его вновь по закону о реституции в конце 90-х, создав лесные кооперативы, в которых участники получают в собственность лесные угодья, но при этом внутри ревира (крупного участка леса) они владеют идеальными частями. Это значит, что собственность не может быть выделена и отграничена от общего леса, принадлежащего кооперативу.
На одного члена кооператива приходится примерно 1,5 га лесных угодий. Главная задача кооперации – неистощительное лесопользование в интересах собственников с проведением регулярных лесных мероприятий – рубок, посадок, укрепления почвы.
6. В Швеции доля производств, приходящихся на организации потребительской кооперации в сфере лесных ресурсов, составляет 60%. Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, которые в начале XX в. создали свои кооперативы, играющие очень важную роль в современном шведском обществе.
Сегодня шведские лесохозяйственные кооперативы с общим числом членов до 100 тыс. человек, предлагают широкий реестр знаний и ресурсов для всестороннего лесохозяйственного развития. Эти организации подпадают под категорию “народные движения".
Особенностью сельскохозяйственной кооперации Швеции является наличие лесных и звероводческих кооперативов. Сельские хозяева традиционно сочетают работу на полях с лесными и другими побочными занятиями. Одиннадцать региональных союзов лесных кооперативов имеют более 100 предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, включая крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты, с весьма широкой номенклатурой продукции. По существующим оценкам на долю лесных кооперативов приходится 25% национального рынка древесины и пиломатериалов.
Важной частью развития лесных кооперативов в Швеции является мобилизация людей, вовлечение членов и влияние на своих членов. Передовой задачей кооперативных предпринимательств сегодня и в будущем является поддержка, развитие и укрепление этих качеств.
Многие страны осознали, что для внедрения устойчивого лесопользования местное население должно быть активно вовлечено в процесс управления лесами. Эта идея довольно популярна сейчас в мире.
Считается, что местное сообщество заинтересовано в рациональном использовании лесных ресурсов, и, следовательно, его широкое привлечение к управлению лесами может способствовать ведению непрерывного и неистощительного лесного хозяйства, а также обеспечить ему средства к существованию.
Однако опыт международных организаций и фондов, работающих над решением проблем по привлечению населения к этому процессу, показывает, что, в основном, используются меры образовательного и просветительского характера, не требующие изменения законодательной и административной систем.
Реально достичь участия населения в лесоуправлении в каждой стране можно только в обстановке демократии, безусловного действия нормативно-правовых актов, передачи местному сообществу доходов от использования лесных ресурсов.
Несмотря на то, что население лесных стран в большой степени связано в своей повседневной жизни с лесом, степень участия местных сообществ в управлении лесами не очень высока.
В России с 2004 года, когда такая отдельная категории, как «сельские леса», была ликвидирована, данный вопрос остаётся неразрешённым, при том, что определенная доля участия в управлении этими лесами оставалась у местного населения и местных органов власти, когда можно было наблюдать деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов по ведению лесного хозяйства, именующих себя межхозяйственными лесхозами и агролесхозами.
К сожалению, сегодня, приходится констатировать факт поголовной ликвидации этих организаций по причине лишения их сельскохозяйственных лесов, в связи, с чем сельчане потеряли источник потребления лесного ресурса. Аренда бывших сельских лесов преобразованными в коммерциализированные ООО межхозяйственными лесхозами и агролесхозами на решает проблему доступности лесного ресурса для сельского населения. Такая ситуация не может долго продолжаться, если государство хочет сохранить русское село от вымирания и здесь нужны не тривиальные решения.
Ещё хуже обстоит дело в рабочих посёлках на местах бывших государственных леспромхозов в таёжной зоне. Ведь если в результате земельных реформ в нашей стране жители сельскохозяйственных провинций лишились колхозных лесов, так они хотя бы получили свои земельные паи и наделы на полях и лугах. А вот обитатели промышленно осваиваемых лесных территорий были лишены возможности получения хоть какого-нибудь лесного надела, способного обеспечить их существование.
