30 грудня 2017

Интересный исторический документ: 90 лет назад было утверждено Положение о лесах местного значения

90 лет назад, 30 декабря 1927 года, было утверждено Положение о лесах местного значения, которым устанавливались особенности ведения лесного хозяйства в бывших крестьянских лесах (лесах, принадлежавших или предоставленных в пользование крестьянам и их обществам). Положение в полной мере никогда не работало, как и вообще многие здравые требования Лесного кодекса 1923 года и разработанных в соответствии с ним правовых актов. Однако, Положение представляет собой интересный исторический документ, помогающий понять, как развивалось советское и российское лесное законодательство на протяжении последнего столетия (в частности, как развивались требования к хозяйству в так называемых "сельских лесах" - лесах, предоставленных в пользование сельскохозяйственным организациям). Некоторые идеи этого Положения могут оказаться полезными и сейчас.

Чтобы объяснить, что такое "леса местного значения" и откуда они взялись, приведем комментарий начальника Центрального управления лесами Наркомзема СССР А.И.Шульца (впоследствии - профессора и директора Ленинградского лесного института) к статье 4 Лесного кодекса РСФСР, в которой говорится о выделении лесов местного значения (этим лесам в Лесном кодексе 1923 года посвящен целый раздел со статьями с пятой по двенадцатую):







Лесной кодекс РСФСР с объяснениями и толкованиями


Само Положение:


Постановление СНК РСФСР от 30.12.1927 "Об утверждении Положения о лесах местного значения"

Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:

Утвердить нижеследующее Положение о лесах местного значения.


Положение о лесах местного значения

Раздел I. Основные положения

1. Лесные участки, выделенные народными комиссариатами земледелия Р.С.Ф.С.Р. и автономных республик в порядке ст. 5 Лесного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и переданные в пользование трудовых землепользователей, образуют леса местного значения, состоящие в едином государственном лесном фонде.

Пользование лесами местного значения производится на основании настоящего Положения.

2. Пользование древесиной и побочными пользованиями в лесах местного значения устанавливается в пользу управомоченных на это пользование лиц бессрочно и без взимания государственного лесного дохода.

3. Площадь лесов местного значения не может распределяться по группам или едокам.

4. В лесах местного значения ведется правильное лесное хозяйство, согласно плану и правилам, издаваемым краевыми, областными и губернскими земельными управлениями, с устройством этих лесов за счет лесопользователей.

5. Заведывание и управление лесами местного значения возлагается на местные исполнительные комитеты и сельские советы (ст. ст. 10, 11 и 12).

6. Леса местного значения могут быть изъяты от лесопользователей в случаях: а) систематического, установленного судебным приговором, нарушения правил лесного хозяйства со стороны лесопользователей в отведенных им лесных участках; б) особо важных государственных потребностей; в) землеустройства. Леса изъемлются по пунктам "а" и "в" постановлениями краевых, областных (окружных) и губернских исполнительных комитетов и по пункту "б" постановлениями высших государственных органов.

Примечание 1. Перераспределение лесов местного значения, переданных в единоличное пользование отдельных землепользователей и в совместное пользование двух или нескольких земельных обществ, может производиться только в порядке землеустройства.

Примечание 2. Споры, возникающие между земельными обществами из-за распределения лесов местного значения там, где произведено землеустройство пользующегося лесом населения, разрешаются подлежащими земельными судебными органами, с учетом не только территориальных удобств, но и экономических условий и нужды в лесе каждой спорящей стороны.

Примечание 3. При выделении из земельных обществ коллективных хозяйств за ними сохраняются права пользования в лесах местного значения, переданных земельному обществу, из которого они выделились, на общих основаниях со всеми лесопользователями.

7. За неправильное ведение лесного хозяйства в лесах местного значения подлежащие сельские советы и волостные (районные) исполнительные комитеты несут ответственность как в дисциплинарном, так и в уголовном порядке.

