19 квітня 2020

Из истории правовых извращений: письмо МЧС и Рослесхоза о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров

Двенадцать лет назад, 17 апреля 2008 года, был выпущен забавный документ - письмо МЧС и Рослесхоза "О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров". Действовавшая тогда редакция федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" требовала лицензировать деятельность по тушению лесных пожаров - поэтому требовалось придумать какое-то объяснение, почему органам управления лесами субъектов РФ эти лицензии получать не нужно. Руководство МЧС и Рослесхоза придумали объявить тушение пожаров видом использования лесов. Объяснение, правда, получилось кривое, поскольку статья 1 Лесного кодекса декларирует принцип недопустимости использования лесов органами государственной власти и органами местного самоуправления. То есть, исходя из логики МЧС и Рослесхоза, органам управления лесами получать лицензии на тушение лесных пожаров было не нужно, то и тушить лесные пожары было нельзя.

Если кто-то вдруг подумает, что это шутка (насчет существования такого письма) - то вот оно в правовой системе Консультант:

Письмо от 17.04.2008 №ВР-06-54/2590


Текст письма:

Письмо МЧС России и Рослесхоза от 17.04.2008 №ВР-06-54/2590

Лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров

Главные управления
МЧС России по субъектам
Российской Федерации

Органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации

Территориальные органы
Рослесхоза


О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров

МЧС России и Рослесхоз по вопросу необходимости получения организациями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Рослесхоза, лицензий на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) сообщают следующее.

Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, и относится к видам использования лесов определенным пунктом 16 статьи 25 указанного кодекса.

Частью 2 статьи 1 Закона предусмотрено, что его действие не распространяется на деятельность, связанную с использованием лесов.

Учитывая изложенное, деятельность по тушению лесных пожаров, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, лицензированию не подлежит.

Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.Х.Цаликов

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В.П.Рощупкин


***

Лицензирование тушения лесных пожаров появилось после разделения полномочий в лесном хозяйстве, на хозяйственные и контрольные. Идея разделения полномочий в принципе здравая, одни организации хозяйствуют и зарабатывают на этом деньги, другие организации дают хозяйственникам работу в лесу и контролируют исполнение. И, по идее, платят хозяйственникам деньги.
По какой-то непонятной причине тушение лесных пожаров выделилось из общего списка лесохозяйственных работ, потребовало каких-то разрешений на тушение, запретов на тушение посторонними лицами. Появилось лицензирование лесопожарных организаций. В целом здравая идея. Но слишком ревностным исполнением привела к полному запрету на тушение без лицензий. Пожары загорелись, а лицензий ни у кого ещё не было. Пришлось в спешке придумывать более или менее логичный способ разрешения тушения без лицензий. Что и было косо криво сделано для лесопожарных организаций, без которых просто невозможно было обойтись. В остальном лицензирование вылилось в фактический запрет на тушение местным населением, даже пожарными дружинами, вполне себе организованными местными администрациями. За бортом оказались все добровольцы, даже организованные. Здравые идеи оказались извращены тупым исполнением. Отсутствие разума в собственных головах и тупое следование законам всегда чревато.


0 коммент.:

Дописати коментар