В последние несколько лет в Забайкалье сезон "контролируемых" выжиганий без перерыва переходит в сезон массовых степных и лесостепных пожаров, а затем и в крупномасштабные пожарные катастрофы с переходом огня на населенные пункты и объекты инфраструктуры, часто с человеческими жертвами. В теории "контролируемые" выжигания проводятся как раз для обеспечения безопасности - чтобы до наступления пожароопасного сезона на самых опасных направлениях создать полосы или иные участки, свободные от горючих материалов, и тем самым предотвратить переход огня на защищаемые объекты (леса или поселения). На практике же "контролируемые" выжигания могут ничем не отличаться от обычных бесконтрольных, хулиганских - просто потому, что у проводящих их людей не хватает сил, знаний, опыта, времени или чего-нибудь еще, чтобы обеспечить должные меры безопасности и удержать огонь под контролем.
Какими должны быть эти меры безопасности, и какую площадь при соблюдении этих мер можно выжечь за день в расчете на одного специально обученного работника, определяется "Рекомендациями по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы", утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 г. № 68. Этот приказ сейчас действует условно, но, тем не менее, это последний утвержденный нормативный правовой акт, устанавливающий детальные нормы безопасного контролируемого выжигания сухой травы. Более того - согласно "Позиции Рослесхоза по профилактическим контролируемым выжиганиям на землях лесного фонда", порядок и условия безопасного выжигания должны определяться именно этим приказом (ссылка). Если учесть все перечисленные в этом документе требования и ограничения, то норма безопасного выжигания сухой травы на одного квалифицированного работника при самых благоприятных погодных условиях составляет 0,4 гектара в день. С учетом очень ограниченного количества дней в году с подходящими для безопасного выжигания погодными условиями (которые также прописаны в вышеупомянутых рекомендациях), за весь сезон один квалифицированный работник, занятый контролируемым профилактическим выжиганием сухой травы, может безопасно выполнить эту работу на площади 4-5 гектаров.
При этом Лесным планом Забайкальского края предусматривается проведение контролируемых профилактических выжиганий на площади 34,4 тысяч гектаров в год. Для того, чтобы безопасно выполнить выжигание на такой площади, в этой работе должно быть задействовано 6,9 - 8,6 тысяч человек! Таких человеческих ресурсов у Забайкальского края просто нет: согласно Сводному плану тушения лесных пожаров на территории Забайкальского края на 2016 год, общее число людей, которые могли быть привлечены к тушению лесных пожаров в рамках "повседневного режима" деятельности органов управления лесами, составляло 678 человек (это как раз те люди, которые обладают нужной квалификацией для проведения "контролируемых" выжиганий). Аналогичный документ 2017 года пока недоступен, но ситуация с кадрами в лесном хозяйстве по сравнению с прошлым годом явно не улучшилась. Это значит, что силами тех, кто в нормальных условиях должен обеспечивать пожарную безопасность в лесах, провести "контролируемые противопожарные выжигания" можно в лучшем случае на одной десятой части той площади, которая предусмотрена Лесным планом (утвержденным губернатором и согласованным с Рослесхозом). Соответственно, если проводить выжигания на тех площадях, которые предусмотрены Лесным планом - на девять десятых они фактически будут представлять собой обычные бесконтрольные выжигания.
В реальности "контролируемые профилактические выжигания" в том виде, в каком они проводятся сейчас, тремя разными способами приводят к увеличению числа пожаров на природных территориях и вносят вклад в будущее развитие пожарных катастроф: во-первых, они показывают населению пример беспечного обращения с огнем на природных территориях, приучают людей к мысли о том, что траву жечь можно и нужно; во-вторых, они становятся источниками убежавшего огня - крупных степных пожаров, распространяющихся на огромные площади и уже не поддающихся никакому контролю; в-третьих, они приводят к возникновению очагов тления там, где есть подходящие для этого материалы (крупные валежины и сухие деревья, кучи брошенных порубочных остатков, заторфованные понижения и т.д.), а уже из этих очагов тления при наступлении сухой и жаркой погоды разгораются лесные пожары.
