12 січня 2018

“Иметь такую площадь лесов и не вступить в FSC – это беспрецедентно”

Беларусь уже 12 лет сертифицирует свои леса по системе FSC, и, наконец, разрабатывает свой Национальный Стандарт. Вы можете поучаствовать в полевом выезде весной или прислать свои замечания.

12.01.2018 Жывая прырода Аўтар: Анна ВолынецФота: Фото – Михаил Кулеш, Христина Чернявская, Анна Волынец


Через 12 лет – от временных стандартов к национальным

8, 6 миллионов гектар, или 95% лесов в Беларуси имеют сертификат Лесного попечительского совета (FSC®), но проект национального стандарта сертификации появился только сейчас.

«Обычно в странах, где так настолько развита сертификация, аудит уже проходит по своим, национальным, стандартам», – комментирует Лев Федорович, национальный представитель FSC в Беларуси.



Лев Федорович, фото – lesgazeta.by

Предыдущие 12 лет, леса в Беларуси оценивали по так называемым временным сертификатам аудита, которые разрабатывали Органы по сертификации (их много, но в Беларуси работают две) и согласовывал международный центр FSC. Временные стандарты хоть и учитывают национальные особенности ведения лесного хозяйства, однако написаны скорее международными, а не беларусскими экспертами.

Почему временный вариант так задержался? Всё это время шёл один из главных этапов работы с FSC в каждой стране – гармонизация требований FSC и норм и устоявшихся практик национального законодательства – который завершился принятием в 2016 году Лесного кодекса.

Жизнь лесов Беларуси меняется: заработал новый Лесной кодекс (+нормативная база)

Сертификат FSC нужен, чтобы подтвердить: лесоуправление и лесопользование на территории идёт устойчиво и с соблюдением принципов и критериев FSC (их свыше 70), а вся продукция происходит из ответственно управляемых источников. Беларусь в этом заинтересована, потому что сертификат облегчает работу с покупателями на экологически чувствительных рынках.


Первое обсуждение прошло, но замечаний было мало

Чтобы создать национальный стандарт, на протяжении года группа из 7 экспертов работала со специалистами из разных областей. Их цель – документ, выдерживающий баланс между социальными, экономическими и экологическими интересами.

Плодом работы стала черновая версия Национального Стандарта, которую предложили для общественного обсуждения в октябре 2017 года. Во время этого этапа комментарии может давать любой человек, независимо от профессиональной компетенции, места жительства и возраста. 60-дневный этап закончился в начале декабря. Комментариев было немного, и это не слишком хорошо.



Но зачем они?

“Вспоминаю один показательный случай на Юге Франции. Художник из Парижа ежегодно, в течение нескольких десятков лет, приезжал в одну и ту же местность за сотни километров и рисовал пейзажи: реку, поля, обрамляющий их лес.

Он не был ни владельцем, ни местным жителем, ни лесопользователем, но являлся заинтересованной стороной. Когда решалась судьба этого участка леса, он наряду с другими смог высказать свое мнение. Мнения учли и способ рубки изменили, – говорит Лев Федорович.

– Этого мы и должны добиться: чтобы как можно больше людей в Беларуси было вовлечено в процесс ответственного управления лесами. Чтобы стало понятно, что раз леса принадлежат государству, то значит, и народу, и ответственность за их сохранение – на каждом”.


Весной – второй этап и выезд для заинтересованных. Участвуйте!

После первого обсуждения проходит полевое тестирование. Заранее определенный орган по сертификации с заинтересованными сторонами выезжает на пилотную территорию для проведения аудита по проекту Стандарта.

Ориентировочно это произойдёт в марте-апреле 2018 года. К участию приглашают всех заинтересованных. Подробно о полевом тестировании можно узнать, написав запрос на электронную почту l.fedorovich@by.fsc.org



Потом – вторые общественные обсуждения. Этап продлится тоже 60 дней. На первом обсуждении ответы на комментарии давали национальные эксперты, а на втором к ним присодинятся международные эксперты из отдела Политик и Стандартов FSC. Кардинальных изменений ждать не стоит.

После Стандарт переведут с беларусского на английский язык и отправят в FSCInternational, где примут решение о его утверждении. После у Беларуси будет год на переход от временных к Национальному Стандарту, последний срок перехода – сентябрь 2019 года.

Официально Стандарт будет существовать на двух языках – беларусском и английском, но также будет подготовлена рабочая версия на русском языке.


