23 січня 2018

Несмотря на колоссальные площади брошенных горельников, Минлес Иркутской области пытается "санитарить" умеренно поврежденные огнем леса на ООПТ

Несмотря на колоссальные площади лесов, погибших в Иркутской области результате катастрофических лесных пожаров последних нескольких лет, областное Министерство лесного комплекса пытается проводить сплошные санитарные рубки в сравнительно мало поврежденных насаждениях на региональных особо охраняемых природных территориях. В ноябре 2017 года на сайте министерства были размещены акты лесопатологических обследований по Казачинско-Ленскому лесничеству - как выяснилось, значительная часть площади назначенных в соответствии с этими актами сплошных санитарных рубок попала в границы государственного природного заказника "Туколонь" (кварталы 275, 276, 301, 302 Новоселовской дачи Карамского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества). 

Ссылка:
Министерство лесного комплекса Иркутской области - акты ЛПО

Даже если исходить из самих актов ЛПО, обоснованность назначения сплошных санитарных рубок выглядит крайне сомнительной. Например, в разных частях Акта лесопатологического обследования № 62-12-38/17 от 25 ноября 2017 года (квартал 275) указываются разные данные о степени повреждения деревьев огнем, и часть этих данных свидетельствует о явных нарушениях действующего законодательства при назначении сплошной санитарной рубки.

Согласно пункту 31 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 12 сентября 2016 года № 470, "допускается назначение в сплошную и выборочную санитарную рубку деревьев категорий состояния в следующих случаях:

деревья хвойных пород 4-й категории состояния;

деревья 3-4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку при повреждении корневой губкой (в сосняках), деревья осины - при повреждении осиновым трутовиком и деревья различных видов вяза - при повреждении голландской болезнью;

в эксплуатационных лесах: деревья при наличии на стволах явных признаков гнилей (дупла, плодовые тела трутовиков, раковые раны, охватывающие более 2/3 окружности ствола); деревья ели и пихты, имеющие повреждения коры лосем и другими животными более трети окружности ствола;

в лесных насаждениях, пройденных лесным пожаром: деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно)...".

В вышеуказанном Акте в разделе 2.2 говорится, что у 55-60 процентов деревьев наблюдается ожог корневой шейки от 2/4 до 3/4 окружности (что меньше указанного в Правилах значения), и что у 25-30% деревьев наблюдается подсушивание луба на 1/4 окружности, что также меньше указанного в Правилах значения. При этом в разделе 2.3 по выделам приводятся данные о том, что у ослабленных, сильно ослабленных и усыхающих деревьев ожог корневой шейки превышает 3/4 окружности, но на долю этих деревьев во всех выделах приходится значительно меньше половины древостоя. В приложении 2 к Акту в описании трех пробных площадей из четырех говорится о том, что ожог корневой шейки превышает 2/4 окружности (что меньше указанного в Правилах значения), и в описании одной из четырех - что он превышает 3/4 окружности. Поскольку именно данные по пробным площадям, если исходить из логики пункта 31 Правил, являются главными для оценки степени повреждения корневой шейки - данные трех пробных площадей из четырех свидетельствуют о недостаточности оснований для назначения сплошной санитарной рубки.

Данные дистанционного мониторинга показывают, что сплошная санитарная рубка, назначенная в соответствии с этим Актом, затрагивает один из наименее поврежденных пожаром участков леса. Вот так контур этой рубки выглядит на фоне последнего доступного снимка Landsat в системе Google Earth (красными линиями показаны границы лесных пожаров по данным системы ИСДМ-Рослесхоз):



Вокруг отведенной сплошной санитарной рубки видны обширные пятна горельников - участков, погибших в результате лесного пожара.

А вот космоснимок Sentinel 2 от 30 июля 2017 года на ближайшие окрестности этой рубки - малиновые пятна соответствуют горельникам и наиболее поврежденным огнем участкам леса:



Состояние насаждений, конечно, может продолжать ухудшаться и через два-три года после пожара, и те участки, которые на летнем снимке 2017 года (через год после пожара) выглядят зелеными и живыми, могут частично усохнуть. Однако, более поврежденные огнем участки так и будут оставаться более поврежденными - поскольку и на них будут продолжаться процессы гибели деревьев. Таким образом, в рубку, согласно данному Акту, отведен участок леса, относительно мало поврежденный лесным пожаром и имеющий гораздо большие шансы на сохранение и восстановление, чем многие окружающие его участки.

Таким образом, есть основания предполагать, что основным мотивом при назначении данной сплошной санитарной рубки было не улучшение санитарного состояния лесов, а добыча лучшей и наименее поврежденной огнем древесины на сильно пострадавшем от пожара участке леса. Точно так же обстоят дела и с другими сплошными санитарными рубками, назначенными в соответствии с этой группой актов лесопатологических обследований в границах заказника "Тулоконь".


Еще одним признаком, свидетельствующим о невысоком качестве обследования и отвода сплошных санитарных рубок, является несоответствие указанных в актах данных о привязке и форме лесосек. Вот, например, схема из Акта лесопатологического обследования № 62-12-41/17 (квартал 276). На эту схему наложены точки, соответствующие указанным в таблице координатам, и линии между ними. Угловые точки лесосеки согласно указанным координатам смещены на одну по отношению к угловым точкам с теми же номерами на приведенной в Акте схеме; расхождения в конфигурации границ лесосеки по схеме и по указанным в таблице координатам превышают максимально возможную погрешность даже для бытовых приемников GPS или ГЛОНАСС.



Согласно положению о заказнике «Туколонь», утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп, задачами Заказника являются:

1) снижение уровня антропогенного воздействия и сохранение природных комплексов (природных ландшафтов);

2) сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного и растительного мира, в том числе среды их обитания (произрастания), путей миграции объектов животного мира и поддержание экологического баланса;

3) создание наиболее благоприятных условий для воспроизводства и естественного расселения на сопредельные территории объектов животного мира;

Проведение сплошных рубок на заявленных площадях в не погибших и наименее поврежденных огнем (по сравнению с окружающими территориями) насаждениях приведет к причинению вреда природным комплексам, разрушению среды обитания объектов животного мира. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 24) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Таким образом, проведение вышеуказанных сплошных рубок на территории заказника Туколонь будет являться нарушением Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

Поскольку на данный момент, насколько это известно, рубки еще не проведены, и есть возможность предотвратить указанные нарушения действующего законодательства, Гринпис России направил соответствующие материалы в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу. Дальнейшие действия будут зависеть от реакции Департамента.