03 лютого 2020

О ситуации с лесохозяйственным образованием в России

Грамотное обращение с лесом требует очень серьезных профессиональных знаний. Сейчас российское лесное хозяйство находится в состоянии глубокого упадка, поэтому спрос на квалифицированных лесных специалистов невелик. Но так не может продолжаться до бесконечности: рано или поздно лесное хозяйство придется поднимать из руин, а для этого прежде всего понадобятся образованные отраслевые специалисты и руководители (в основном новые и молодые - оставшихся старых точно не хватит). Более того: серьезных улучшений в системе государственного управления лесами можно ожидать только тогда, когда в нашем российском обществе сформируется мощный запрос на эти улучшения, когда миллионы активных граждан будут хорошо понимать, каких они хотят действий со стороны государства и бизнеса по отношению к лесу, и добиваться этих действий. Чтобы этот запрос сформировался - тоже нужны грамотные лесные специалисты, не обязательно с правильными дипломами - но обязательно с хорошими и разносторонними лесными знаниями. Если исходить из того, что для восстановления полноценного лесного хозяйства и рационального лесопользования на всей территории нашей страны потребуется в относительно короткий срок насытить новыми молодыми квалифицированными кадрами почти всю систему управления лесами, начиная от участковых лесничих и руководителей производственных подразделений у организаций-лесопользователей - то таких специалистов с лесным образованием (высшим или средним специальным) потребуется как минимум десять-пятнадцать тысяч человек. Прошлый опыт успешных лесных реформ в нашей стране (после Лесоохранительного закона 1888 года и в период послевоенного восстановления в 40-е - 50-е годы прошлого века) показывает, что главным условием успеха является именно ускоренная подготовка множества молодых, грамотных и деятельных специалистов для лесной отрасли. А у самих этих специалистов в периоды восстановительных лесных реформ, подъема лесного хозяйства из разрухи, открываются самые обширные возможности для профессионального роста, интересной и плодотворной работы на благо страны и общества. С учетом того, что подготовка грамотного лесного специалиста и получение хотя бы первоначального практического опыта занимает не менее пяти-семи лет - те, кто сейчас только задумываются о выборе лесной профессии или связанного с лесом жизненного пути, или начинают учиться на лесного специалиста, вполне могут успеть к началу такого лесного возрождения.




Но сейчас ситуация с подготовкой профессиональных кадров для лесного хозяйства очень тяжелая, и пока она продолжает ухудшаться.

Основными лесными специальностями (направлениями подготовки) для профессиональной работы в лесном хозяйства являются "Лесное и лесопарковое хозяйство" - для среднего специального образования, и "Лесное дело" - для высшего образования. Подготовкой по этим направлениям сейчас в нашей стране занимаются 51 высшее учебное заведение и 39 средних специальных, каждый год они выпускают около трех тысяч молодых специалистов (все эти цифры несколько меняются от года к году). На первый взгляд, это не так уж мало, и если бы все эти специалисты, получив образование, шли работать в лесное хозяйство и действительно обладали необходимыми для этого знаниями и навыками - задачу насыщения отрасли молодыми профессиональными кадрами можно было бы решить лет за пять. Но, к сожалению, сейчас большинство выпускников работать по специальности не идет, или, если идет, то надолго не задерживается, поскольку лесное хозяйство в его нынешнем состоянии редко может обеспечить их достойной оплатой труда, интересной и перспективной работой. Поэтому дефицит молодых кадров в отрасли не только сохраняется, но и нарастает - это значит, что когда в нашей стране наконец-то сформируются условия для лесного возрождения, кадровый голод будет даже более острым, чем сейчас.

Кроме того, лесное образование за последние два десятилетия также пережило ряд серьезных преобразований, крайне негативно отразившихся на его качестве. Для средних специальных учебных заведений лесного профиля самой разрушительной оказалась, как это ни странно звучит, реформа полиции 2011-2012 годов. В качестве одной из мер по компенсации расходов, связанных с переводом милиции-полиции на полное федеральное финансирование, российское правительство передало регионам более семисот средних специальных учебных заведений. В их число попали 19 лесхозов-техникумов, ранее подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, и 15 лесных техникумов и колледжей, ранее подведомственных Министерству образования и науки. Последствия этой передачи в разных регионах оказались разными, но в большинстве случаев - негативными, привели к сокращению количества студентов и падению уровня жизни преподавателей.

