7 июля исполнилось 85 лет со дня основания в РФ авиационной службы охраны лесов.
По случаю юбилея мы поговорили с заместителем директора Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» Юрием Кургановым, который рассказал «Вслух.ру», кто и как защищает наши леса от огня.
Экскурс в историю
Авиалесоохрана была основа в 1931 году. В тот период промышленность страны развивалась высокими темпами, и влияние лесных пожаров и их последствий начинало негативно сказываться на этом процессе. В стране была слабо развита транспортная сеть дорог, возникли трудности с обнаружением и тушением горящих лесов. Поэтому 7 июля 1931 года был проведен первый пробный полет на самолёте над лесами Нижегородской области с целью обнаружения лесных пожаров с воздуха. В ходе полёта был обнаружен первый лесной пожар. С тех пор эта дата считается днем рождения нашей службы – авиационной охраны лесов.
В июле 1937 года была образована Уральская авиабаза, в зоне ее ответственности находились леса на территории современных Челябинской, Курганской, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов — на площади всего 81 млн га — практически пол-Европы. При этом сама база находилась в Тюмени (в 2017 году будем отмечать 80-летний юбилей). Такое положение дел сохранялось до 1970-х годов — теперь у наших соседей собственные службы авиалесоохраны.
Интересный факт. Во время Великой Отечественной войны сотрудники нашей службы имели бронь от призыва и на фронт могли не уходить. Но уходили защищать Родину, а в авиабазу пришло работать много женщин, которые трудились летчиками-наблюдателями. Сейчас по всей системе авиалесоохраны в России работают только две женщины, одна из них в Ханты-Мансийской авиабазе.
До 2007 году все региональные авиабазы подчинялись напрямую Москве, но в этом году вступил в действие новый Лесной кодекс, по которому ответственность за охрану леса из федерального центра была передана в регионы. С тех пор мы стали государственным бюджетным учреждением Тюменской области, тогда же нам передали функции и по наземной охране лесов.
Кстати, всего региональных баз в России около 30. Они расположены во всех «лесных» областях страны — от Карелии до Сахалина.
Обязанность по обнаружению и тушению лесных пожаров лежит на базах авиационной и наземной охраны лесов. Сотрудники МЧС привлекаются в экстренных случаях. Вообще, по нормативным документам, зона ответственности МЧС – в радиусе 5 км от населенных пунктов и объектов экономики. А все что дальше — наше.
Подразделения Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов расположены в 22 двух районах нашей области. Доставка сил и средств для тушения пожаров с воздуха ведется в трех районах: Тобольском, Вагайском и Уватском, где есть труднодоступные места. В других районах тушение лесных и ландшафтных пожаров проводится наземными силами и средствами пожаротушения — практически везде есть возможность подъехать на машинах, вездеходах, тракторах и другой наземной технике.
Для авиационного патрулирования лесов используются по одному самолету в Ишимской, Тобольской, Уватской и Тюменской авиазонах. Самолет, вылетающий из Ишима, осматривает территорию 9 близлежащих районов, из Тюмени — 10 районов, из Тобольска — Тобольский и Вагайский районы, в Увате — только свой родной, самый большой по площади.
Вылеты осуществляются в зависимости от класса пожарной опасности (КПО). При первом и втором классах авиационное патрулирование лесов не выполняется, если в регионе нет действующих лесных пожаров. При третьем классе — летаем ежедневно. При четвертом и пятом, самом опасном — два раза в день. Раньше класс пожарной опасности определялся на базе самостоятельно. Теперь пользуемся информацией от Тюменского гидрометеоцентра.
В полетах ситуацию оценивает летчик-наблюдатель, который в совершенстве владеет штурманскими навыками, а также досконально знает лесное хозяйство. Если он обнаружил возгорание, информацию тут же передает в региональный пункт диспетчерского управления (РПДУ).
Диспетчеры авиабазы фиксируют информацию и с видеокамер, установленных в лесах региона, и космоснимков термоточек со спутников, которые передаёт информационная система дистанционного мониторинга (ИСДМ) Рослесхоза. Оперативную информацию диспетчерам передают и летчики гражданской и транспортной авиации, летающие над лесными массивами.