При этом, сегодня странно видеть, как обитатели учреждений Федеральной системы исполнения наказаний имеют в постоянном (бессрочном) пользовании лесные участки на льготных условиях, а свободные граждане России - жители таёжных посёлков, вынуждены каждый раз оформлять ворох бумаг при получении права на заготовку дров и деловой древесины для собственных нужд, вспоминая недобрым словом лесных чиновников. И уж тем более несправедливо, что в нашей стране люди, сохраняющие своим присутствием лесную глубинку от вымирания, лишены реальной возможности создать хоть какой-то лесной промысел по месту своего жительства на льготных условиях, чтобы прокормить свои семьи.
Общественные леса в современной России
В 2004 году категория «сельские леса» была упразднена. К лесам, предназначенным для обеспечения устойчивого развития сельских сообществ, получили доступ арендаторы. Местные сообщества оказались лишены лесных ресурсов.
Необходимо отметить, что в местных сельских сообществах устойчивое управление своими лесами базировалось на чувстве меры и понимании отдаленности выгод большинства лесохозяйственных работ. Эти работы именно в силу отдаленности результатов в ряде случаев невозможно реализовывать на принципах коммерции. Сообщества находили иной путь, встраивая эти работы в свой хозяйственный цикл. Сохранявшиеся до последнего времени примеры такого лесоуправления встречаются в отдаленных деревнях, где до сих пор действуют колхозы в виде кооперативов.
В современном лесном и природоохранном законодательстве существует значительный пробел, касающийся прав местных сельских сообществ и общественности в целом на участие в управлении лесами, лесопользовании и сохранении природных систем. В последние десятилетия местные сообщества оказались отделенными от принятия решений по использованию природных ресурсов, от которых зависит их развитие (леса, реки, озера, земля).
Законодательно легальное использование сельскими жителями природных ресурсов, в первую очередь лесных, крайне затруднено. Фактически местные сельские сообщества лишены ресурсов своего развития. Это одна из главных причин очередного этапа разрушения многих сельских сообществ, снижения социальной энергии жителей, отъезда молодежи в города.
Для создания реально действующего механизма общественного участия в лесоуправлении нужна передача части ресурсов в распоряжение населению. Необходимо введение такой категории лесов, как «общественные леса», что обеспечило бы местным сообществам непосредственный доступ к ресурсам. Собственно, введение этой категории не будет чем-то радикально новым: согласно советскому и дореволюционному законодательству, такая категория лесов под разными названиями существовала до самого последнего времени, хотя степень возможности распоряжения лесными ресурсами местным населением была разной. Окончательно она была ликвидирована 15 лет назад.
Введение категории «общественные леса» является ключевым моментом для современного законодательства. Именно в этом направлении, в первую очередь, необходимо двигаться для его совершенствования. Общественные слушания и другие формы общественных обсуждений при принятии решений в лесной сфере - не столь значимое сегодня направление с точки зрения обеспечения ресурсами местного сельского населения для устойчивого развития, включая традиционное природопользование.
Согласно статье 10 действующего Лесного кодекса (подразделение лесов по целевому назначению), леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Мной предлагается ввести дополнительную категорию лесов – общественные леса.
Общественные леса, обеспечивающие стабильность традиционного природопользования, поддержку и сохранение культурного наследия, экологическую устойчивость территорий, постоянного и устойчивого проживания людей, выделяемые в особую категорию, должны стать основой ресурсной базы для развития лесных сельских территорий, находящихся в социальной, культурной, экологической и экономической деградации. К данной категории должны быть отнесены все припоселковые леса, выполняющие функции рекреации и поддержания экологической стабильности вокруг сельских поселений на лесных территориях.
Общественные леса - это неиссякаемый источник ресурсов непосредственного использования (ягод, грибов, лекарственных растений, дров, древесины для строительства и ремонта домов, хозяйственных построек, изгородей), заготовки кормов, торфяных удобрений, места охоты, рыбалки, отдыха и культурно-исторического наследия. Чтобы сохранять и развивать свой общественный потенциал, такие леса не должны быть вовлечены в промышленных целях ни в один из видов пользования, а значит имеют право на обретение индивидуального, присущего только им статуса.
