10 січня 2018

Новый законопроект об обязательном лесовосстановлении требует доработки

Закон не позволит адекватно компенсировать ущерб, наносимый малонарушенным лесным территориям, так как искусственное лесовыращивание не может восполнить утрату Национального лесного наследия. 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов» был подготовлен Минприроды РФ в соответствии с поручением Президента России по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также оборота лесоматериалов. Новый закон, в том числе, будет регулировать лесовосстановление на землях, используемых для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры. Он обяжет лиц, использующих земли лесного фонда (в соответствии со статьями 43–46 Лесного кодекса), восстанавливать леса на территории своего региона в объемах, соответствующих площади вырубки. Правительство РФ отмечает, что «принятие законопроекта будет способствовать сохранению лесов, повышению качества лесовосстановления, увеличению занятости населения в сфере лесовосстановления и лесоразведения».

Новый законопроект не учитывает несоизмеримый с площадями вырубок ущерб, наносимый строительством инфраструктуры еще не освоенным человеком, малонарушенным лесам. Если площадь вырубки при строительстве дороги или газопровода может быть очень мала, то негативные последствия для экосистем в этом случае очень существенны. Компенсировать этот урон искусственным лесовыращиванием невозможно.

Зачастую прокладка инфраструктуры кардинально меняет динамику лесных пожаров на территории. Исследования WWF России в Сибири и на Дальнем Востоке свидетельствуют о том, что частота пожаров вблизи дорог, проложенных в ранее неосвоенных лесах, увеличивается в 2 раза и более. Помимо этого, меняется ветровой, температурный и гидрологический режим в широкой полосе леса, примыкающей к вырубке, что ведет к вывалу деревьев и вспышкам размножения насекомых.

WWF России предлагает доработать законопроект: помимо «компенсационных посадок» необходимо восполнять ущерб, наносимый экосистемам малонарушенных лесов, через выделение и сохранение их наиболее ценных частей. В том числе, через выделение участков Национального лесного наследия, создание которого было предусмотрено «Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года». Это положение было утверждено распоряжением Правительства РФ еще в 2013 году, но до сих пор не реализовано.

Сможет ли новый закон в текущей редакции действительно повысить качество самого лесовосстановления или он станет лишь очередным способом имитации выращивания леса?

Понятно, что при реализации проектов строительства инфраструктуры, разведки и добычи полезных ископаемых, лесная площадь теряется. Тем не менее, непонятно, где будут сажать лес в качестве компенсации. Если на вырубках и гарях без последующего интенсивного ухода, то это лишено смысла, так как лес низкого качества может вырасти там сам. Других же участков, которые бы могли использоваться для целей лесоразведения, в таежной зоне практически нет. Более того, в прошлом году Рослесхоз отчитался о 800 тыс. га восстановленных лесов, но стали ли наши леса от этого лучше? Что изменится от того, если в следующем году цифра формально «выращенных на бумаге» лесов станет чуть больше.

Вероятно, новая законодательная инициатива направлена на получение финансовой поддержки лесничеств от компаний газового, нефтяного и энергетического комплекса. Тем не менее, есть вероятность, что новый закон подкрепит коррупционно-емкий механизм, в котором региональные власти будут распределять средства, выделяемые на «формальное», неэффективное выращивание леса.

В целом, финансирование лесничеств за счет перераспределения средств от недропользования – дело благое, но только, если усилия лесничеств при этом будут направлены на что-то полезное, а не на имитацию лесовосстановления. Под последним подразумевается бессмысленное лесовосстановление без проведения полного комплекса уходов и прореживаний. Сейчас это делается на значительных площадях в России – без всякого видимого эффекта для леса. Если же говорить о правильном лесовосстановлении, то оно нерационально без дальнейшего потребления выращенной во вторичных лесах древесины.

В лесной отрасли, в том числе из-за несовершенной законодательной базы, уже сложилась критическая ситуация. Особенно важно то, что нехватка доступных и экономически выгодных лесных ресурсов ставит под угрозу самые экологически ценные, малонарушенные леса и их обитателей, которые из-за дефицита «доступного леса» уже осваиваются многими лесопромышленными компаниями. Грамотное лесовосстановление – один из способов решить эту проблему. Оно поможет обеспечить компании ресурсами и, таким образом, защитить ценные леса от вырубки.

Данный законопроект мог бы улучшить ситуацию в малолесных регионах страны, где даже незначительные потери леса от строительства инфраструктуры и добычи ископаемых ресурсов критичны. Однако, даже в этих регионах, как и по всей России, в пределах лесного фонда лес уже растет везде, где он физически может расти. А на землях сельхозназначения или подобных сажать его законодательно запрещено. Именно поэтому усилия Минприроды РФ лучше было бы направить на диалог с Минсельхозом, в том числе через взаимодействие общественных советов этих двух ведомств, для создания правовой возможности для выращивания леса на деградированных и заброшенных землях сельхозназначения. Вот от такой инициативы в отличие от нового законопроекта было бы действительно много реальной пользы.

АВТОР
Автор: Николай Шматков, директор Лесной программы WWF России 

0 коммент.:

Дописати коментар