"Необходимо уточнить порядок организации и финансирования работ по осуществлению лесоустройства с ориентиром на полную федерализацию данной функции. Объектом лесоустройства должно стать лесничество (лесопарк) как территориальная единица управления лесами и ведения государственного управления лесами. Лесоустройство должно проводиться государственными организациями".
14 сентября 2018 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе по проблемам законодательного регулирования использования лесных ресурсов руководитель Рослесхоза И.В.Валентик заявил, что "в июле текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос передачи функций лесоустройства с регионального на федеральный уровень: субъекты Российской Федерации по ряду причин не смогли обеспечить качественную реализацию этих полномочий" (ссылка).
24 сентября 2018 года в Рослесинфорге - подведомственном Рослесхозу учреждении, отвечающем за лесоучетные и некоторые смежные работы - состоялось "расширенное совещание по вопросам реализации концепции развития современного лесоустройства". На совещании, как сообщает Рослесинфорг, "было принято решение приступить к разработке проекта Дорожной карты по реализации концепции современного лесоустройства". Среди известных и перечисленных в сообщении Рослесинфорга участников совещания не было ни одного представителя негосударственных лесоустроительных организаций - хотя уже сейчас примерно половина лесоустроительных работ в России проводится именно ими, а монополистическая деятельность формально запрещена действующим законодательством. Где негосударственные заинтересованные стороны могут ознакомиться с обсуждавшейся концепцией развития лесоустройства, и как они могут поучаствовать в разработке дорожной карты по ее реализации - неизвестно (ссылка).
4-6 октября 2018 года в Воронеже пройдет пятая международная научно-практическая конференция "Проблемы инвентаризации лесов и лесоустройства". Конференция, очевидно, выдаст какие-то рекомендации, которые могут и наверняка будут использоваться Рослесхозом для обоснования своих дальнейших шагов в области развития лесоучетных работ. Среди докладчиков, включенных в предварительную программу конференции, много представителей Рослесхоза, Рослесинфорга и других подведомственных учреждений - но ни одного представителя негосударственных лесоустроительных организаций (ссылка).
В общем, в России происходит совершенно очевидная координируемая Рослесхозом кампания по монополизации лесоустройства государством. К какому она приведет результату - пока не очевидно: для того, чтобы лесоустройство опять стало полностью государственным, одних только пожеланий и поручений даже самых высоких начальников мало, необходимо внесение существенных изменений в действующее лесное и смежное законодательство. Если действовать строго по Конституции, на внесение таких изменений в Лесной кодекс потребуется не меньше нескольких месяцев (все-таки лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а это по закону подразумевает некоторые сложные согласовательные процедуры). Но если идея монополизации лесоустройства получит серьезную осознанную поддержку со стороны руководителей государства, изменения могут быть внесены быстрее - например, через внесение поправок к какому-нибудь лесному законопроекту-пустышке уже на этапе рассмотрения его во втором чтении. То есть риск быстрой и полной монополизации лесоустройства государством вполне серьезен.
Почему идея монополизации лесоустройства государством очень плоха, а ее реализация может нанести очень большой ущерб российскому лесному хозяйству?
Во-первых, потому, что сама эта идея основывается на недостоверной информации о том, что сейчас происходит в отрасли, в том числе в сфере лесоучетных работ, и на своеобразном информационном шулерстве со стороны Рослесхоза. Валентик в целом справедливо говорит о том, что "субъекты РФ по ряду причин не смогли обеспечить качественную реализацию этих полномочий" (по лесоустройству) - но умалчивает о том, что это за причины. А эти причины в основном имеют как раз федеральные корни: совершенно бестолковое лесное законодательство, нищенское финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий, незаконное ограничение доступа заинтересованных сторон к материалам прошлых лесоустройств, отсутствие эффективной защиты конкуренции в сфере лесоучетных работ, отсутствие сколько-нибудь внятной государственной научно-технической политики в этой области, и многие другие. Более того: проверки исполнения переданных субъектам РФ лесных полномочий, в том числе в области лесоустройства, проводятся Рослесхозом с привлечением специалистов подведомственных организаций, в том числе Рослесинфорга - который как раз объективно заинтересован в монополизации лесоустройства государством как главный выгодоприобретатель этой монополизации. Неудивительно, что результаты проверок говорят о плохой работе негосударственных лесоустроителей (конкурентов Рослесинфорга) и умалчивают, или преуменьшают, провалы самого Рослесинфорга.