8. За лесонарушения, произведенные в лесах местного значения, как самими лесопользователями, так и посторонними лицами, нарушители отвечают в порядке Уголовного Кодекса и обязательных постановлений исполнительных комитетов.

9. В автономных республиках, не имеющих губернского деления, функции губернских земельных органов по лесам местного значения выполняются соответствующими народными комиссариатами земледелия, а функции губернских исполнительных комитетов - соответствующими советами народных комиссаров.

Раздел II. Об органах управления лесами местного значения

10. Непосредственное заведывание и управление лесами местного значения возлагается на сельские советы.

Примечание 1. Если леса местного значения находятся в общем пользовании нескольких земельных обществ, не объединенных одним сельским советом, то заведывание и управление возлагается на один из сельских советов, по взаимному между ними соглашению.

Примечание 2. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам предоставляется право обязанности сельских советов по заведыванию и управлению лесами местного значения передавать волостным (районным) исполнительным комитетам.

11. Наблюдение за выполнением сельскими советами обязанностей по заведыванию и управлению лесами местного значения, за сохранностью их от расхищения и за ведением в лесах правильного лесного хозяйства принадлежит волостным (районным) исполнительным комитетам, а руководство последними по заведыванию и управлению лесами местного значения осуществляется уездными (окружными) исполнительными комитетами через уездные (окружные) земельные управления.

12. Общий контроль над действиями указанных органов принадлежит краевому, областному и губернскому исполнительному комитету и осуществляется через краевые, областные и губернские земельные управления, с обеспечением исполнительными комитетами контролирующего аппарата необходимыми средствами на разъезды.

Краевым, областным, губернским и окружным исполнительным комитетам принадлежит право издавать обязательные постановления по охране лесов местного значения и ведению в них лесного хозяйства.

13. По заведыванию и управлению лесами местного значения на сельские советы возлагается: а) организация охраны лесов местного значения и принятие противопожарных мер; б) преследование лесонарушителей; в) принятие мер к устройству лесов местного значения и к отводу в них лесосек (предоставление квартир и перевозочных средств лесному техническому персоналу, раскладка расходов на лесоустройство и взимание этих денег с отдельных лесопользователей); г) распределение древесины из лесов местного значения в пределах годичной лесосеки и производство отпусков таковой; д) распределение побочных пользований в лесах местного значения; е) закрытие полностью или частичное сокращение на определенные сроки рубки годичной лесосеки; ж) разрешение между лесопользователями споров по поводу распределения древесины и побочных пользований; з) ведение отчетности и прием денежных сумм, указанных в ст. 35 настоящего Положения, и расходование их на нужды лесного хозяйства; и) переписка по лесам местного значения; к) постановка докладов о ведении хозяйства в лесах местного значения на общих собраниях лесопользователей; л) отчет по ведению хозяйства в лесах местного значения перед волостными (районными) исполнительными комитетами; м) организация лесокультурных работ (сбор семян, получение посадочного материала, производство посева и посадок); н) организация лесных работ (очистка лесосек, ремонт дорог, мостов и т.п.).

14. К обязанностям волостных (районных) исполнительных комитетов по лесам местного значения относится: а) производство ревизии ведения хозяйства в лесах местного значения; б) разрешение жалоб заинтересованных граждан на распределение древесины и побочных пользований, произведенное подлежащими сельскими советами; в) разрешение продажи части годичной лесосеки (ст. 24); г) учет лесов местного значения в пределах волости; д) содействие успешному проведению работ по устройству лесов местного значения и сбору денежных средств на эти работы с лесопользователей; е) наложение штрафов на лесонарушителей по протоколам, представляемым сельскими советами; ж) утверждение в должности и увольнение от таковой лесных сторожей; з) возбуждение преследования в судебном или административном порядке против сельских советов за неправильное ведение лесного хозяйства, а также наложение на них дисциплинарных взысканий; и) постановка докладов на волостных (районных) съездах советов и конференциях о мероприятиях по ведению хозяйства в лесах местного значения; к) представление отчетов по хозяйству в лесах местного значения в уездные (окружные) исполнительные комитеты.