О среднемноголетней динамике весенних пожаров в Забайкальском крае можно судить по количеству термоточек (температурных аномалий, обнаруживаемых специализированными спутниками, вызываемых горением растительности или, в редких случаях, крупными техногенными источниками тепла). Эти данные в полностью сравнимом виде доступны с 2002 года. Вот так выглядит среднемноголетняя (за 2002-2016 г.г.) динамика количества термоточек, выявляемых сенсорами MODIS спутников Terra и Aqua, в границах Забайкальского края с середины февраля по май (кривая сглажена: каждая ее точка представляет собой недельное среднее значение - среднемноголетнее число термоточек за соответствующую дату и ±3 дня в каждую сторону):

Зеленая полоса внизу диаграммы очень примерно показывает ту зону, в которой масштабы горения на природных территориях (в сумме по "контролируемым выжиганиям" и "бесконтрольным палам") можно считать условно-безопасными, то есть когда площадь зафиксированных дистанционным методом зон активного горения примерно соответствует вышеупомянутым 0,4 гектарам на каждого человека, которого можно задействовать в рамках "повседневного режима" деятельности органов управления лесами для выжигания или тушения. В среднем за последние пятнадцать лет масштабы весеннего горения сухой травы выходили за границы этой "условно-безопасной" зоны в Забайкальском крае 13-14 марта.
В 2017 году ситуация с весенними степными и лесостепными пожарами в Забайкалье может развиваться быстрее и опаснее, чем в среднем в предыдущие годы. Это связано как с особенностями погоды (ранним сходом снегового покрова и вообще ранней весной), так и с прогрессирующим разрушением системы охраны лесов от пожаров: на нее хронически не хватает денег, квалифицированные люди уходят или теряют мотивацию к работе, техника изнашивается и приходит в негодность, лесное и смежное законодательство становится все более запутанным и оторванным от жизни. Кроме того, нищающее и социально дезориентированное население все более беспечно относится к пожарной безопасности в целом, и к поджогам сухой травы в частности.
Вот как выглядит ситуация с палами сухой травы в Забайкалье сейчас (космоснимок Terra MODIS за 12 марта 2017 года с наложенными границами Забайкальского края и термоточками системы FIRMS за предшествующие двое суток):

По косвенным признакам можно предположить, что абсолютное большинство этих термоточек связано как раз с "профилактическими контролируемыми выжиганиями": во-первых, никакие службы, отвечающие за пожарную безопасность, не бьют тревогу - видимо, полагают, что контролируют ситуацию; во-вторых, основные массивы термоточек явно приурочены к отдельным административным районам - а огонь сам по себе, как известно, в административных границах не разбирается; в-третьих, о довольно массовом проведении профилактических контролируемых выжиганий сообщало уже само Минприроды Забайкальского края, причем как раз по тем районам (не по всем), где отмечается множество термоточек; в-четвертых, несмотря на то, что термоточки массово обнаруживаются дистанционными методами с 5 марта, и многие из них попадают на земли лесного фонда - до 10 марта включительно официально ни одного лесного пожара в регионе зафиксировано не было (сводки за 11-12 марта пока не опубликованы).
Фактически сейчас масштабы горения сухой травы в Забайкалье ("контролируемого" и "не контролируемого") находятся где-то вблизи того уровня, который можно считать "условно-безопасным", не грозящим перейти в катастрофу. Но поскольку Минприроды Забайкальского края, Забайкаллесхоз и Читинская авиабаза вряд ли откажутся от дальнейшего выполнения планов по "контролируемому" выжиганию сухой травы, а сочувствующие граждане еще и добавят - этот "условно-безопасный" уровень быстро останется позади, а дальнейшее развитие ситуации будет определяться только погодой. Если вторая половина марта и начало апреля будут сравнительно теплыми, сухими и ветреными (как обычно и бывает в Забайкалье) - избежать очередной пожарной катастрофы уже вряд ли получится.
0 коммент.:
Дописати коментар