Как минимум по двум признакам можно было сделать уверенный вывод о том, что информация в актах не соответствовала действительности:
во-первых, все они были подписаны исполнителем работ по проведению лесопатологического обследования С.А.Пономаревым, и во всех значилась одна и та же дата проведения обследований - 27 июля 2017 года (при том, что участки располагались на больших расстояниях друг от друга, преимущественно в труднопроходимой горно-лесной местности);
во-вторых, в актах было указано биологически невозможное распределение деревьев по категориям состояния (некоторые категории вообще отсутствовали, а доля некоторых других была необъяснимо велика).
В связи с этим Гринпис России обратился в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с просьбой о проведении проверки обоснованности назначенных на 2018 год санрубок, и законности проведения аналогичных рубок в 2017 году. После этого:
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу рассмотрел обращение, выявил ряд признаков нарушений, направил соответствующее предписание Республиканскому агентству лесного хозяйства Бурятии, и проинформировал об этом предписании Правительство Бурятии и Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру;
Правительство Республики Бурятия организовало совещание по вопросам осуществления лесохозяйственной деятельности на территории государственного заказника "Прибайкальский" с выездом на место, с участием представителей Гринпис, арендатора лесного участка и других заинтересованных сторон, с выборочной проверкой наиболее подозрительных участков.
Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:
Новые угрозы байкальским лесам и Всемирному наследию ЮНЕСКО: сверхзвуковой лесопатолог Пономарев и биологически необъяснимое санитарное состояние лесов
О развитии ситуации с санрубками в Прибайкальском заказнике (Республика Бурятия)
В результате выезда на место в рамках вышеуказанного совещания было установлено, что отведенные в санитарную рубку участки, несмотря на очевидно недостоверную информацию в актах лесопатологического обследования (биологически невозможное распределение деревьев по категориям состояния и якобы проведенное одним специалистом за один день инструментальное обследование 41 удаленных друг от друга участков общей площадью 919,3 га), на самом деле представляют собой горельники - погибшие вследствие лесных пожаров насаждения. Необходимость проведения сплошных санитарных рубок в этих насаждениях не вызвала у участников совещания, в том числе представителя Гринпис, никаких сомнений. Вот так выглядят эти горельники (весьма однообразно на всех обследованных участках):
В штабелях у лесосек также была обнаружена только древесина погибших деревьев:
По результатам совещания был составлен вот такой протокол:
В целом проверка показала, что необоснованных санитарных рубок на территории заказника не проводится, в рубку поступают только погибшие насаждения. Однако, в ходе совещания и поездки в заказник выяснилось, что в проектах освоения лесов арендаторов лесных участков в границах заказника (ООО "Бойл" и ЗАО "Байкальская лесная компания") предусмотрены не только санитарные рубки погибших насаждений, но и рубки ухода в насаждениях, пожаром не поврежденных (проходные рубки, рубки реконструкции, рубки единичных деревьев).
Интенсивные выборочные рубки в старых лесах естественного происхождения, которые ранее не были вовлечены в хозяйственную деятельность, могут вести к значительному изменению естественной динамики этих лесов и нарушению их биологической устойчивости, что, в свою очередь, может потребовать в дальнейшем проведения уже сплошных санитарных рубок. Кроме того, проведение интенсивных выборочных рубок на территории заказника требует строительства и поддержания лесной инфраструктуры, которая сама по себе существенно влияет на лесные и водные экосистемы, среду обитания животного мира, а также способствует росту посещаемости удаленных лесов и количества лесных пожаров. Все это явно противоречит цели создания заказника, выделения центральной экологической зоны Байкальской природной территории и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. И это явно не соответствует принципам и критериям системы добровольной лесной сертификации FSC, по которой сертифицирована деятельность одного из арендаторов.
В связи с этим, Гринпис предлагает (эти предложения были представлены на совещании, но не вошли в его официальный протокол):
1. Прекратить на территории заказника и его охранной зоны все рубки, кроме вырубки погибших насаждений, которая не противоречит целям и задачам создания заказника. Факт гибели насаждений и соответствия указанных мероприятий целям создания заказника должен подтверждаться комиссией с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей общественности (Бурятского регионального отделения по Байкалу, Добровольческого корпуса Байкала). Неучастие представителей общественности в работе комиссии при их надлежащем извещении должно означать их согласие с выводами комиссии.
2. Внести изменения в проекты освоения лесов в части исключения на территории заказника рубок (кроме санитарных рубок в погибших насаждениях) и строительства дорог.
3. Внести изменения в положение о заказнике "Прибайкальский", обеспечив запрет на все виды рубок, кроме вырубки погибших насаждений, которая не противоречит целям и задачам заказника, в сроки и на участках, согласованных с БУ "Бурприрода", и отнесение охранной зоны заказника к его территории.
4. Начать процедуру внесения изменений в договоры аренды лесных участков в целях заготовки древесины на территории заказника и его охранной зоны в части исключения из аренды лесных участков в границах заказника и его охранной зоны с предоставлением арендаторам по возможности равнозначных лесных участков вне границ ООПТ.
Гринпис будет следить за дальнейшим развитием ситуации в Прибайкальском заказнике, и добиваться, чтобы положение о нем было приведено в соответствие с целями создания заказника, статусом центральной экологической зоны Байкальской природной территории и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
0 коммент.:
Дописати коментар