17 лютого 2020

Кто на Дальнем Востоке молодец (с точки зрения подготовки к сезону весенних ландшафтных пожаров)

Примерно через месяц на юге Дальнего Востока начнется очередной сезон весенних ландшафтных пожаров - главным образом травяных, но часто с переходами огня на леса, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Именно такие пожары на Дальнем Востоке представляют главную угрозу населенным пунктам, жизни и здоровью людей - потому что они в сухую ветреную погоду распространяются с огромной скоростью (до нескольких десятков километров в день), и случаются обычно ближе всего к поселениям и объектам инфраструктуры. В отличие от летних лесных пожаров, часть которых бывает связана с природными причинами (молниями), причиной весенних практически всегда является человек.

Но человек этот - совсем не обязательно простой балбес со спичками, который поджигает траву из хулиганских соображений или по неосторожности. Поджигателем вполне может быть и работник серьезного государственного или муниципального учреждения, или даже органа исполнительной власти, который жжет траву в рамках своих служебных обязанностей, и получает за это зарплату. Речь идет о широко распространенной практике так называемых "контролируемых профилактических выжиганий", которые теоретически направлены на снижение количества горючих материалов на самых опасных территориях и на заблаговременное создание противопожарных барьеров, но на практике часто нисколько не отличаются от обычных хулиганских поджогов.

Причина, по которой они не отличаются, очень проста: для проведения контролируемых профилактических выжиганий на сколько-нибудь значительной площади с соблюдением всех необходимых мер безопасности, предусмотренных сейчас приказом Минприроды России от 27 августа 2019 года № 580, у регионов просто нет денег. Поэтому жгут чаще всего просто "по цене спичек", без реального контроля за распространением огня, или, в лучшем случае, с выборочным контролем на самых опасных участках. В результате эти самые профвыжигания, во-первых, сами по себе нередко становятся причинами гигантских ландшафтных пожаров, и во-вторых, служат мощнейшей рекламой беспечного обращения с огнем для всего населения "профвыжигаемых" регионов.

В прошлом году на Дальнем Востоке нашелся только один регион, который решил отказаться от массового проведения "контролируемых профилактических выжиганий" - Амурская область. В результате, несмотря на чрезвычайно тяжелую и пожароопасную ситуацию, сложившуюся после экстремально малоснежной зимы, этот регион прошел сезон весенних лесных пожаров без катастрофических пожаров - пройденные огнем площади оказались в разы меньшими, чем в среднем за два предыдущих десятилетия. Вот так выглядит динамика термоточек по Амурской области за 2019 год (значения сглажены путем усреднения для десятидневных периодов) - красная линия, в сравнении с динамикой термоточек по этому же региону за 2001-2018 годы (значения также сглажены) - голубая линия:




Думаете, другие регионы Дальнего Востока учли этот положительный опыт, и решили применить его у себя? Как бы ни так - они планируют продолжать порочную практику массового выжигания сухой травы на огромных площадях и на очень большом количестве разных участков и в 2020 году. Вот так выглядят данные системы ИСДМ-Рослесхоз по запланированным и уже проведенным "контролируемым профилактическим выжиганиям" на нынешний год:




Обратите внимание: Амурская область - опять единственный дальневосточный регион, где масштабы планируемых и проводимых профвыжиганий сокращены до разумного минимума (можно предположить, что при таком их количестве регион реально собирается следовать приказу Минприроды России от 27 августа 2019 года № 580). Все остальные собираются жечь примерно на таком же количестве участков, на каком жгли во все прошлые годы. И кончится это, скорее всего, как всегда - очередными крупномасштабными лесопожарными катастрофами.

0 коммент.:

Дописати коментар