Этот статус имеет право на жизнь по той причине, что при существующих видах целевого назначения лесов, заготовка древесины коммерческими предприятиями в результате промышленного их освоения, подразумевает использование лесных ресурсов с целью извлечения прибыли, а в общественных лесах – в первую очередь для обеспечения нужд местного сообщества и только потом – для дополнительного дохода. В связи с чем приоритет пользования лесными ресурсами конкретной территории должен отдаваться местным жителям.
Общественные леса могут сохраняться бесконечно долго и давать отдачу при максимально полном вовлечении общественности в решение вопросов неистощительного использования их потенциала, сохранения целостности экосистем, повышения биологической продуктивности и экологической устойчивости.
Общественное лесное хозяйство способно показать себя мощной движущей силой для содействия устойчивому управлению лесами, сокращения бедности и создания рабочих мест и доходов для сельских сообществ, но, чтобы раскрыть весь его потенциал, потребуется большая поддержка со стороны российского правительства посредством проведения политических и экономических реформ в лесной сфере и других мер.
Соответственно, введение категории «общественные леса» должно сопровождаться принятием законодательного блока, прописывающего участие общественности в управлении ими через некоммерческие структуры или организацию социально ориентированного бизнеса.
Механизмы и формы контроля и использования общественных лесов должны обсуждаться на уровне сельских поселений, а затем утверждаться соответствующими законодательными актами местного и регионального уровней.
Общественные леса в процессе обретения своего статуса должны наделяться правами паркового лесничества, с разработкой всей необходимой документальной составляющей в форме лесоустроительных материалов и плана хозяйственной деятельности (он же проект освоения лесов).
Между тем, прецедент по созданию общественных лесов в России существует, но пока только для рекреационных целей. Так на территории Московской области с июля 2013 года реализуется проект «Парки Подмосковья», предусматривающий развитие парков, пропаганду природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний среди населения Московской области.
В рамках реализации проекта предусматривается благоустройство лесных массивов, расположенных на землях населенных пунктов и землях лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам. Комитетом лесного хозяйства Московской области были подобраны лесные участки, примыкающие к населенным пунктам для организации лесопарков.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Лесного кодекса для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным или муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование.
К сожалению, это чуть ли не единственный на территории России пример обретения гражданами нашей страны права на общественное пользование лесными территориями. Сей факт не может не огорчать, но тем более подталкивает к действиям, направленным на преодоление сложившейся, не справедливой ситуации.
Организационная форма лесоуправления
Согласно действующему Лесному Кодексу РФ от 2006 года пользоваться лесными благами юридическим лицам разрешено на основании:
• права аренды лесных участков;
• права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
• права ограниченного пользования чужими лесными участками (безвозмездное срочное пользование - сервитут).
Аренда лесного участка для целей заготовки древесины, сельского хозяйства, рекреационной и других видов деятельности предполагает внесение арендной платы, а потому является неподъёмным бременем для сельских сообществ и так ограниченных в средствах. Следовательно, необходимо выбирать между безвозмездным срочным пользованием и постоянным (бессрочным) пользованием лесными ресурсами.
Более щадящим режимом получения лесных благ местными сообществами является безвозмездное срочное пользование. Однако оно ограничено временными рамками, не позволяющими строить и реализовывать долгосрочные планы, соотносимые с бессрочным лесопользованием. В то время, как постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, как раз-таки позволяет делать это в полном объёме, но при условии организации муниципальных структур, способных взять на себя обязанности по ведению хозяйства на вверенных им лесных участках.
Наиболее подходящей для этого формой могло бы стать территориальное общественное самоуправление (ТОС) со статусом юридического лица. Однако социальная ситуация в местных сообществах и юридические требования затрудняют процесс организации ТОСа на территориях. Следовательно, более оправданным является создание общественных некоммерческих организаций с участием местных Администраций и других юридических лиц.
