24 лютого 2016

Состояние лесного комплекса ЕАО оценивается как критическое


На лесозаготовках. Фото: www.rosselkhoznadzor.ru

Ресурсы области истощаются от многократных рубок деревьев, пожаров, браконьерства и усыхания больших массивов хвойнников

Биробиджан, 24 февраля, EAOMedia. В целом состояние лесного комплекса страны, и ЕАО здесь не исключение, оценивается как критическое. Лесные ресурсы области истощаются от многократных рубок деревьев на многих участках, губительных пожаров, браконьерства, а также усыхания больших массивов хвойнников. В областном управлении лесами подведены итоги работы по заготовке деловой или, как ее называют, ликвидной древесины в 2015 году, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Виктора Горелова в газете "Биробиджанская звезда".



В ЕАО
Фото: www.eao.ru

Как явствует из официального отчета, арендные предприятия, а их на территории гослесфонда автономии около десяти, заготовили 197 тысяч кубометров древесины, тогда как планировали изъять из расчетной лесосеки 330 тысяч кубометров. Главной причиной снижения объемов рубок в управлении называют резкий спад закупок пиломатериалов на российском лесном рынке, а также снижение спроса на экспортную древесину в соседнем Китае. С учетом этих обстоятельств арендаторами ЕАО сверстан план на 2016 год. По сравнению с предыдущим годом он стал меньше на 50 тысяч кубометров.

Но не только названные причины обусловили низкие объемы заготовок. Кстати, планы рубок арендаторы не выполняют уже несколько лет, в том числе и при повышенном раньше экспортном спросе. По словам самих арендаторов, лесной фонд автономии по большей части истощен предыдущими интенсивными рубками и специализированные предприятия вынуждены довольствоваться тонкомером, которым в основном покрыто большинство лесных участков, куда проложены дороги. Доброго леса у нас, однако, немало, так как подъездных путей к нему нет, он и сохранился, к счастью, в первозданном виде.




Значительная часть продуктов лесопереработки идет на экспорт
Фото: http://resursles.ru

Это радует не только экологов, но и некоторых специалистов из обллесуправления. Они лучше многих из нас понимают, что, открой в такие урочища доступ арендаторам, от доброго леса мало что останется. Лягут под пилы лучшие хвойники, на отработанных делянах произойдет смена пород — на месте выбранной крепкой древесины поднимется тонкомерный частокол березняка, осинника и других малоценных пород.

Вернемся, однако, к началу этих заметок. Недоруб арендаторами деловой древесины в 2015 году все-таки благо для гослесфонда автономии. Правда, областной бюджет недополучил какую-то часть налогов, но, по образному выражению одного из специалистов лесной службы, это сущие копейки, зато остались на корню и продолжают облагораживать природу тысячи взрослых деревьев. А потери древостоя и без промышленных рубок весьма ощутимы. Примерно 25-30 тысяч кубометров леса вырубают на печное топливо. При этом вырубают далеко не трухлявые деревья, а те, что получше. Прибавьте сюда убыль древостоя при освоении полезных ископаемых: Кимкано-Сутарского ГОКа, графитового и марганцевого рудников, при строительстве дорог и других объектов.

А разве прекратились у нас нелегальные рубки? Конечно, нет, о чем свидетельствует, к примеру, следующий факт. Недавно на одном из таможенных постов области была задержана довольно крупная партия монгольского дуба, который добыли в тайге "черные лесорубы". Между тем эта порода категорически запрещена к экспорту.



"Черные лесорубы" стали бичом отрасли
Фото: http://www.acmb.ru

В ноябре минувшего года один из местных штатных охотников сообщил "Истокам" о том, что в таежном урочище в бассейне речки Сафониха группа заготовителей кедрового ореха спилила 30 взрослых кедров(!), чтобы собрать без труда с поваленных гигантов шишки. Едва ли это был единичный случай в таком бандитском промысле.

Даже несведущему человеку известно, какой ущерб тайге наносят ежегодно многочисленные природные пожары. Так, по данным обллесуправления, в 2010 году, к примеру, отпад древесины от огня превысил 400 тысяч кубометров!

В последние годы лесной фонд автономии преследует еще одна напасть: усыхающие на корню массивы деревьев, в первую очередь пихты и ели. Кстати, эта беда не только территории нашей области, но и других лесных регионов страны. Как показывает анализ данных лесопатологического мониторинга, осуществляемого "Рослесозащитой", в период с 1986 года по 1995 год средняя ежегодная площадь усыхания лесов составила 279 тысяч гектаров, а начиная с 2009 года составила уже 770 тысяч гектаров. (Площадь усыхающих лесов в ЕАО еще предстоит установить).

В целом состояние лесного комплекса страны, и наша область здесь не исключение, оценивается как критическое. По оценке руководителя лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Н.Шматкова, лесу нужен хозяин. Проблему незаконных рубок, губительных пожаров без этого не решить. Крайне необходимо восстановить и усилить лесную охрану. В 2006 году там работали 70 тысяч человек, а сейчас — меньше 20-ти тысяч. И лесники превратились в чиновников! Их заставляют заполнять кучу документов, а в лес они не ходят, да и зарплаты в лесоохране маленькие. При зарплате 20-30 тысяч рублей как найти хороших специалистов.

0 коммент.:

Дописати коментар