В Институте леса НАН Беларуси планируется проведение исследований по возможности разведения в лабораторных условиях и способам расселения в биологически ослабленных хвойных насаждениях энтомофагов, в том числе одного из самых массовых и эффективных хищников короедов — пестряка (муравьежук).
Настоящее биологическое оружие под слоем древесной коры, и даже название у него угрожающее — Thanasimus formicarius — муравьежук, или, как его еще называют финские лесоводы, «короедный волк». Его сила — в гастрономических предпочтениях, а любимое лакомство — короед. По словам специалистов, это идеальный энтомофаг, питающийся исключительно короедами и их личинками — под корой, в лесной подстилке, на ветках и стволе дерева. С помощью этого «волка» в нескольких странах пытались, и, что важно, небезуспешно, бороться с короедами. В местах массовых поселений муравьежуков ранней весной с деревьев снимали кору с зимующими насекомыми, связывали в пачки и перевозили в очаги массового размножения короедов, где те успешно выполняли свою миссию.
— У короеда в природе есть непримиримый враг, в наших планах изучить технологии, направленные на то, чтобы взять из природы этого энтомофага, научиться разводить его в инсектарии Института леса НАН Беларуси и также провести исследования по возможности его расселения в биологически ослабленных хвойных насаждениях, — рассказывает заместитель директора по научной работе Института леса НАН Беларуси Владимир Усеня. — Для изучения такого опыта борьбы с короедом запланирована стажировка одного из наших научных сотрудников во Всероссийском научно-исследовательском институте лесоводства и механизации лесного хозяйства в г. Пушкино (Московская область), где российские коллеги уже работают в данном направлении.
Авторы технологии — сотрудники ВНИИЛМ Юрий Гниненко и Юлия Сергеева занимаются изучением возможностей разведения муравьежука в лабораторных условиях с 2013 года. Для этого жука в инсектарии института в Пушкино созданы практически санаторные условия. Каждая личинка — в отдельной пробирке, еда —три раза в день. С помощью этой биотехнологии ученые уже помогали регулировать вспышку численности короеда-типографа в Московской области, принявшей здесь с 2011 года практически масштабы эпидемии. Причиной вспышки послужили засуха и лесные пожары лета 2010 года, которые привели к ослаблению ельников, что и позволило короеду-типографу начать массовое размножение. Ослабленные засухой ели не смогли вырабатывать достаточное количество смолы, чтобы противостоять короеду, и в 2011—2012 годах активно заселялись все новыми поколениями короеда.
Свой первый практический эксперимент руководитель лаборатории защиты леса от инвазивных и карантинных организмов ВНИИЛМ Юрий Гниненко провел в 2014 году в Битцевском лесопарке. Тогда выращенных в лаборатории жуков выпустили на прикорневую часть деревьев. Мы позвонили ученому, чтобы узнать о результатах исследования.
— Пестряков (муравьежуков) успешно выпустили в очаг короеда-типографа, — рассказывает Юрий Иванович. — В результате это привело к уменьшению числа личинок типографа в 1,4 раза на опытном участке по сравнению с контрольным. В целом же при плотности 6 особей на один квадратный метр энтомофаги уничтожили от 40 до 62 % короедов.
В данное время в институте выращено нескольких тысяч взрослых особей этого хищного насекомого. Сегодня партии муравьежуков лаборатория в Пушкино выращивает уже под заказ.
— Под корой хвойных пород можно насчитать около 150 видов энтомофагов, — рассказывает Юрий Гниненко. — Муравьежук, по данным наших исследований, — самый массовый и эффективный хищник короедов. Энтомофаг питается всеми разновидностями короедов, в том числе и вершинным. Думаю, муравьежука также можно успешно использовать для регулирования численности вершинного короеда в очагах массового усыхания сосны, необходимо лишь дополнительно изучить нюансы применения данной технологии для вершинного короеда.
По словам ученых, применение энтомофагов как практическое мероприятие — последнее слово в лесной науке. Причем в случае грамотного использования муравьежука против короедов экобаланс нарушить невозможно. Во-первых, речь должна идти о точечном запуске энтомофага. Во-вторых, существует прямая зависимость: хищник — жертва. Когда снизится количество жертв, уменьшится и число хищников, поясняют специалисты. Плюс ко всему в лесной подстилке энтомофаги станут частью рациона насекомоядных животных.
В рационе — только вредители
Как видно из названия, в рацион «короедного волка» входят жуки-короеды и их личинки. По подсчетам ученых из ВНИИЛМ, за всю жизнь один муравьежук способен истребить до 300 особей короеда (количество, способное уничтожить одно дерево). Жуки охотятся днем, на коре хвойных деревьев встречаются лишь случайно. Если их спугнуть, они падают в траву или перелетают на другое дерево, где опять принимаются проворно бегать в поисках жуков-короедов, а найдя, стремительно бросаются на жертву, хватают ее передними ножками, отгрызают голову, а затем поедают и мягкие части тела жука. Если повезет найти куколку под отстающей корой, то съедают и ее, но проникнуть в ходы короедов, чтобы полакомиться их личинками, не могут — для этого жуки слишком большие.
Зато личинки муравьежука хорошо приспособлены к охоте на личинок короедов: ведут скрытный образ жизни — обитают под отстающей корой деревьев в ходах короедов или прогрызают под корой и в коре собственные тоннели. Кроме личинок, они едят яйца короедов, куколок и молодых, еще не вышедших на поверхность жуков, реже яйца личинок других насекомых: смолевок, усачей, златок, слоников. Иногда нападают и на рогохвостов. Так же как и взрослые муравьежуки, их личинки очень подвижны, активны и прожорливы: одна за сутки может уничтожить 2—3 личинки короеда, а плотность муравьежуков в очагах массового поселения короедов может достигать 3—5 особей на 10 кв. см, так что они истребляют огромное количество вредителей леса.
С марта по май перезимовавшая и подкрепившаяся короедами самка муравьежука откладывает яйца под чешуйки коры, всего около 20—30, и через неделю из них появляются очень волосатые личинки. Они сразу стремятся найти укрытие и проникают через трещины коры в ходы короедов. Сначала личинки муравьежука способны нападать только на мертвых или ослабленных короедных личинок, взрослея, переходят на питание живыми. В сентябре, перед окукливанием, личинка делает в толще коры колыбельку, выстилая ее слизистой массой. Вышедшие из куколки взрослые жуки не спешат покидать колыбельку и зимуют в ней. Поскольку период кладки растянут, кроме жуков, могут зимовать и их личинки. Ранней весной молодые жуки вылетают из мест зимовки и начинают охоту на короедов.
0 коммент.:
Дописати коментар