Чтобы простимулировать экономическую активность местных сообществ, такие структуры предусматривается сформировать, как «лесной потребительский кооператив», в составе которого будет организован рабочий коллектив на принципах артели, состоящий из участников кооператива и способный на средства пайщиков вести всю хозяйственную деятельность в общественном лесу.
В статусе юридического лица и муниципального учреждения созданный потребительский кооператив сможет претендовать на предоставление в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков, занятых припоселковыми лесами вокруг сельских населённых пунктов.
Высшая степень демократичности управления, некоммерческий характер деятельности лесного потребительского кооператива, гарантия государственной поддержки - все эти его отличительные особенности представляет особую ценность при проведении агитации среди населения по вступлению в члены-пайщики, ибо, особенно у пожилых людей, пенсионеров, лиц социально незащищённых - это находит явную поддержку.
Лесной потребительский кооператив удобен в управлении, но инициативной группе лиц важно обладать не только стремлением объединиться, но и способностью к совместному труду. Поэтому при желании работать и участвовать, отстаивать свои интересы, трудиться и помогать друг другу, а также при наличии достаточного количества человек, создание лесного потребительского кооператива является одним из наиболее удобных вариантов. При этом к основному требованию для желающих состоять в нём является финансовое и трудовое участие, а также участие в непосредственной хозяйственной деятельности и потреблении его услуг.
Наибольшую сложность в этом процессе представляет не ситуация преодоления юридических процедур, а неготовность муниципальной власти, лесных структур, бизнеса на территориях и самого местного сообщества осознать необходимость такого шага, чтобы включиться в реализацию данного проекта. К сожалению, отечественные силы, призванные стать локомотивом этого движения, отстают в эволюционном развитии от тенденций, доминирующих в передовых по решению этой задачи странах.
Вовлечение населения в управление лесными ресурсами характеризуется интересной динамикой и имеет большое будущее. Поэтому сейчас очень важно понять эту динамику, чтобы наилучшим образом использовать потенциал вовлечения местного населения в процесс контроля над четко определённым и юридически установленным участком леса, особенно в контексте современных вызовов.
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению роли самодеятельных организаций населения в ведении лесного хозяйства. Главная причина их создания - стремление местных жителей содействовать рациональному использованию лесных ресурсов на территории их проживания, и эта же причина ставит перед общественными лесами следующие цели:
1. Малообъёмное, непрерывное, рациональное и неистощительное лесопользование;
2. Обеспечение участия общества в лесоуправлении;
3. Обеспечение рекреационного использования лесов;
4. Экономический рост и увеличение числа производств и номенклатуры товаров и услуг;
5. Более полное использование недревесных ресурсов леса;
6. Образование и просвещение, связанное с лесом;
7. Сохранение биологического разнообразия и природных объектов;
8. Финансовые выгоды для местного сообщества;
9. Увеличение площади лесов, предназначенных в рубку на основе расчётной лесосеки;
10. Обеспечение переработки ресурсов леса.
Сегодня в нашей стране общественные леса воспринимаются, подчас, как нечто новое, однако в России существует понятие территорий традиционного природопользования. Это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера (КМНС). К таким территориям относятся, в том числе, участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, включая оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для промысла рыбы и морского зверя, сбора дикоросов. В законе продекларировано, что КМНС имеют право в рамках территорий традиционного природопользования использовать природные, в том числе лесные, ресурсы для ведения традиционного образа жизни. На региональных уровнях северных территорий каждый год утверждаются лимиты на добычу животных, вылов рыбы для КМНС.
К сожалению, из действующего Лесного кодекса РФ исключена статья, по которой национальные общины были освобождены от платы за древесину при получении лесных участков в пользование для промышленной заготовки.
Таким образом, организуя общественные леса через функционирование их в рамках потребительского кооператива, местное сообщество сможет получить право пользоваться по своему усмотрению всеми благами леса в соответствии со своими потребностями. Однако заработать такое право можно только путем планомерной работы по освоению основ ведения малообъёмного, непрерывного, рационального и неистощительного лесопользования.