Волостным исполнительным комитетам, а в районированных местностях сельским советам предоставляется, кроме того: а) утверждение принятых земельными обществами планов эксплоатации лесов местного значения, на основе имеющихся лесоустроительных отчетов; в случае отсутствия их - на основании заключения ближайшего лесничего лесов государственного фонда, а там, где имеются специальные лесоводы по лесам местного значения, то по их заключениям; б) рассмотрение вопросов о нарушении земельными обществами Лесного Кодекса и планов лесного хозяйства в лесах местного значения и принятие мер к их устранению; в) взыскание всех штрафов по лесонарушениям в лесах местного значения как по постановлению районного (волостного) исполнительного комитета, так и по исполнительным листам народных судов и г) определение списков скота и их владельцев, которым разрешается выпас скота в лесах местного значения.

15. Сельские советы и волостные (районные) исполнительные комитеты выделяют одного из своих членов для непосредственного заведывания делами по лесам местного значения.

Примечание. В районах укрупненных сельских советов, при наличии закрепления лесных участков за земельными обществами, заведывание таковыми участками возлагается на члена сельского совета по данному земельному обществу, под общим руководством сельского совета.

16. К обязанностям уездных (окружных) исполнительных комитетов по лесам местного значения относятся: а) руководство по ведению хозяйства в лесах местного значения в пределах уезда (округа); б) составление плана производства лесоустроительных работ в соответствии с установленными краевыми, областными и губернскими земельными управлениями сроками для устройства лесов уезда (округа); в) разрешение, с утверждения соответствующего краевого, областного или губернского исполнительного комитета, сверхсметных рубок в лесах местного значения в случае неотложной необходимости; г) созыв уездных совещаний; д) возбуждение преследования против волостных исполнительных комитетов за бездействие и непринятие надлежащих мер к своевременному прекращению нарушений правильного ведения лесного хозяйства в лесах местного значения; е) представление в краевые, областные и губернские исполнительные комитеты отчетных данных о лесах местного значения; ж) утверждение должностей волостных (районных) инструкторов по лесам местного значения (ст. 21).

На окружные исполнительные комитеты возлагается кроме того, утверждение такс для оценки самовольно срубленного и похищенного леса и других лесонарушений в лесах местного значения.

17. К обязанностям уездных (окружных) земельных управлений по лесам местного значения относятся: а) взимание, через сельские советы, с пользователей в лесах местного значения сумм на производство лесоустроительных работ по таксам, утвержденным краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами и направление их по указаниям краевых, областных и губернских земельных управлений; б) учет лесов местного значения в уездном (окружном) масштабе; в) организация работ по отводу лесосек; г) рассмотрение ходатайств о расчистках в лесах местного значения с последующим их направлением согласно установленному порядку; д) содействие снабжению лесопользователей древесными семенами и посадочным материалом; е) организация лесокультурных и лесных работ.

На окружные земельные управления возлагается кроме того: а) утверждение планов хозяйства в лесах местного значения; б) организация таксационных партий; в) производство лесоустроительных работ в лесах местного значения; г) утверждение в подлежащих случаях расчисток в лесах местного значения и д) составление местных такс для оценки самовольно срубленного и похищенного леса и других лесонарушений в лесах местного значения.

18. К обязанностям краевых, областных и губернских исполнительных комитетов по лесам местного значения относится: а) контроль над ведением хозяйства и охраной лесов местного значения в пределах края, области и губернии; б) возбуждение преследования против уездных (окружных) исполнительных комитетов и уездных (окружных) земельных управлений за бездействие и непринятие мер к прекращению нарушений правильного ведения лесного хозяйства в лесах местного значения; в) утверждение такс для оценки самовольно срубленного и похищенного леса и других лесонарушений в лесах местного значения; г) утверждение, по представлениям уездного (окружного) исполнительного комитета, сверхсметных рубок в лесах местного значения в случаях неотложной необходимости.