Высшее лесное образование, как и высшее образование в целом, пережило в последнее время множество тяжелых преобразований, из которых особенно отметим реформы, связанные с введением Лесного кодекса РФ 2006 года и со слияниями-поглощениями университетов. Введение Лесного кодекса РФ лишило учебно-опытные лесхозы, на базе которых традиционно проходило практическое обучение студентов лесных ВУЗов, какого-либо специального статуса, и превратило научно-образовательную деятельность всего лишь в один из видов использования лесов, сопряженный со всей убийственной лесной бюрократией (конечно, это повлияло на работу не только университетов, но и лесхозов-техникумов, и научно-исследовательских институтов лесного профиля). В результате некоторые лесные ВУЗы или вовсе лишились базы для практической подготовки студентов, или были вынуждены сократить эту подготовку до стыдного уровня. Слияния и поглощения, к которым фактически вынуждало Минобрнауки, привели к катастрофическим последствиям для некоторых крупнейших российских лесных университетов - в частности, для бывшего Московского государственного университета леса (который теперь стал Мытищинским филиалом МГТУ им. Баумана), и для бывшего Архангельского государственного технического университета - Архангельского лесотехнического института (который теперь стал частью САФУ). Сейчас на грани такого поглощения оказался Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова. Эти слияния и поглощения также наихудшим образом отразились именно на практической составляющей лесного образования. Кроме того, безысходная бедность и постоянный стресс, в котором приходится работать большинству преподавателей, не способствует качеству даже теоретической подготовки студентов - в результате российское лесное образование все сильнее отстает от необходимого сейчас уровня.


Видеообращение к новому правительству по поводу ситуации в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С.М.Кирова


Образовательные стандарты нового поколения (утвержденные приказами Министерства образования и науки в 2017 году) не предусматривают в явном виде каких-либо конкретных специальных лесных знаний - их формулировки настолько общие, что в примерно в равной степени подходят к любой отрасли хозяйственной или управленческой деятельности. Образовательные стандарты требуют, чтобы профессиональные компетенции формировались на основе соответствующих профессиональных стандартов - но профессиональные стандарты по наиболее важным лесным профессиям (например, лесничего, помощника лесничего) уже много лет находятся в процессе разработки, и конца этой разработке пока не предвидится. Впрочем, судя по уже принятым стандартам и по проектам новых - подготовке профессиональных кадров для лесного хозяйства они мало чем помогут.


Вот такими профессиональными знаниями и навыками должен обладать бакалавр, закончивший обучение по направлению подготовки "Лесное дело", согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 706. Никаких специфически лесных знаний и навыков в этом стандарте не упоминается вообще (лес упоминается только в названии и в перечислении областей профессиональной деятельности, в которых могут работать выпускники)


Суть нынешней системы управления лесами, основанной на Лесном кодексе РФ 2006 года, составляют учет, надзор и контроль, причем не столько за реальным положением дел в лесах, сколько за порождаемым самой же этой системой документооборотом. Лесному хозяйству в этой системе отводится второстепенная роль. Фактически в большинстве случаев оно сводится к выполнению отдельных мероприятий - обрядов, не организованных в единую систему и потому обычно не дающих значимых результатов. С точки зрения востребованности лесоводственных знаний ситуация в государственных органах управления лесами и в организациях-лесопользователях примерно одна и та же: одни принуждают к поддержанию документооборота и выполнению полагающихся обрядов, другие подчиняются и выполняют, но по сути ни для того, ни для другого почти не нужны знания о том, как живет лес и как его надо выращивать. В этой ситуации первоначальные лесоводственные знания довольно быстро атрофируются за ненадобностью. В худших случаях вместо реальных лесоводственных знаний и навыков остается их иллюзия, которая мешает критически воспринимать окружающую лесную действительность, гасит желание сопротивляться ей и что-либо принципиально менять.