Социально-юридический аспект
Вопрос организации лесного потребительского кооператива, способного заниматься лесопользованием в собственных интересах, лежит в социально-юридической плоскости. Важно понять, кому, с какой целью и на каких условиях следует передавать припоселковые леса и какие проблемы местного сообщества призвано решать планируемый к созданию потребительский кооператив? Что мешает сегодня местному сообществу пользоваться юридически гарантированными возможностями в сфере пользования лесным ресурсом? Какие ещё осложняющие жизнь пробелы существуют сейчас в нашем лесном законодательстве?
Во-первых, далеко не каждый средневозрастный житель таёжной глубинки в состоянии взять на себя труд по заготовке дров для собственных нужд, по причине отсутствия для этого технических возможностей и финансовых средств - без техники и денег в тайгу не стоит приходить. И уж тем более на это не способны рядовые пенсионеры.
Во-вторых, практически все разрешённые для заготовки дров и деловой древесины древостои, располагаются в удалённых кварталах, за пределами сохранившихся участков дорожной сети. Доставка лесоматериалов в таких условиях весьма проблематична.
В-третьих, практически ни один предприниматель, занимающийся лесным бизнесом, не согласится вести заготовку дров и деловой древесины для населения, ввиду прямого законодательного запрета. При этом их себестоимость будет равняться немногим менее рыночной цены, что никак не стимулирует население к заключению таких договоров.
И, в-четвёртых, оформление лесничествами договоров купли-продажи древесины для населения выливается в сложную и долгую бюрократическую процедуру из-за трудностей с получением в местной администрации справок, подтверждающих нужду местных жителей в дровах и строевом лесе.
Все вышеперечисленные проблемы существенно осложняют жизнь местного сообщества, и толкает на поиск путей облегчения данной ситуации, приводя к выводу о создании общественного лесничества на базе лесного потребительского кооператива.
Отечественное лесное законодательство на сегодня позволяет государственным учреждениям ФСИН вести лесозаготовки на лесных территориях, взятых в постоянное (бессрочное) пользование. Исходя из этого положения, предлагаемый к организации лесной потребительский кооператив, имеющий в числе своих пайщиков муниципальную администрацию, на полном основании может иметь статус государственного учреждения, а значит формально нет сегодня никаких препятствий для внесения соответствующих дополнений в существующий либо соответствующих статей и пунктов во вновь разрабатываемый Лесной кодекс с целью реализации данных предложений.
Сегодня настало время для проведения лесной реформы, способной в корне разрешить проблему формирования простой и доступной, ориентированной на людей системы управления лесами на местном уровне, способствующей организации общественных лесов в бывших колхозно-совхозных лесах, на заросших лесной растительностью сельхозземлях и защитных лесных участках вокруг лесных посёлков и ведения в них лесного хозяйства на основе постоянного (бессрочного) пользования, на средства и силами местных сообществ, организованных в потребительские кооперативы с участием местной власти и районных лесничеств.
Потребительский кооператив, финансируемый из средств местного сообщества, а также заинтересованных жителей промышленных центров регионов и заинтересованного бизнеса, при участии государства и лесной службы, будет стремиться к покрытию собственных издержек, связанных с осуществлением социальной миссии повышения жизнеспособности слабого местного сообщества в лесной провинции.
Организация общественных лесов на этих условиях, отвечающих насущным потребностям жителей лесных территорий, обеспечит малообъёмное, непрерывное, рациональное не истощительное лесопользование, снижение социальной напряженности, сокращение бедности, внедрение самозанятости и повышение доходов лесного сельского населения, его объединение на основе общего интереса в организации их устойчивого развития. Комплексное использование своих лесных угодий в общественном лесу заинтересованным местным сообществом способно повысить их продуктивность, биоразнообразие, экологическую ценность, санитарное и противопожарное состояние, стать неиссякаемым источником здоровья людей, их творческого вдохновения и важным условием преемственности поколений, в результате чего мы получим более высокий охранно-созидательный и экономический эффект.