Естественные леса сохранятся, а монокультурные могут погибнуть

Что меняет наличие стандарта? Он показывает лучшие местные и глобальные практики и делает их понятными местным лесопользователям, как считает Лев Федорович. Он также обращает внимание на глобальные проблемы, в том числе на вопрос изменения климата, экономического роста и занятости, рационального использования природных ресурсов.

«Например, при назначении рубок лучше отдать приоритет постепенным, а не сплошным. Есть также уклон на сохранение биологического разнообразия при проведении отводов, приоритету естественного лесовозобновления перед искусственным на участках где это возможно; приоритет разновозрастных, разнопородных, а не монокультурных древостоев. Естественный древостой по природе более устойчив к неблагоприятным факторам», – объясняет национальный представитель.



Новый Национальный Стандарт также обращают внимание на проблему интродуцентов. Если для нашей республики это не слишком актуально, то для отдельных стран – критично. Но это вопрос времени: местные виды могут потерять подходящие для них условия, а неместные – приобрести.

С этим вопросом будут работать осмотрительно, чтобы не навредить экологической и экономической обстановке:

«Ярким примером является лиственница: натурально она уже давно ушла с территории и фактически не является местным видом. Но не является и опасным интродуцентом, таким, как красный дуб в Беловежской пуще», – указывает специалист на тонкости.


О требованиях МОТ по охране труда

Ряд проблем с применением требований FSC был выделен в 2015 году, когда в Беларусь приезжал генеральный директор FSC International Ким Карстенсен. Среди них охрана труда, использование пестицидов и не только.

Но, как уверяет Лев Федорович, многие из проблем, которые на встрече довольно жёстко обозначили как несоответствие законодательства требованиям FSC, уже разрешены.

Например, охрана труда: все работающие на участке должны быть обеспечены средствами защиты. Но подрядчики не всегда обращали на это должное внимание, что было урегулировано через изменение контрактов и инструктажи с подрядчиками.

«Ничего сложного, – говорит Лев Владимирович. – Тем более, это не отдельное требование FSC, они ссылаются на требования конвенции МОТ, которые ещё раньше были приняты Республикой Беларусь».


Почему лесная сертификация FSC в Беларуси проходит мимо внимания общественности?




Репрезентативные участки теперь назначают лесхозы

Не менее 5% лесов должно относиться к репрезентативным участкам, как требует FSC. Это не противоречит нашим законам, но в реальности во время лесоустройства репрезентативные участки переназначались. Так теряла смысл сама идея, согласно которой, эти участки должны отражать состояние леса, где нет хозяйственной деятельности, и должны сохраняться навсегда.

Раньше лесхозы ссылались на лесоустроительный проект.

«Но сейчас инициатива принадлежит самим лесхозам, и вопрос решён, – говорит Лев Федорович. – Да, иногда мы сталкиваемся с вырубкой участка, но это скорее связано с санитарными мероприятиями».




Пестициды можно использовать, получив разрешение

Третий из вопросов касается использования пестицидов в лесных питомниках Беларуси (в остальной части лесных хозяйств они обычно не были востребованы).

Как в 2015 году пояснила Татьяна Слободник, начальник отдела сертификации УП «Гипролес», FSC периодически принимал решения о запрете некоторых пестицидов, которые в Беларуси разрешены и прошли регистрацию «По некоторым замены может не быть», — сказала она.

Решением является процедура дерогации (согласования использования), которую с 2018 года можно проходить при участии эксперта из Беларуси. Сначала организация подаёт заявку в комиссию по пестицидам FSC на 5-летний период, подробно описывая технические детали. Заявку на дерогацию также надо опубликовать на сайте лесхоза и выставить на общественное обсуждение.

Потом комиссия её рассматривает, учитывая мнение национального эксперта, и принимает решение. Использование разрешают на 5 лет с ежегодным контролем.


Ни одна организация до сих пор не вошла в FSC

И последний из вопросов встречи 2015 года – членство беларусских организаций в FSC. В 2015 году, как и сейчас, ни одна из них не была представлена среди 850 членов FSC.

«Мы до сих пор пытаемся привлечь организации, – говорит национальный представитель FSC в Беларуси. – Зачем? Направление движения всей организации определяется на Генеральной ассамблее раз в 3 года.

Там члены голосуют за или против решений, которые будут применяться в течение ближайших трёх лет, или предлагают свои. Иметь такую площадь лесов, как в Беларуси, и не пользоваться таким рычагом влияния – это беспрецедентно».



http://greenbelarus.info/articles/12-01-2018/imet-takuyu-ploshchad-lesov-i-ne-vstupit-v-fsc-eto-besprecedentno

0 коммент.:

Дописати коментар