Еще одна важная проблема нынешней ситуации с лесным образованием состоит в том, что оно не успевает, причем уже очень давно, за новыми относящимися к лесам знаниями и технологиями, и за изменениями роли лесных специалистов в современном обществе. Очень заметны пробелы в подготовке молодых лесных кадров в областях информационных технологий, публичной работы и общественных связей, экономики лесного хозяйства, биологии лесных экосистем и ландшафтов, и некоторых других. Кроме того, в большинстве случаев выпускникам катастрофически не хватает знакомства с лучшим мировым опытом управления лесами и ведения лесного хозяйства - а за время наших беспорядочных реформ многие лесные страны мира, и в целом наука и практика лесного хозяйства, шагнули далеко вперед.

Все вышеперечисленное привело к формированию жесткого дефицита не только квалифицированных руководителей и специалистов, но даже и тех, кто хотя бы формально по уровню образования и полученной специальности подходит для тех или иных должностей в системе государственного управления лесами. Ситуация усугубляется тем, что, согласно федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для большинства должностей руководителей и специалистов в органах управления лесами требуется высшее образование - то есть, например, выпускник лесхоза-техникума даже с очень большим опытом работы в лесном хозяйстве для них не подходит. Поэтому нередко на эти должности назначают людей без профильного образования и опыта работы, и, чтобы хоть что-то понимать и формально соответствовать новой должности, им приходится экстренно доучиваться. Эта задача отчасти решается государственными институтами повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (их два - в Пушкино Московской области и в Дивногорске Красноярского края).

Но появились уже и частные образовательные организации, предлагающие дистанционное обучение специалистов по лесному делу (переподготовку при наличии диплома о высшем образовании) за один-три месяца без отрыва от работы. Диплом, формально позволяющий занять ту или иную должность в системе государственного управления лесами, за три месяца получить можно - но прочные знания, необходимые для эффективной работы в лесном хозяйстве, за такой срок, да еще и без какой бы то ни было практики, получить невозможно.




Исправление ситуации с лесным образованием, поддержка и развитие системы подготовки профессиональных кадров для лесного хозяйства, должны стать одними из первых и главных шагов к наведению порядка в российских лесах. Если же разрушение лесного образования продолжится - ни новые лесные законы и правила, ни ужесточение ответственности за лесонарушения, ни учет всего, что только можно как-либо посчитать и оцифровать, не помогут. Без грамотных и мотивированных к хорошей работе лесных специалистов бардак в лесах будет только расти.

***
серьезных улучшений в системе государственного управления лесами можно ожидать только тогда, когда в нашем российском обществе сформируется мощный запрос на эти улучшения, когда миллионы активных граждан будут хорошо понимать, каких они хотят действий со стороны государства и бизнеса по отношению к лесу, и добиваться этих действий.
Даже здесь на лесном форуме во многих случаях нет запроса (от комментаторов) на улучшения. Думаю, вы это и сами регулярно замечаете. Так что говорить о запросе от (в целом) гражданского общества России не приходиться. Вот пример из жизни так сказать. Недавно в вузе собирали подписи в поддержку кампании "За достойный труд в л/х" (подробнее про кампанию - https://vk.com/wall-158274168_841). Основные требования - повышения з/п в л/х (кому интересно, какие они - вот некоторые примеры - https://vk.com/wall-158274168_556?reply=565&thread=564). Знаете сколько человек подписалось? Чуть больше полусотни. Вот вам и улучшения...

Редактор новостей писал(а):
Если исходить из того, что для восстановления полноценного лесного хозяйства и рационального лесопользования на всей территории нашей страны потребуется в относительно короткий срок насытить новыми молодыми квалифицированными кадрами почти всю систему управления лесами... - то таких специалистов с лесным образованием (высшим или средним специальным) потребуется как минимум десять-пятнадцать тысяч человек...