Организация малообъёмного, непрерывного, рационального и неистощительного лесопользования в общественных лесах в ближайшие годы может стать перспективным трендом в области лесных отношений, захватывающим в сферу своего влияния настроения и умы жителей лесных регионов России, переводящим гражданскую позицию специалистов лесного хозяйства в русло патриотического исполнения служебного долга, искоренения коррупции и предотвращения незаконных рубок, осмысления и понимания перспективы происходящих в лесной сфере процессов.
Концепция лесопользования на базе общественных лесов со временем способна сформировать в них «леса будущего» - смешанные, сложные, разновозрастные древостои, формирующиеся за счёт естественных и искусственных насаждений высокопродуктивных быстрорастущих хозяйственно ценных пород, в форме естественно-культурных эталонных (модельных) насаждений, выделенных по типам леса или группам типов леса в любом лесном природно-хозяйственном регионе, устойчивых против неблагоприятных внешних факторов, выполняющих свои экологические функции, а также максимальное обеспечение потенциала плодородия почвы в лесных условиях.
Кроме того, эти леса должны обеспечить получение лесной продукции в соответствии с потребностями местного сообщества в ближайшей и отдалённой перспективе, создание условий для побочного лесопользования, помогающего поднять экономическую рентабельность в условиях общественного лесного хозяйства.
Малообъёмное, непрерывное, рациональное и неистощительное лесопользование в условиях общественного леса ориентирует местное сообщество на экологически обоснованные рубки, внедрение мобильной лёгкой техники, малообъёмное, энергетически автономное лесозаготовительное и деревообрабатывающее производство, собственную переработку недревесных лесных ресурсов.
Главной целью существования общественных лесов является поиск эффективных путей лесопользования и удовлетворения потребностей местного сообщества на лесной территории на принципах диалога и уважения позиций всех заинтересованных сторон – населения, местной власти, бизнеса и районных лесничеств. Его деятельность ориентирована на практическое решение задач устойчивого развития территорий с учетом их ландшафтно-экологической и социально-экономической специфики.
Необходимыми средствами для организации общественных лесов местные сообщества в большей мере располагают, осталось для успеха этого проекта разбудить местную инициативу - найти людей, заинтересованных в получении первичных лесных знаний и освоения малообъёмного и неистощительного лесопользования на своих территориях, так как для успеха в создании общественного леса необходимы квалифицированные кадры, способные внедрять разнообразные нововведения, направленные на эффективное управление лесами.
Для скорейшего распространения в регионах практики организации общественных лесов и обучения кадров, следовало бы организовывать всероссийское общественное движение под руководством министерства природных ресурсов страны, совместно с профильными ВУЗами, департаментами лесного хозяйства и региональными правительствами, но, главным образом, закрепить его статус в Лесном кодексе, способное заниматься организацией семинаров и лекций по лесной тематике, для стимулирования инициативы на местах. В этом процессе могут принять участие и горожане, как бывшие жители сельских лесных территорий и не только они, а и все желающие иметь отдых в лесах и лесные дары на своём столе, и другую продукцию лесных потребительских кооперативов.
Заключение
Общественный лес может быть наделён правами паркового лесничества, с разработкой всей необходимой документальной составляющей в форме лесоустроительных материалов и плана хозяйственной деятельности (он же проект освоения лесов).
Понятие "общественный лес" включая в себя, как географическую территорию, так и особый, основанный на партнерстве всех слоев общества, подход к рациональному ведению лесного хозяйства. Это не только заготовка древесины, даров леса, рекреация и другие виды пользования для нужд местного сообщества, но и поиск наиболее эффективных экономических решений для конкретной территории на основе лесного ресурса.
Сегодня в части общества, живущей на сельских территориях в окружении лесов, зреет запрос на получение лесных участков для ведения в них различных видов лесопользования с целью удовлетворения своих потребностей в продукции, полученной на основе неистощимого природного ресурса и обеспечения устойчивой жизни своих последующих поколений.