19. К обязанностям краевых, областных и губернских земельных управлений относится: а) организация таксационных партий по устройству лесов местного значения; б) утверждение планов хозяйства; в) утверждение в надлежащих случаях расчисток в лесах местного значения; г) составление местных такс для оценки самовольно срубленного и похищенного леса и других лесонарушений в лесах местного значения.

20. Для технического надзора за ведением лесного хозяйства в лесах местного значения, инспектирования лесных сторожей и руководства сельскими советами и волостными (районными) исполнительными комитетами, при уездных (окружных) земельных управлениях учреждаются должности уездных (окружных) лесоводов за счет средств местного бюджета.

Инструкции, устанавливающие права и обязанности уездных (окружных) лесоводов, издаются соответствующими краевыми, областными и губернскими земельными управлениями.

Примечание. Там, где леса местного значения занимают незначительные площади, целесообразность учреждения должностей уездных (окружных) лесоводов устанавливается губернскими (окружными) земельными управлениями.

21. В волостях (районах) с большою площадью лесов местного значения для технического надзора и руководства ведением лесного хозяйства в лесах местного значения и инспектирования лесных сторожей учреждаются постановлением уездных (окружных) исполнительных комитетов, на средства волостного (районного) бюджета, должности волостных (районных) инструкторов по лесам местного значения.

22. Леса местного значения распределяются по существующим инспекторским районам лесничеств общегосударственных лесов губернии (округа). Общее наблюдение за постановкой лесного хозяйства в лесах местного значения выполняется лесными отделами через соответствующих лесничих общегосударственных лесов и районных лесных инспекторов.

Раздел III. Отпуск древесины из лесов местного значения

23. Древесина, вырубаемая в лесах местного значения, согласно плану хозяйства или правилам, утвержденным краевыми, областными и губернскими исполнительными комитетами, распределяется соответствующими сельскими советами, по предварительном обсуждении на общем собрании пользователей лесов местного значения, следующим образом: из подлежащей к отпуску древесины отчисляется постановлением сельского совета определенный процент на общественные надобности, как-то: на отопление школ, изб-читален и больниц, на постройку и ремонт школ, мостов, пожарных сараев и т.п. сооружений, обслуживающих то земельное общество, в пользовании которого находится данный участок леса. Если же указанные сооружения обслуживают несколько земельных обществ, имеющих леса местного значения, то отпуск древесины на них распределяется волостными (районными) исполнительными комитетами, а в спорных случаях, при отпуске древесины на отопление, вопрос окончательно разрешается уездными (окружными) исполнительными комитетами, а при отпуске на ремонт и постройки - губернскими (областными или окружными) исполнительными комитетами. Остающаяся древесина распределяется между лесопользователями и всем трудовым населением, проживающим на территории земельного общества, в пользовании которого находится участок. Строевая древесина распределяется по действительной нуждаемости, при чем маломощные хозяева и хозяйства, пострадавшие от пожаров, по представлению комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, удовлетворяются в первую очередь. Дровяная древесина распределяется по хозяйствам, с учетом имеющихся у населения запасов ее. В малолесных местностях вся древесина распределяется для удовлетворения только строительных и поделочных потребностей по степени нуждаемости. После распределения сельский совет выдает разрешение на рубку леса и, в случае необходимости, производит клеймение подлежащих вырубке деревьев.

24. В случае, когда общественные надобности, указанные в ст. 23, удовлетворены полностью и имеются излишки древесины или в случае необходимости неотложных коренных мероприятий по лесному хозяйству, часть лесосеки, подлежащей вырубке, согласно плана хозяйства, может быть с разрешения волостного (районного) исполнительного комитета реализована сельским советом путем продажи ее, с обращением денег исключительно на ведение и постановку лесного хозяйства.