Во-вторых, подведомственная Рослесхозу государственная структура, которая как раз и отвечает на федеральном уровне за разнообразные лесоучетные работы, уже не раз наглядно продемонстрировала низкое качество своей работы в этой области, а то и вовсе неспособность выполнить крупные куски работы. Например, работающую систему государственной инвентаризации лесов, над которой именно Рослесинфорг работает в течение уже десятилетия, создать пока так и не получилось, и, очевидно, в ближайшие годы не получится - несмотря на затраченные миллиарды бюджетных рублей. Из системы АИС ГЛР, съевшей много времени, сил и нервов тысяч работников леса по всей стране, тоже не вышло ничего хорошего. За двенадцать лет существования государственного лесного реестра собрать его данные воедино и опубликовать, да и то неофициально, Рослесхозу и Рослесинфоргу удалось всего один раз - в 2014 году. Систему ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, которая формально считается работающей, работникам леса приходится насыщать информацией самыми кустарными способами - например, вручную вводя в нее повыдельную информацию о лесах, переданных в аренду. В общем, пока все, что делает Рослесинфорг (а больше в системе Рослесхоза лесоучетными работами заниматься практически некому), заканчивается или полными провалами - как с ГИЛ или АИС ГЛР, или какой-то тоскливой кустарщиной. Это значит, что даже если сейчас лесоустройство делается негосударственными организациями плохо - после передачи на федеральный уровень оно будет делаться не лучше.
В-третьих, у государственных органов практически исчезнет мотивация к эффективному контролю за качеством лесоустроительных работ - поскольку, как известно, "ворон ворону глаз не выклюет". Разделение контрольно-надзорных и хозяйственных полномочий - это важное условие эффективности государственного контроля и надзора. Отсутствие такого разделения создает условия для появления разного рода хитрых схем, связанных с распилами, откатами и заносами бюджетных денег и их производных: работы можно сделать дорого и некачественно, а высвободившиеся деньги поделить между тем, кто халтурит, и тем, кто его проверяет-покрывает.
В четвертых, монополизация лесоустройства неизбежно приведет к тому, что оно станет очень дорогим (но совсем не обязательно - качественным). Конкуренция, даже такая условная, как сейчас, вынуждает исполнителей снижать цены и повышать качество своих работ, чтобы не потерять возможных заказчиков. Если этой конкуренции не будет, цены на лесоустроительные работы можно будет регуировать только административно - а это регулирование редко бывает эффективным.
В-пятых, в системе Рослесхоза и Рослесинфорга уже просто не осталось такого количества опытных таксаторов, которое нужно для поддержания объемов лесоустроительных работ хотя бы на нынешнем уровне. А люди, ушедшие из этй системы на вольные хлеба, вряд ли вернутся обратно - скорее уйдут в смежные отрасли, например, в землеустройство. Новых же хороших специалистов нынешняя система подготовки лесных профессиональных кадров выпускает очень мало - потребуется очень многие годы, чтобы как-то компенсировать уход из отрасли большого количества профессионалов в случае разрушения частного лесоустройства.
Этот перечень аргументов можно продолжать, но и перечисленных вполне достаточно, чтобы утверждать, что монополизация лесоустройства государством - это очень плохая идея, грозящая чрезвычайно большими неприятностями российскому лесному сектору.
0 коммент.:
Дописати коментар