Данный документ ставит своей целью инициацию в Российской законотворческой практике деятельности по запуску процессов возрождения и утверждения бывшим совладельцам колхозно-совхозной лесной собственности и обретения бывшим работникам государственных лесопромышленных предприятий в лесных регионах права «вечного владения лесами» на основе постоянного (бессрочного) пользования, а в случае перевода в лесопокрытые площади сельскохозяйственных земель из числа колхозно-совхозных земельных паёв, покрытых лесами – в частную собственность.
Здесь в общих чертах описан огромный объем предполагаемой работы по внедрению общемировой практики общественных лесов. Хочется выразить надежду, что эта инициатива получит развитие в нашей стране. В частности, хотелось бы, чтобы Министерство природных ресурсов РФ инициировало план создания в России общественных лесов, которые должны спонсироваться из местного бюджета, а также средств местных сообществ и местного бизнеса при поддержке лесничеств и охватывать все лесорастительные зоны страны.
Приложение: историческая справка
Исторические традиции общественных лесов в России
Особенности лесопользования в России в XIX-начале XX веков определялись сложившейся общинной практикой владения лесными ресурсами. Включение лесных угодий в поземельную собственность, нормы и правила регулирования поземельных отношений у русского населения изучены недостаточно, поскольку исследователи рассматривают их, как правило, в русле общих проблем общинного землевладения, происхождения и характера русской общины.
Лесные угодья на Руси составляли объект общего волостного владения, и отвод лесов всегда производился для всей волостной общины или для группы селений. Благодаря глубоко укоренившемуся взгляду крестьян на лесные угодья, как на запасной фонд пополнения недостатка пахотных земель путем расчистки лесов, крестьяне привыкли смотреть на лес, как на общую собственность всех жителей округи. Традиционную систему регулирования собственности на лес и его богатства условно можно разделить на две части.
Первая связана с поземельными отношениями крестьян, когда лес при существовавшей лесопольной системе земледелия составлял запасной фонд для пополнения недостатка в пахотных землях путем расчистки лесов. В этом случае лес, как и пахотная земля в целом, входил в общую систему землепользования и становился собственностью в соответствии с вложенным в него трудом. Это же касалось лесных сенных покосов и выгонов, а позже - участков для лесных порубок. Таким образом, правовая мотивации лесохозяйственной деятельности и поведения крестьянства определялась мерой труда, вложенного в освоение данного ресурса.
Вторая часть представлений о собственности на лес базировалась на фундаментальном мировоззренческом представлении, что «земля (в том числе и лес) и вода - Божьи». Возникновение этих представлений связано с особенностями природно-ресурсного потенциала территорий. При существовавшей подсечно-огневой системе земледелия, обусловленной наличием огромного земельного фонда при малой плотности населения, даже община являлась не собственником, а пользователем земли.
Данные мировоззренческие установки во многом послужили основой формирования свободного пользования казенным лесом, что приходило в противоречие с существующим законодательством. Фактически нарушения государственных постановлений о казенных и удельных лесах занимали одно из ведущих мест в структуре преступлений и проступков крестьянства.
Кроме того, государственные меры по регулированию лесопользования, в представлениях крестьян, не имели силы, поскольку противоречили основной мировоззренческой установке, что «лес и земля - Божьи», а потому право пользования ими в равной степени принадлежит всем. Обычно народ смотрит на порубки слишком снисходительно и не видит в этом воровства в собственном смысле, как безнравственных действий, заслуживающих осуждения.
Признавая право крестьян владеть лесами, государство устанавливало права и обязанности лесопользователей. Постепенно были закреплены различные формы собственности на леса. К 1913 году по видам собственности леса разделялись на казенные (47 %), удельные (4 %), частновладельческие (33 %), крестьянские (10 %), прочие (6 %). Во владении крестьян числилось 11 258 тыс. га леса.