Основными лесными специальностями (направлениями подготовки) для профессиональной работы в лесном хозяйства являются "Лесное и лесопарковое хозяйство" - для среднего специального образования, и "Лесное дело" - для высшего образования. Подготовкой по этим направлениям сейчас в нашей стране занимаются 51 высшее учебное заведение и 39 средних специальных, каждый год они выпускают около трех тысяч молодых специалистов (все эти цифры несколько меняются от года к году). На первый взгляд, это не так уж мало, и если бы все эти специалисты, получив образование, шли работать в лесное хозяйство и действительно обладали необходимыми для этого знаниями и навыками - задачу насыщения отрасли молодыми профессиональными кадрами можно было бы решить лет за пять. Но, к сожалению, сейчас большинство выпускников работать по специальности не идет, или, если идет, то надолго не задерживается, поскольку лесное хозяйство в его нынешнем состоянии редко может обеспечить их достойной оплатой труда, интересной и перспективной работой. Поэтому дефицит молодых кадров в отрасли не только сохраняется, но и нарастает - это значит, что когда в нашей стране наконец-то сформируются условия для лесного возрождения, кадровый голод будет даже более острым, чем сейчас

Реальные цифры на данный момент (по данным моей статьи в РИНЦ: "Лесное образование в России: соответствие государственного заказа с потребностью в кадрах с высшим образованием для лесного хозяйства"):

На 2019/20 уч. год было чуть больше двух тысяч бюджетных мест (то есть таков запрос государства на кадры с высшим образованием в л/х):

Если убрать из этого списка вузы, которые не имеют учебно-опытные лесные базы (или хотя бы ботанические сады или небольшие парки) - останется где-то половина. Основываясь на этом можно предположить, что половина получит не самое лучшее образование.

Если задать себе вопрос - а 2 тыс. бюджетных мест - это много или мало, то можно получить вот такой ответ:
1) в Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г. указывается о ежегодном выпуске специалистов для лесного хозяйства по направлению «Лесное дело» в количестве около 3,5 тыс. Это не соответствует действительности (смотрим на таблицу выше), т.к. изначально государственный заказ на бюджетные места намного ниже. На данный момент в вузы поступают меньше примерно на 1,5 тыс. человек (около 2 тыс.);
2) примерно каждый третий обучающийся будет отчислен и не дойдет до выпуска (данные есть в моей статье);
3) от выпуска - около 25% будет работать в л/х (по личным опросам выпускников и наблюдениям);
4) есть совсем небольшое число обучающихся на контракте (платной основе) - но оно незначительно;

Итого. От поступивших 2063 человек по направлению «Лесное дело» на бюджет (2019) в будущем (примерно в 2024) в лесохозяйственной отрасли окажется около четырехсот специалистов (на всю страну!). И это даже если учитывать в том числе тех, кто обучался по контракту (!) на платной основе. Аналогичная ситуация наблюдается и с подготовкой кадров в системе средне профессионального образования. То есть государство изначально подкладывает под себя мину (бюджетных мест - меньше с каждым годом). Так что - 10-15 тыс. человек (кадров) для отрасли сейчас - это нереально (с теми задачами, которыми ставят у нас в стране по подготовке кадров).

А знаете почему у нас в стране ставят такие задачи (создают такой спрос с тем количеством кадров, который есть сейчас)? Вот вам пример - недавно проходил лесной форум - на нем были ректора нескольких лесных вузов.. Все как один говорили "готовим кадров много - всем хватит.. Только в отрасль они не особо идут". Вот и сокращают бюджетные места, потому что "а толку то от них (бюджетных мест)?"..

Если дальше развивать эту тему - никто из них расчеты или выводы (схожие с выводами выше) похоже не делал, потому что не имел такой мотивации (а зачем что-то там считать и о чем-то там думать)... Вопрос, каких кадров они подготовят с такой мотивацией? (это к абзацу про подготовку в быстром темпе большого количества специалистов). Каким образом подготовить специалистов, если их готовить практически некому? В отрасли коллапс со средневозрастными специалистами (во всех отраслях: образование, наука, лесное хозяйство и т.п.).


http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=24188&sid=cc089074d1ce76b9018b79365ae343ac

0 коммент.:

Дописати коментар