16 квітня 2018

Замечания Гринпис к проекту приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания информации о лесах"

На специализированном сайте regulation.gov.ru размещен проект приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания информации о лесах". Это очень важный проект - от него зависит, какая информация о лесах будет доступна в обязательном порядке гражданам Российской Федерации и заинтересованным организациям. К сожалению, пока Минприроды предполагает сделать доступной очень ограниченную информацию о лесах, причем неизвестно, в каком виде, с какой детальностью и точностью. Если приказ вступит в силу в предлагаемом виде - почти никакой новой информации сверх той, которая уже имеется в открытом доступе, граждане могут не получить. Очевидно, что приказ требует полной переделки; а поскольку речь идет об информации, имеющей очень большое общественное значение - необходимо добиться, чтобы он был переделан. Ссылки на предыдущее сообщение по этой теме и на сам проект приказа:

Минприроды России подготовило проект требований к составу и содержанию информации о лесах, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти (предыдущее сообщение)

Проект приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания информации о лесах" (проект приказа)

Сайт regulation.gov.ru не обеспечивает возможности для открытого профессионального обсуждения проектов нормативных правовых актов, и замечания, отправляемые через этот сайт, часто игнорируются или извращаются разработчиками актов. Поэтому основная борьба за разумные требования к размещению в открытом доступе информации о лесах предстоит, скорее всего, в будущем - на этапе утверждения и государственной регистрации приказа. Однако, чтобы приказ в конце концов получился более правильным, важно, чтобы и сейчас, на этапе формального общественного обсуждения его проекта, разработчики получили замечания, или, как минимум, негативную оценку проекта.

Для того, чтобы дать проекту негативную оценку, надо зарегистрироваться на сайте regulation или, если вы уже зарегистрированы, войти под своим именем. После этого открыть страницу для общественного обсуждения проекта приказа (см. ссылку выше), и дать ему отрицательную оценку (нажать на красную кнопку с изображением руки, обращенной большим пальцем вниз). Затем нажать на ссылку "ваши предложения", и в появившемся окне - на ссылку "оставьте свое мнение и/или прикрепите файл с предложениями", и на кнопку "добавить".

Ниже приводятся замечания Гринпис, уже отправленные через эту форму. Если хотите - можно использовать их, а можно написать свои.


Замечания Гринпис к проекту приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания информации о лесах"

Проект приказа Минприроды России "Об утверждении состава и содержания информации о лесах" разработан в соответствии с частью 3 статьи 5.1 Лесного кодекса РФ и размещен для общественного обсуждения на специализированном сайте regulation.gov.ru 3 апреля 2018 года. Проектом устанавливаются требования к составу и содержанию информации о лесах, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Проект предусматривает размещение на официальных сайтах органов управления лесами следующей картографической информации: схем распределения лесов по целевому назначению, схем распределения лесов по преобладающим породам и группам возраста, и схем расположения лесных участков, земель, на которых возможно использование лесов (по видам использования лесов, установленным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации). Размещение иной картографической информации о лесах проектом не предусматривается.

Это прямо противоречит требованию статьи 5.1 Лесного кодекса РФ, в которой говорится, что "информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами". В состав картографической информации о лесах, которая, согласно проекту приказа, должна размещаться на официальных сайтах органов управления лесами, не входят некоторые виды информации, которые имеют большую общественную значимость, и доступ к которым не ограничен федеральными законами, в том числе:

- информация о границах лесных участков, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование для разных видов использования лесов;

- информация о лесах, пребывание граждан в которых запрещено или ограничено по основаниям, предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса РФ;

- информация об особо защитных участках лесов, обеспечивающих защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду и (или) предусматривающих ограничения на использование лесов;

- информация о чрезвычайных ситуациях в лесах, в том числе о лесных пожарах и их последствиях;

- информация о границах и характеристиках лесных выделов (планы насаждений).

Кроме того, формулировки, относящиеся к картографической информации, допускают неоднозначное толкование. Например, формулировка "границы квартальной сети лесничеств, лесопарков с указанием нумерации квартальной сети" может быть понята как требование указать на схеме границы всех лесных кварталов, или как требование указать на схеме границы лесных участков, на которых имеется квартальная сеть.

В требованиях к атрибутивной информации о лесах не указано, к каким единицам управления лесами они относятся (выделам, кварталам, участковым лесничествам, лесничествам, административным районам, субъектам РФ или каким-либо иным). Фактически это означает отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций на свободное получение информации о лесах. Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций является коррупциогенным фактором.

В примечании к составу и содержанию информации говорится, что "информация о лесах, размещается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях населенных пунктов". Это прямо противоречит требованиям статьи 5.1 Лесного кодекса РФ, в которой говорится, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются состав и содержание информации о лесах без каких-либо ограничений по категориям земель. Статьей 23 Лесного кодекса РФ предусматривается существование лесничеств на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, и землях особо охраняемых природных территорий, и по всем этим лесничествам предусматривается проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Таким образом, установление требований к размещению информации о лесах, расположенных только на землях лесного фонда и землях населенных пунктов, необоснованно и противоречит Лесному кодексу РФ.

Кроме того, 1 сентября 2013 года Президентом РФ было дано поручение Пр-2039, п.1.б: Правительству РФ обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда. Если по лесам на землях сельскохозяйственного назначения требуется установить особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства - то необходимо установить и требования к информации об этих лесах, подлежащей размещению на официальных органах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Необоснованно заниженные требования к составу и содержанию информации о лесах, размещаемой на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушают право граждан Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку важнейшей составной частью окружающей среды в большинстве регионов России являются именно леса.

Таким образом, проект приказа Минприроды России "Об утверждении Состава и содержания информации о лесах" противоречит требованиям Лесного кодекса РФ, содержит двусмысленные и коррупциогенные формулировки, а его принятие в предлагаемом виде может привести к нарушению конституционного права граждан Российской Федерации на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В связи с этим проект должен быть полностью переработан с учетом перечисленных выше замечаний, и вновь размещен на специализированном сайте regulation.gov.ru.

0 коммент.:

Дописати коментар