25. Все расходы по охране и ведению лесного хозяйства в лесах местного значения возлагаются на население, пользующееся ими. Для получения средств на этот предмет предоставляется право соответствующим сельским советам, по предварительному обсуждению на общем собрании пользователей лесов местного значения, устанавливать оплату древесины, получаемой населением из лесов местного значения. Расценка оплаты устанавливается сельскими советами и утверждается волостными (районными) исполнительными комитетами. От этой оплаты освобождаются частично или полностью хозяйства или отдельные граждане: освобожденные от уплаты сельско-хозяйственного налога, пострадавшие от стихийных бедствий, инвалиды труда и войны, состоящие на социальном обеспечении, переселенцы и расселенцы, безлошадные крестьяне и семьи красноармейцев.

26. В случае неотложной надобности (стихийных бедствий, мероприятий общественного характера, в том числе расселения при землеустройстве), уездные (окружные) исполнительные комитеты, с утверждения краевых, областных и губернских исполнительных комитетов, могут разрешить к вырубке одновременно до трех годичных лесосек, с зачетом вырубленной древесины в очередные годичные отпуска в течение срока не более десяти лет.

27. Сельским советам предоставляется право, по предварительном обсуждении на общем собрании пользователей, в целях накопления древесного запаса в лесах местного значения, закрывать полностью или сокращать частично на определенные сроки рубку годичной лесосеки.

Раздел IV. Побочные пользования в лесах местного значения

28. Население, в пользовании которого находятся леса местного значения, имеет право производить в них сенокошение, пастьбу скота, добывать глину, песок и другие строительные материалы, а также производить для своих потребностей выработку торфа, согласно Постановлению Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. от 25 марта 1926 года (Собр. Узак., 1926, № 21, ст. 161).

Порядок, в каком побочные пользования производятся, устанавливается особой инструкцией, издаваемой краевыми, областными и губернскими земельными управлениями.

Соответствующим сельским советам предоставляется право, по предварительном обсуждении на общем собрании пользователей лесов местного значения, устанавливать оплату побочных пользований, производящихся в лесах местного значения: оплата устанавливается сельскими советами и утверждается волостными (районными) исполнительными комитетами. От этой платы освобождаются частично или полностью хозяйства или отдельные граждане, которые указаны в ст. 25 этого Положения.

29. Сбор грибов и ягод в лесах местного значения, а также рыбная ловля в водоемах, не имеющих промыслового характера, свободны для всех граждан, и производятся ими безвозмездно.

Охота в лесах местного значения производится согласно установленным на этот предмет правилам.

Разработка общераспространенных ископаемых для промышленных целей в лесах местного значения производится по разрешениям волостных (районных) исполнительных комитетов, с соблюдением ст. 87 раздела IV Горного положения Союза С.С.Р. (Собр. Зак., 1927, № 68, ст. 688). Плата за добычу ископаемых поступает в фонд соответствующих сельских советов (ст. 34) и расходуется на нужды хозяйства в лесах местного значения.

30. Если в лесах местного значения имеются земельные участки закономерного трудового пользования, то такие участки продолжают оставаться в этом пользовании до урегулирования вопроса в порядке землеустройства.

Раздел V. Лесные и лесокультурные мероприятия в лесах местного значения

31. На пользователей лесами местного значения возлагается выполнение следующих лесных и лесокультурных мероприятий в лесах местного значения: а) содержание в исправности границ лесов; б) принятие противопожарных мер (опашка участков, уборка хлама и валежа и т.д.); в) принятие мер к охране молодняков и вырубок от повреждения скотом и пожарами; г) борьба с лесными вредителями; д) производство посева или посадки леса на пустырях, образовавшихся вследствие бесхозяйственных вырубок или затравливания скотом.

Лесные и лесокультурные мероприятия в лесах местного значения назначаются планами хозяйства, а также постановлениями волостных (районных) исполнительных комитетов и приводятся в исполнение сельскими советами.

