24 жовтня 2018

О ходе производственного эксперимента по разведению короеда-типографа у реки Смородинки в Ленинградской области

Осенью 2015 года в кварталах 47, 48 и 53 Сосновского участкового лесничества Ленинградской области, рядом с рекой Смородинкой, фактически был заложен долгосрочный производственный эксперимент по разведению короеда-типографа и лесовосстановлению. В этих трех смежных кварталах были запланированы три крупные сплошные санитарные рубки в насаждениях, похожих по составу, возрасту и санитарному состоянию. Две из них - в кварталах 47 (площадью 29 га) и 48 (площадью 33,7 га) - были проведены осенью и зимой 2015/2016 гг. арендатором лесного участка ООО Привус, а одна - в квартале 53 (площадью 29,5 га) - была отменена в результате мощного общественного протеста и вызванных им проверок со стороны Рослесхоза и правоохранительных органов. После этого рубка леса в указанных кварталах не проводилась.

В результате сложилась очень интересная ситуация, позволяющая с течением времени проверить:

во-первых, как влияет проведение или непроведение сплошных санитарных рубок на санитарное состояние лесов (спасают ли эти санрубки прилегающие леса от короеда, усыхания и распада, и гибнет ли лес на участке, где рубка была отменена);

во-вторых, могут ли арендатор и органы управления лесами Ленинградской области обеспечить эффективное воспроизводство ценного леса на вырубленных участках, точно зная, что именно эти участки являются объектом пристального внимания со стороны их критиков и оппонентов.

Чем больше проходит лет со времени рубки - тем более точными и объективными оказываются ответы на эти важные вопросы. Пока со времени рубки прошло около трех лет (три полных вегетационных сезона), и об окончательных итогах эксперимента говорить рано, но промежуточные уже вполне красноречивы.


Усыхание, распад стен леса и размножение короеда-типографа

Обследование и съемка лесов в квартале 53 осенью 2018 года не проводились; но по состоянию на 20 июля 2018 года сколько-нибудь существенных изменений санитарного состояния этих лесов по сравнению с 2015 годом отмечено не было. Пока отказ от проведения сплошной санитарной рубки в квартале 53 ни к каким катастрофическим последствиям не привел - ни для лесов, которые были отведены, ни для примыкающих к ним.

Космоснимок Sentinel 2 за 19 октября 2018 года на кварталы 47,48, 53 и прилегающие к ним участки (желтыми линиями показаны границы кварталов):



Совсем иначе обстоит дело с лесами, примыкающими к проведенным санрубкам в кварталах 47 и 48. За прошедшие без малого три года часть этих стен начала распадаться под воздействием ветра, на многих участках произошло значительное усыхание деревьев ели, в том числе в результате заселения короедом-типографом. Вот так выглядят сейчас некоторые поврежденные ветром участки (автор фотографий - Наталья Максимова):











Значительная часть живых деревьев выпала в начале осени 2018 года - она пока не заселена короедом-типографом, но представляет собой превосходный субстрат для его размножения весной и летом следующего года. Ранее вываленные деревья в основном уже отработаны стволовыми вредителями, равно как и большинство усохших в стенах леса, окружающих вырубки. Маловероятно, что распад и усыхание на этом остановятся - при таких площадях рубок воздействие ветра на стены леса оказывается слишком сильным, чтобы выросшие в условиях густого сомкнутого насаждения деревья могли ему надежно противостоять. При этом вываленные ветром или ослабленные в результате изменившихся условий обитания деревья могут обеспечить условия для массового размножения короеда и других стволовых вредителей в ближайший жаркий и сухой год - и тогда масштабы гибели прилегающих к вырубкам ельников резко возрастут.


Лесовосстановление после сплошных санитарных рубок

Поскольку сплошные рубки вблизи реки Смородинки, и в первую очередь как раз в кварталах 47 и 48 Сосновского участкового лесничества, получили широкую скандальную известность, с самого начала можно было предположить, что арендатор лесного участка и органы управления лесами Ленинградской области примут меры по скорейшему лесовосстановлению. Так оно и произошло: уже весной 2016 года, через несколько месяцев после окончания рубки, арендатор посадил на всей площади обеих вырубок лесные культуры сосны и ели (смешанные) сеянцами с закрытой корневой системой. Посадочный материал использовался вполне качественный, но технология посадки была выбрана неудачная: в дно стандартных плужных борозд, а местами - в колеи от форвардеров. В результате сеянцы почти сразу оказались ниже растущей вокруг травы, а их корни - в более бедных и плотных нижних горизонтах почвы; вдобавок к этому, лето 2017 года оказалось очень сырым, и многие сеянцы вымокли. В результате основная часть сеянцев, высаженных в 2016 году, погибла или утратила жизнеспособность.

Осенью 2018 года на обеих вырубках было проведено дополнение лесных культур - фактически посадка новых. Использовался опять посадочный материал с закрытой корневой системой, но на этот раз только ель (что правильно: обеспечить выживание сеянцев сосны при посадке по уже задерненной вырубке было бы гораздо сложнее). К сожалению, при дополнении были допущены как минимум две очень серьезные ошибки.

Во-первых, посадочный материал, судя по его внешнему виду, долго хранили в неподходящих условиях (возможно, в закрытых коробках или мешках) - в результате он сильно пожелтел, местами даже побурел. Сеянцы пока не погибли, но явно ослабели - это неизбежно снизит их приживаемость и энергию роста в следующем году, сделает значительно менее конкурентоспособными по сравнению с травянистой растительностью, порослью березы, осины и кустарников; а какая-то часть сеянцев и погибнет.

Во-вторых, только часть новых сеянцев была высажена на отвалы борозд и другие микроповышения; примерно такая же часть была высажена опять в дно борозд или в их стенки. Сеянцы, посаженные в дно, опять сразу окажутся в заведомо проигрышной ситуации по отношению к окружающей растительности - и это тоже снизит их приживаемость и энергию роста.

За счет этих двух причин значительная часть вновь высаженных сеянцев уже в следующем году может погибнуть (оценочно, при неблагоприятных условиях - до восьмидесяти процентов). Оставшихся, скорее всего, не хватит, чтобы сформировать на всей площади обеих вырубок сомкнутый молодой лес с преобладанием хвойных деревьев - даже с учетом оставленного при рубке подроста и имеющегося местами самосева сосны. Конечно, многое будет зависеть от своевременности и правильности проведения агротехнических уходов, осветлений и прочисток, но основная часть высаженных за два приема сеянцев уже погибла или погибнет. Использование посадочного материала с закрытой корневой системой, даже качественного, как в 2016 году, еще не гарантирует успеха лесовосстановления...

Вот так выглядят типичные новые сеянцы, высаженные в 2018 году:











Наиболее приличный вариант - посадка по микроповышениям (валу почвы вдоль магистрального волока):



Немногие хорошо сохранившиеся сеянцы сосны 2016 года посадки:



В общем, пока промежуточные результаты лесовосстановления не обнадеживают. Скорее всего, арендатору и лесничеству придется или признать, что создание хвойных лесных культур не удалось, и стараться уходом сформировать на этих вырубках смешанные хвойно-мелколиственные насаждения, или дополнять (сажать) культуры еще раз. В последнем случае это получатся экстремально дорогие лесные культуры - однако, по мере зарастания вырубок бурьяном, березой и осиной, добиться приживаемости и хорошего роста хвойных сеянцев будет все труднее и труднее.

Подборка сообщений о сомнительных санрубках и опасной интенсификации лесопользования в защитных лесах Ленобласти

0 коммент.:

Дописати коментар