18 липня 2016

На Буковине лесная мафия массово вывозит дерево за границу


Украина продолжает наращивать объемы экспорта

На Буковине лесная мафия массово вывозит дерево за границу

Вот где арестов пока нет, но явно ожидаются - так это в черных контрабандных схемах. Украинских. Мой коллега Роман Бочкала об этом.

Кажется мы не в лесу, а в зоне боевых действий. Одни спасают деревья. Для других они просто товар.

"Вот это дерево - вот так если перепилят, легко получиться делового дуба из которого можно что-то изготовить это где-то полтора куба. Это 700 долларов".

Николай Петиченко уже много лет борется с браконьерами. В ответ - те недавно сожгли машину. Что удивляет активиста, главные браконьеры - лесники.

"Без лесников здесь ничего не решается", - говорит Николай Петиченко, общественный активист.

Это Сторожинецкое лесничество. Здесь, по словам активистов, лес нелегально рубят чаще всего.

Как видим шлагбаум закрыт. Тоже самое, на соседней дороге. Кажется, нас здесь ждали.

Прямо в лесу находим пилораму. Документов на эту древесину нет. Дуб, липа. И что самое интересное, куда бы мы не приехали, нигде ни души. Хотя по сем признакам видно, что здесь просто кипит хозяйственная деятельность. Журналистов здесь бояться даже больше, чем правоохранительные органы. Ведь с ними можно договориться, а с нами нет.

Эти деревья без маркировки, а значит спилены незаконно. Вызываем полицию.

"Такое часто происходит? - Постоянно. Признал лесник свою вину. Да, он виноват. Но вместо трех лет получил условно. Так и сейчас он придет - да, я хотел украсть, но не украл".

Иногда доходит даже до стрельбы.

"А кто в вас стрелял? - Лесник. А почему? - Потому что я не давал им отправлять левый лес. Я мешал их контрабанды".

Николай Мороз - лесничий. Несколько лет назад даже он пожаловался в прокуратуру на своих коллег. После этого Николая уволили. Следствие идет до сих пор.

Приходим к директору лесхоза. Зарплата тут небольшая. Зато вот, чтобы попасть на руководящее место в любом украинском лесхозе, говорят, нужно заплатить не одну тысячу долларов. Впрочем, этот директор все обвинения в коррупции отрицает.

"Вы берете взятки? - Не беру. - Задействованы ли ваши сотрудники в коррупционных схемах. - Не задействованы. - Хорошо спасибо. Все", - говорит Игорь Беленьчук, директор Сторожинецкого лесхоза.

Но факты вещь упрямая.

"Вот лесник выдает лес. Он имеет право принимать наличку? - Нет. - Теперь посмотрите сюда и скажите что это такое. - Ну что тут такое - долг 57 тысяч гривен. - А что это такое? - А это кубатура ушедшей налево и каждого доля".

Рубки проводятся под видом санитарных "правильные" экспертизы экологов развязывают лесникам руки.

"Вы видите замечательные деревья, это видно. - Но по документам они больные? - По документам они больные".

"На участке с 5-6 деревьев сухостоя, а остальные - нормальные деревья. Что они делают. Они берут все гектар, срубают всю ту площадь и пишут - дрова, гниль", - говорит Николай Мороз, лесничий.

На это у лесников есть оправдания.

"Очень сильное усыхание ельников. Ну, вы понимаете, есть еще такие очаги. Вот из небольшого квадрата становится большой. Главное, чтобы это не были очаги коррупции. Нет. Нет такого".

Большая часть буковинского леса уходит на экспорт. Черновицкая область вообще - главная транзитная дорога для украинского вырубленного леса.

В случае с лесом верить нельзя никому. Даже железнодорожникам. Если в документах указано, что в вагонах дрова. Вполне вероятно, что на самом деле здесь окажется деловая древесина. Сейчас проверим.

"Тут вперемешку. Но если вот такие бревна, то это уже не дрова. Вот внизу видно опять же - оно не гнилое".

Таможенники разводят руками.

"Я не могу проверить эти товарно-транспортные накладные, они выдают друг другу. Я уверен, что там, на 90 процентов все подделаны. Кто и кому на тех аукционах продает, то это тоже вопрос. Но я уверен, что там все незаконно. Я уверен, что рубка леса идет незаконная - сколько угодно и где угодно", - говорит Николай Салагор, начальник Черновицкой таможни.

Почти весь украинский лес идет в Румынию. Туда отправляемся и мы. Городок Радауцы. Здесь находится древообраватывающая фабрика.

Близость фабрики к Украине не случайна. На поленьях бирки - ua.

"Если бы не украинский лес наша фабрика наверное бы закрылась".

Построили фабрику австрийцы. Сначала собирались работать в Украине. Но когда им озвучили суммы взяток, чтобы начать строительство, перенесли проект в Румынию.

"За прошлый год мы импортировали из Украины 950 тысяч кубометров леса. Да, я понимаю, что возможно не весь он был спилен законно. Но это уже вопросы к вашим правоохранительным органам", - говорит Ничифор Тофан, директор деревообрабатывающей фабрики Хольциндастри Швайгофер.

Брус, вагонка. Все, что производится здесь, продается и в Украине. Известный румынский журналист Каталин Пришачару называет это "украинским парадоксом".

"Активно ваш лес стали ввозить в Румынию с 2008 года. Это связано с тем, что легально рубить лес в Румынии практически невозможно. Да и зачем когда рядом есть Украина", - говорит Каталин Присачариу журналист-расследователь.

Констанца - подложить дядю играющего на баяне

Порт города Констанца один из крупнейших в Черном море. Именно отсюда украинская контрабанда расходится по всему миру.

Украинский лес востребован в Персидском заливе, Турции и во многих других странах, где своего не меньше, чем у нас. Но там деревья берегут. Украина же продолжает наращивать объемы экспорта. С начала этого года за границу ушло больше, чем когда-либо. Идем на рекорд.

17 июля 2016 23:43 по материалам: Подробности-ТВ автор: Роман Бочкала 


0 коммент.:

Дописати коментар