Раздел VI. Охрана лесов местного значения

32. Охрана лесов местного значения осуществляется сельскими советами путем найма постоянных лесных сторожей одного или нескольких, пеших или конных, в зависимости от местных условий и площади лесов местного значения. В отдельных случаях допускается назначение сельским советом сторожей, выбираемых из числа пользователей общим собранием сроком не менее, чем на один год.

Примечание. Допускается организация волостными (районными) исполнительными комитетами объединенной охраны лесов местного значения нескольких земельных обществ или целой волости по соглашению с заинтересованными сельскими советами.

33. Лесные сторожа утверждаются и увольняются волостными (районными) исполнительными комитетами и находятся в непосредственном ведении и подчинении соответствующих сельских советов.

Лесные сторожа лесов местного значения в отношении их прав и обязанностей приравниваются к государственной лесной страже и вооружаются волостными исполнительными комитетами за счет лесопользователей, а также имеют право на ношение нагрудного знака. За упущения по службе сторожа отвечают, как за должностные преступления.

Раздел VII. Денежные средства

34. На расходы по охране и ведению лесного хозяйства в лесах местного значения при соответствующих сельских советах образуются специальные по каждому лесопользованию денежные фонды. Указанные фонды составляются: а) из взносов лесопользователей в виде платы за древесину и побочные пользования (ст. ст. 25, 28 и 29); б) денежных сумм, взысканных за лесонарушения в лесах местного значения как в судебном, так и в административном порядке; в) от продажи отобранной при лесонарушениях в лесах местного значения древесины; г) от продажи древесины из лесов местного значения и д) в случае необходимости, из отчислений от местных средств сельских советов.

35. Указанные в предыдущей статье денежные средства поступают в соответствующий сельский совет, приходуются им в приходо-расходной книге и хранятся в государственных сберегательных кассах. Расходуются поступившие суммы сельским советом на нужды лесного хозяйства данного лесопользования (охрану, лесоустройство, облесение и проч.) по планам, предварительно обсуждаемым на общем собрании лесопользователей.

Раздел VIII. Обращение площадей лесов местного значения в другой вид угодий

36. Обращение площадей лесов местного значения в другой вид угодий разрешается в порядке ст. ст. 59 - 61 Лесного Кодекса, при соблюдении следующих условий: в том случае, когда расчистка лесов местного значения производится для увеличения сельско-хозяйственных угодий, то таковая разрешается в размере не более, в общей сложности, пяти процентов всей площади лесов данного лесопользования за все время пользования. В районах Западном, Центральном, Центрально-Черноземном, Средне- и Нижне-Волжском и степной части Северо-Кавказского и Сибирского краев расчистка разрешается в виде исключения в особо важных случаях и притом если пользователями предварительно будет произведено искусственное лесонасаждение на такой же площади неудобных для сельского хозяйства земель, находящихся в их пользовании, или пустырей, в пределах лесов местного значения.

37. Вся древесина с разрешенных под расчистку участков поступает в распоряжение соответствующих сельских советов для распределения ее между населением, пользующимся лесами местного значения, в порядке ст. 23 настоящего Положения, при чем годичная лесосека соответственно сокращается на всю кубатуру получаемой с расчищаемой площади древесины.

38. При обращении участков лесов местного значения в другой вид угодий без соответственного разрешения, на пользователей их возлагается обязанность искусственно облесить неправильно расчищенную площадь или же площадь, равновеликую ей, из земель трудового пользования данного земельного общества в срок, устанавливаемый краевыми, областными и губернскими земельными управлениями, независимо от ответственности по ст. 85 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.

Раздел IX. Инструкция по ведению хозяйства в лесах местного значения

39. В развитие настоящего Положения, краевые, областные и губернские земельные управления вырабатывают соответствующие инструкции, согласованные с Лесным Кодексом и инструкциями и распоряжениями народных комиссариатов земледелия Р.С.Ф.С.Р. и автономных республик. Инструкции утверждаются означенными в настоящей статье исполнительными комитетами.

Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров А.Смирнов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.Смольянинов

0 коммент.:

Дописати коментар