До начала ХХ века во многих многолесных районах осуществлялось вполне эффективное местное самоуправление, при котором практически вся деятельность в лесу определялась самими местными сообществами. Обычно лесом распоряжалась крестьянская община деревни.
С установлением советской власти декретом «О лесах» (1918) леса, принадлежащие частным лицам и обществам, были объявлены общенародным достоянием, за исключением небольших площадей, выделенных в пользование совместным общинам. Управление лесами осуществлялось местными советами. Уже через несколько лет была осознана необходимость передачи местным сельским сообществам большей площади лесов. В соответствии с Лесным кодексом 1923 года была введена категория «леса местного значения». В их состав вошли:
1. Бывшие крестьянские, общественные и переселенческие лесные наделы;
2. Леса, находившиеся в подворном крестьянском владении (отруба, хутора);
3. Другие леса, принадлежавшие до национализации сельским обществам и товариществам крестьян и находившиеся в их лесном или подсечном пользовании.
В местностях с лесистостью более 15 %, где не было лесов крестьянских владений, из лесов государственного значения выделялись лесные участки, предназначенные исключительно для удовлетворения потребностей в древесине трудовых объединений с расчетом не более 2 десятин (1десятина = 1,09 га) на душу населения. Леса местного значения (по признании их таковыми Народным комиссариатом земледелия) передавались губернскими земельными органами в бессрочное пользование земельным обществам, сельскохозяйственным коммунам и артелям, другим объединениям трудовых землепользователей, а также отдельным землепользователям.
Таким образом, жители местных сельских сообществ наделялись не только землей, но и лесом, выделяемым им в вечное пользование, в объемах, обеспечивающих долгосрочное местное развитие, что подтверждалось соответствующими актами.
Позднее система лесопользования и лесоуправления местными сообществами была еще более упорядочена: 30 декабря 1927 года принято Положение о лесах местного значения и органах управления ими.
Губернскими земельными управлениями леса местного значения передавались в бессрочное бесплатное пользование земельным обществам, другим объединениям трудовых землепользователей и даже отдельным землепользователям из расчета не более 2 га на душу населения. Был определен перечень документов по передаче лесов местного значения и ведения хозяйства в них.
Для несения охраны в этих лесах органами власти назначались лесные старосты и объездчики, которым присваивались такие же права, как у сотрудников охраны казенных лесов. Содержались они за счет лесопользователей.
Позднее, при объединении личных хозяйств в колхозы, советская власть еще раз подтвердила выделение лесов в вечное пользование сообществ соответствующими актами. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР от 7 июля 1935 года сельскохозяйственные артели, организованные первоначально на базе земель сельскохозяйственного назначения, в ходе проведения землеустройства и получения государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей приобрели право бессрочного пользования лесами. Большая часть установленных в тот период границ землепользований сохранялась до последнего времени.
В 1948 году колхозные леса приобрели отдельный статус, было принято Положение о колхозных лесах. Покрытые лесом земли закреплялись колхозам государственными актами на вечное пользование землей. Колхозы признавались полноправными пользователями этих лесов, и вся продукция, получаемая в колхозных лесах, а также лесной доход от отпуска древесины на сторону другим потребителям поступали в распоряжение колхоза. В это время площадь колхозных лесов, исчисляемая в 39,2 млн. га, составляла около 6–7 % всего лесного фонда страны. В ряде областей за колхозами были закреплены обширные площади лесов.
К сожалению, уже к 1960-м годам государство забыло о своих обязательствах. Там, где колхозы были преобразованы в совхозы, коллективная собственность была переведена в совхозную, т. е. в государственную. Однако леса, входившие в систему сельского хозяйства и так или иначе, обеспечивавшие интересы и нужды местного населения, сохранялись в виде отдельной категории «сельские леса» до 2004 года, когда площадь лесов, входящих в систему сельского хозяйства, составляла 44,5 млн. га с общим запасом древесины 5,3 млрд. м3.
Кузнецов Яков Генрихович
0 коммент.:
Дописати коментар