15 квітня 2020

Как на практике проводятся "профвыжигания": пример из Усть-Кута Иркутской области

В издании "Усть-Кут 24" появилось сообщение очевидца о том, как на практике 14-15 апреля 2020 года работниками лесной охраны Иркутской области проводилось так называемое "контролируемое профилактическое выжигание" на границе города, вблизи старого кладбища. Ссылка на сообщение:

В Усть-Куте лесоохрана подожгла лес и сожгла часть «Старого кладбища»

Приводим это сообщение полностью с парой фотографий:





В Усть-Куте лесоохрана подожгла лес и сожгла часть «Старого кладбища»

В течении дня 14 апреля и в ночь на 15 апреля, в лесном массиве за объездной дорогой в районе «Старого Усть-Кута» был зафиксирован лесной пожар

Утром, когда еще ничего не горело, 2 пожарные машины с надписью «Лесоохрана» стояли на объездной дороге и несколько человек в камуфляже направились в лес для осуществления контролируемого пала сухой травы.

По всей видимости что-то пошло не так, и вскоре, отжиг начал превращаться в лесной пожар. В результате которого, огнем были охвачены лесной массив и какая-то часть «Старого кладбища».

Мы попытались взять комментарий у местного отделения Лесничества, но там нам сообщили, что пожара не было и это был плановый отжиг, и нам посоветовали обратится в Лесхоз, так как они этим занимаются.

Позвонив в Усть-Кутский Лесхоз нам пояснили, что не в праве давать какие-либо комментарии и отправили обратно в Лесничество. В общем замкнутый круг, в котором концов можно и не найти.

Судя по всему, с такой лесоохраной лесные поджигатели вообще не нужны. Лесхоз сам все сожжет, заработав деньги на плановом отжиге и на тушении.

Тем не менее, мы не оставим это без внимания, и отправим запрос о проведении проверки в прокуратуру города.


В системе дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз действительно зафиксирован и небольшой лесной пожар в районе старого кладбища города Усть-Кут, и фактически проведенное "контролируемое профилактическое выжигание". Исходя из координат пожара и профвыжигания, расстояние между ними составляет около 2,8 километрв - это далеко за пределами возможной погрешности определения места пожара по термоточкам и (или) привязки места выжигания даже по бытовому навигатору. Расстояние от кладбища до места профвыжигания (по данным ИСДМ) - около трех километров. То есть можно с уверенностью утверждать, что планировали и отчитали "профвыжигание" в одном месте, а реально горело в другом, примерно в трех километрах от того, где планировали. Вот так эти места выглядят на снимках высокого разрешения в системе Google Earth:




Тем не менее, в карточке пожара в системе ИСДМ-Рослесхоз все-таки указывается, что это не пожар, а "профвыжигание" (и в сводку действующих пожаров он, разумеется, не попал - там вообще не числится действующих лесных пожаров в Иркутской области по состоянию на 00:00 по московскому времени 15 апреля 2020 года):



Если исходить из координат, приведенных в карточке пожара в ИСДМ-Рослесхоз, то пожар возник на землях лесного фонда. Но координаты эти определены по данным дистанционного мониторинга, которые обладают некоторой погрешностью. Если исходить из фотографий, приведенных изданием "Усть-Кут 24" и из текста самого сообщения, то пожар мог затронуть земельный участок 38:18:020201:1 с видом разрешенного использования "для размещения кладбищ", входящий в городскую черту города Усть-Кута. Так это или нет - можно проверить только на месте, непосредственно на пройденной огнем площади.

В общем, по сути это был обычный хулиганский поджог леса под видом "контролируемого профилактического выжигания": жгли не там, где планировалось, подожженный лес оставили гореть на ночь без реального присмотра и контроля, и, возможно, допустили распространение огня на территорию города. Если бы что-нибудь подобное сделал простой городской хулиган или сумасшедший - его бы привлекли к серьезной ответственности и к возмещению ущерба в размере стократной таксовой стоимости каждого погибшего дерева и двадцатикратной - каждого поврежденного (это защитные леса). А когда это делают работники лесной охраны или специализированного лесохозяйственного учреждения - они просто получают зарплату и, иногда, премии. Ни о какой ответственности за последствия "профвыжиганий" речи в таких случаях не идет - они же не просто так лес жгут, а по плану, в рамках госзадания или контракта, в соответствии с высокой идеей "то, что мы сами сожжем - случайно уже не сгорит".

Пора бы уже органам прокуратуры серьезно заняться темой псевдо-контролируемых выжиганий. Конечно, начать лучше всего с главного региона-поджигателя - Забайкальского края; но и Иркутская область явно стоит в очереди среди первых.

0 коммент.:

Дописати коментар