Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года
Окончательный вариант стратегии в целом остался примерно таким же фантастическим, каким он был год назад, но разработчики насытили его дополнительными данными о текущем положении леспрома и его развитии за последние годы. Теперь стратегия выглядит чуть солиднее, но суть ее от этого принципиально не изменилась.
Стратегия предусматривает три возможных сценария развития лесного комплекса: "инерционный", "базовый" и "стратегический". Ни один из них не выглядит в полной мере реалистичным: "инерционный" возможен только при сохранении тенденций роста, наблюдавшихся в последние годы в российском леспроме, на протяжении всех двенадцати лет действия стратегии, а остальные два представляют собой чистую ненаучную фантастику. Вот так выглядят основные показатели предполагаемого развития российского лесного комплекса в соответствии с этими тремя сценариями:
Стратегия, как и многие такого рода документы в прошлом, предусматривает главным образом экстенсивное развитие лесного комплекса, связанное с освоением остатков диких лесов и накопленных в них запасов древесины. Это прямо следует из перечня регионов, которые авторы документа считают наиболее перспективными для развития так называемых лесопромышленных кластеров:
Разработчики стратегии явно понимают, что нынешняя расчетная лесосека по России в целом - туфта, но, видимо, не понимают, до какой степени.
Стратегия в явном виде предусматривает освоение малонарушенных лесных территорий - то есть, во-первых, уничтожение наиболее ценных в природном и средообразующем отношении остатков диких лесов, а во-вторых, целый клубок экологических, экономических и социальных проблем, связанных с пионерным освоением тайги:
Большой кусок стратегии посвящен теперь развитию лесного хозяйства - но в нем, к сожалению, нет практически ничего важного и конкретного. Видно, что Минпромторгу удалось по этому вопросу наладить взаимодействие с Рослесхозом...
Стратегия в явном виде предусматривает монополизацию и огосударствление лесоустройства. Очевидно, что авторы рассматривают лесоустройство не как систему планирования лесного хозяйства и лесопользования, а лишь как систему обеспечения государственной лесной бюрократии нужными ей данными о лесах:
Дальнейшее развитие информатизации в лесном хозяйстве, согласно стратегии, должно идти по созданию новых всеобъемлющих отраслевых информационных систем, ориентированных в первую очередь на поддержку и удовлетворение не хозяйственников и гражданского общества, а должностных лиц органов управления лесами:
В целом стратегия предусматривает сохранение и усугубление нынешних подходов к государственному управлению лесами, но почему-то предполагает, что это приведет к расцвету лесного комплекса. Мысль о том, что сохранение, и тем более усугубление, нынешних подходов уже во вполне обозримом будущем неизбежно приведет к кризисной ситуации в лесном комплексе, почему-то авторам стратегии в голову не пришла (или, возможно, пришла, но они ее прогнали).
В общем, получится вполне стандартный документ в стиле административной ненаучной фантастики, имеющий примерно такое же отношение к реальности, как и старая аналогичная стратегия 2008 года.
Фактически основной смысл принятия подобных документов состоит в пополнении соответствующего раздела Лесного форума:
Лесная фантастика: концепции, стратегии, планы, прогнозы развития лесного сектора
Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:
Минпромторг РФ впервые представил проект Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года
О разработке "Стратегии развития лесного комплекса России 2030 года" по заказу Минпромторга РФ
0 коммент.:
Дописати коментар