Охота на волка - дело очень затратное. И далеко не всегда те 5 тыс. руб., что можно получить за самку, или 4 тыс. руб. за самца, представив скальп хищника, покрывают понесенные расходы.
Чтобы провести облаву на волка, необходимо собрать 10-15 охотников. Это как минимум. Они поедут на 3-4 внедорожниках, заправка каждого из которых обойдется в 1700 рублей. Всего, выходит около 6 тысяч рублей. Нужны и патроны, и многое другое. И собрать столько людей удается не всегда. Поэтому в основном в охоте на хищника принимают участие энтузиасты.
С ним на охоту в холодный январский день выехал и наш корреспондент. Ориентировку получили от жителей села Ольгинского. Выехали рано утром на четырех "УАЗах". Всего - 16 человек. В основном охотники-добровольцы. Подъехав к селу, направились к бывшим садам, которые стали бесхозными. Их-то и облюбовал волк, совершая набеги на сельскую живность. Сад расположен на границе с Ингушетией, и сотрудники поселкового отделения полиции, дежурившие на посту у дороги, заинтересовались целью приезда "кавалькады". Выяснив задачу, полицейские проявили интерес и стали подсказывать, как охотникам лучше расположиться.
С ним на охоту в холодный январский день выехал и наш корреспондент. Ориентировку получили от жителей села Ольгинского. Выехали рано утром на четырех "УАЗах". Всего - 16 человек. В основном охотники-добровольцы. Подъехав к селу, направились к бывшим садам, которые стали бесхозными. Их-то и облюбовал волк, совершая набеги на сельскую живность. Сад расположен на границе с Ингушетией, и сотрудники поселкового отделения полиции, дежурившие на посту у дороги, заинтересовались целью приезда "кавалькады". Выяснив задачу, полицейские проявили интерес и стали подсказывать, как охотникам лучше расположиться.
Изучение волчьих следов ничего не дало. Их на снегу было очень много, они петляли в разные стороны, и невозможно было понять, какие из них свежие, а какие - нет. Охотники разделились на две группы. Одна - гайщики, или загонщики - стала стучать пластиковыми бутылками, заполненными камешками. Грохот от них приличный. Усугубляли его громкими криками, которые должны были напугать хищника. Направились со стороны железной дороги в сторону села, вдоль зарослей. Я остался с застрельщиками - с теми, кто должен был поджидать волка в засаде в конце зарослей. Пришлось по настоянию охотников спрятаться за пригорок, из-за которого мало что было видно. Вскоре начали доноситься голоса загонщиков. Солнце было еще высоко. Приподнял голову, увидел тень - волк. Но до него еще далеко, хищник движется медленно и осторожно, и сфотографировать его нет никакой возможности.
Вдруг рядом, со стороны, где прятался Анатолий Козырев, прогремел выстрел. Охотники вышли из засады и бросились в сторону, куда пытался уйти волк. Видно, что передвигался он с трудом. Ранен, делаю вывод и успеваю нажать на затвор фотоаппарата. На какое-то время раненый хищник исчез из виду. Но кровавый след на снегу выдал направление движения серого. А вот и он. Как-то странно остановился, повернулся к охотникам и... рухнул на землю.
- Волчица, - подойдя поближе, подметил Геннадий Стреляев. - Довольно крупная и физически сильная. Много бед могла принести.
Ребята с трудом тащат хищницу. Поглядеть на добычу приходят и полицейские. Неподалеку раздаются еще выстрелы. Потом выясняется, что в зону облавы попали еще две лисицы, которым в тот день, можно сказать, не повезло.
Далеко не всегда так удачно заканчивается охота на хитрого хищника.
- Удача подстрелить волка выпадает раз в 10 лет, а иногда и в 20, - заметил участник охоты Алан Хутиев.
Эти слова я вспомнил вчера, когда начальник отдела надзора охотхозяйственной деятельности Минприроды РСО-А Артур Битаров рассказал, как примерно в километре от жилого района Владикавказа, называемого "БАМом", на месте заброшенных садов группа охотников с участием представителя данного отдела отстрелила четырех волков. А всего там их было 12. Так близко к городу хищник никогда не подходил, что говорит об увеличении популяции волков в республике. В том числе по причине того, что из-за африканской чумы свиней в лесу почтине стало дикого кабана. Это очень тревожит Артура, который всего год назад возглавил отдел госохотнадзора, контролирующий масштабную охоту на хищника.
- В связи с участившимися жалобами жителей на рост численности волка по поручению министра природных ресурсов и экологии Северной Осетии Чермена Мамиева 28 декабря 2017 года на всей территории республики прошла масштабная охота на хищников, - говорит Артур Эльбрусович. - Вслед за этим минприроды инициировало проведение серии мероприятий по борьбе с хищниками. С начала года отстрелено 19 волков и более 30 шакалов. Массовая охота на хищников продолжится до 15 февраля. Больше всего меня тревожат волки. Они замечены кроме окрестностей Владикавказа в районе Ногира, Михайловского, Сунжи, возле Ардона. Большой резонанс имело нападение волков на отару овец близ села Рассвет. Буквально вчера я видел следы двух волков в 1,5 км от Владикавказа. А это уже - угроза людям, не считая того, что хищник уничтожает скот, тех же оленей и косуль в лесу, и является переносчиком бешенства. Например, в Южной Осетии волк покусал двух местных жителей. Оказалось, что он страдал этим заболеванием, что закончилось трагически: оба покусанных скончались. Поэтому сейчас важно вытеснить животных опять в леса, уничтожить как можно больше хищников. Кроме того, охота помогает вызвать у волков страх перед человеком. Если они будут бояться, то не подойдут так близко к населенным пунктам.
К сожалению, данные учета волков и других хищников по годам не дают точной картины, считают в отделе госохотнадзора. Потому что работа эта чрезвычайно сложная. Обычно учет ведется зимой, по следам животных. Но когда в горах выпадает снег, туда нет доступа. Свои проблемы и в лесистой местности, где не каждый отличит след волка от следа шакала или дикой собаки. Да и к методике подсчета есть вопросы. На равнине два года зима была малоснежной - следов не видно. Вот почему Битаров считает, что цифра по шакалам на 2017 год (745 особей) занижена примерно в три раза. Аналогично и по волкам (156 в 2017 году). К тому же уже весной будет приплод волчат, и поголовье заметно увеличится. А если судить по отчетным цифрам, то оно в республике все время снижается (в 2015 году - 188, в 2016 - 159, и в 2017 году - 156). В реальности же наблюдается увеличение численности этого зверя. Аналогично и по шакалу. Лишь по лисам статистика отмечает рост за 3 года на 69 особей до 745.
Куда больше доверия к статистике уничтоженных хищников. Здесь учет точный. В 2015 году добыто 44 лисы, в 2016 - 184, в 2017 - 123. Шакалов отстрелили соответственно 126, 213 и 333. Волков - 47, 57 и 63. То есть уничтожение идет с нарастающими показателями, а вокруг их становится больше, что свидетельствует о том, что в реальности хищников больше, чем указывает статистика.
Результаты отстрела волков за последние две недели обнадеживают и уже вызвали интерес у коллег из Республики Саха. В Минприроды РСО-А поступило письмо, в котором говорится, что за опытом охоты на волков в Северную Осетию на днях прибудут якутские охотники, чтобы перенять навыки охоты на хищника. В общем, проблема распространения волка довольно серьезная, и решать ее придется не откладывая.
АВТОР: Н. КОЗЫРЕВ
HTTP://SEVOSETIA.RU/ARTICLE/INDEX/140871
0 коммент.:
Дописати коментар