Распоряжением от 25 января 2018 г. № 84-р Правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В документе есть некоторые интересные данные, относящиеся к лесному сектору. В частности, в разделе "Отходы сельского и лесного хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевые отходы" говорится, что "на лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины" (стр. 14, третий абзац сверху).
Для сравнения: по данным официальной статистики (ЕМИСС), общий объем заготовки древесины в России в последние годы составлял чуть более двухсот миллионов кубометров в год - например, в 2014 году 202,8 млн. кубометров, в 2015 - 205,1 млн. кубометров, в 2016 - 213,8 млн. кубометров; данных за 2017 год пока нет.
Непонятно, откуда взялись правительственные данные об объемах древесных отходов, и что они реально означают. Если бы эти данные отражали объем отходов в эквиваленте необработанной древесины (а это единственный подход, обеспечивающий сравнимость объемных данных по разным видам отходов - опилкам, щепе, кусковым отходам и т.д.) - они означали бы, что практически вся заготавливаемая в России древесина идет в отходы. Если эти данные отражают физические объемы, занимаемые отходами каждого вида - то они просто ни о чем не говорят, поскольку их невозможно пересчитать в какие-нибудь твердые показатели (плотный объем древесины или ее массу). В любом случае, если исходить из данных Правительства РФ, на перерабатывающих предприятиях в отходы идут десятки процентов от используемого ими древесного сырья.
Еще в Стратегии приводятся совершенно фантастические данные о перспективных объемах заготовки древесины и производства целлюлозы в России. Согласно приложению №3, "производство древесины необработанной, млн. плотных куб. тонн" (так написано в документе) в 2016 составило 211,5 млн., в 2020 году должно составить 247 млн., в 2025 - 277,4 млн., и в 2030 - 318 млн., то есть вырасти примерно в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем (видимо, Правительство РФ не осведомлено о том, что экономически доступные хозяйственно ценные леса в России критически истощены).
"Производство целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов" в 2016 году, согласно приложению №3, составило 8,5 млн. тонн, в 2020 году должно составить 12 млн. тонн, в 2025 - 15 млн. тонн, и в 2030 - 19 млн. тонн, то есть вырасти примерно в два раза по сравнению с нынешним уровнем (видимо, Правительство РФ не осознает, что строительство новых крупных целлюлозных предприятий требует надежного сырьевого обеспечения, которое вряд ли возможно при нынешнем состоянии лесных ресурсов, и гигантских инвестиций, которые вряд ли возможны при безумном и хаотически меняющемся лесном и смежном законодательстве и вообще не самом благоприятном инвестиционном климате).
Интересны данные об имеющихся и прогнозируемых мощностях по переработке макулатуры: в 2016 году они составляли 3076 тыс. тонн, в 2020 должны составить 4900 тыс. тонн, в 2024 - 7600 тыс. тонн, и в 2030 - 8100 тыс. тонн. Такой интенсивный рост мощностей по переработке макулатуры в нашей стране вполне возможен, благо перерабатывать ее в некоторые виды продукции значительно дешевле и проще, чем производить первичную целлюлозу из древесины; но наличие таких мощностей по переработке макулатуры сейчас вызывает сомнения (впрочем, надежных данных по этому поводу не существует).
Интересны данные и о том, сколько деревьев должно быть сохранено за счет использования макулатуры (приложение №3). Согласно этим данным, "экономия потребления лесных ресурсов, млн. единиц деревьев" в 2016 году фактически составила 95,36 миллионов, в 2020 году она должна составить 151,9 миллионов, в 2025 - 235,6 миллионов, и в 2030 - 251,1 миллионов.
Ссылка на документ:
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года