Кроме борьбы с огнем, работники службы охраны леса выполняют и весь комплекс лесохозяйственных и лесовосстановительных работ: посадка саженцев, санитарная вырубка и др. Интересно, что летчики-наблюдатели во время полета отслеживают и признаки появления вредных насекомых, уничтожающих леса. А раньше в составе авиабазы была даже специальная аэрозольная группа, которая занималась обработкой лесов от лесных вредителей.
Чем тушат и как тушат пожар
В авиапарке Тюменской авиабазы один собственный легкомоторный самолет-амфибия СК-12 «Орион», способный приземляться как на землю, так и на воду. Также применяются арендованные самолеты Ан-2 и вертолеты МИ-8 и Ми-2, услугами которых авиабаза пользуется через систему госзакупок через торги.
Наземный автотракторный парк — это и пожарные машины, и гусеничные вездеходы ГАЗ, тракторы «Беларусь», ДТ-75. Есть и тяжелая техника — тралы, лесопожарные тракторы ТЛП-4М, бульдозеры и др.
При тушении верховых лесных пожаров и при угрозе населённым пунктам используются вертолеты МИ-8, способные поднять от 1,5 до 5 тонн воды. На земле пожары тушат десантники-пожарные, которые спускаются с вертолетов на специальных спусковых устройствах. Раньше в Тюмени были и парашютисты-пожарные, но с 1995 года этой специальности у нас не стало. Если можно подъехать к очагу возгорания по земле — используется наземная техника. При тушении лесных и ландшафтных пожаров используются различные ручные орудия пожаротушения: мотопомпы, бензопилы, воздуходувки, зажигательные аппараты, лопаты, топоры.
Основной метод тушения — прокладка минерализованной полосы вокруг пожара, которую создаёт трактор с навесным лесным плугом. Далее под контролем работников пожаротушения проводится встречный отжиг. Если рядом есть водоем или перевозная ёмкость с водой, можно с помощью мотопомпы потушить огонь. Раньше для прокладки минполос использовали даже взрывчатые материалы.
В 2016 году в тюменских лесах возникло 75 лесных и 92 ландшафтных пожара, что значительно ниже, чем в прошлые годы. Этому способствовали высокий весенний паводок и дождливая погода. Самыми напряжёнными за последние 30 лет были 1989, 2008 и 2010 годы. Особенно 2010 год, когда пожароопасный сезон начался 7 апреля, а тушили пожары вплоть до начала ноября. Тогда только лесных возгораний в регионе случилось около 1810.
Вообще, на севере региона самым опасным месяцем является июль, когда часты сухие грозы. На юге области – апрель-май, когда ещё нет молодого зеленого травяного покрова. А сухой прошлогодней травы вдоволь. Ее то и начинают сжигать селяне, освобождая свои пастбища и угодья. Человек — причина 90% всех пожаров в лесах.
Если в регионе спокойная пожарная обстановка, сотрудники авиабазы могут быть командированы в другую область, где в лесах бушует стихия — взаимодействие между базами отлажено давно. Например, в прошлом году тюменцы помогали коллегам из Бурятии. Сегодня в штате Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов около 1500 человек, 108 из них лётчики-наблюдатели и десантники-пожарные.
По степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса тушение лесных пожаров относится к четвертому классу условий труда, самому высокому по сложности. За последние 40 лет трагедий при тушении лесных пожаров с работниками тюменской авиабазы и лесничеств не случалось. Но вот несколько лет назад в Туве, например, при тушении лесного пожара погибли 12 человек. Экипаж самолета ИЛ-76, который недавно потерпел катастрофу в Иркутской области, тоже выполнял работы по тушению лесных пожаров.
Работникам авиапожарной службы предусмотрены льготы: и летчики-наблюдатели, и десантники-пожарные могут выйти на пенсию, отработав по специальности от17 до 25 лет.
Поздравление
Что пожелать коллегам? В первую очередь, здоровья, ведь не будет его — не будет и возможности работать, у нас строгий медицинский контроль. Благополучия им и их семьям. Желаю, чтобы наша трудная и опасная работа не была им в тягость, чтобы они шли на нее с удовольствием.
АВТОР: ИВАН ЧУПРОВ
http://www.vsluh.ru/news/interview/308437
0 коммент.:
Дописати коментар