В прошлом месяце человечество установило неприятный рекорд. Люди исчерпали природные ресурсы, которые Земля способна воспроизвести за год. Оставшиеся пять месяцев население планеты будет жить у природы в долг. В том числе и жители Латвии. Правда, многие другие государства мы, наоборот, природными ресурсами спонсируем.
Две планеты на каждого
Люди используют природные ресурсы в 1,7 раза быстрее, чем Земля способна воспроизвести, подсчитали ученые. Это значит, что сейчас нам нужны почти две планеты для того, чтобы обеспечить наши потребности.
Подобными подсчетами занимается международная научно-исследовательская организация «Глобальная сеть экологического следа» (Global Footprint Network). Она сравнивает потребление биоресурсов человеком (экологический след) со способностью планеты восстанавливаться и поглощать отходы.
«Каждый год организация объявляет День экодолга — дату, после которой человечество начинает жить в кредит. И каждый раз она наступает все раньше. Потребление впервые превысило существующие ресурсы в 1970 году — нам стало целого мира мало. Тогда День экодолга наступил 23 декабря, в 2000-м — уже 4 октября, а в 2009-м — 6 сентября. Сейчас — 1 августа», — пишет российский журнал «Огонек».
Пользуясь благами, которые создает цивилизация, каждый человек оставляет свой экологический след. Его меряют в условных глобальных гектарах (гга). То есть сколько нужно леса, поглощающего СО2, рыбопромысловых зон, пашен и пастбищ, земель, предназначенных под строительства дорог, топлива, чтобы обеспечивать жизнь среднего жителя планеты.
Так, для среднего американца это 8,4 гга, для россиянина — 5,6 гга, а для жителя Бурунди — 0,6 гга.
След становится всё больше
Жителю Латвии нужны 5,6 гга, но это данные GFN за 2014 год. Более свежей информации у организации по нашей стране нет, хотя логично было бы предположить, что число этих условных гектаров за последние четыре года выросло.
В 1992 году среднестатистический латвиец навредил природе на 3,6 гга, в 1999-м — на 4,2 гга, в 2005-м — на 5,1 гга. То есть тенденция роста налицо.
С другой стороны, всем известно, что Латвия — экологически чистая страна с относительно большим запасом лесных и водных ресурсов. Это делает государство спонсором тех стран, кто потребляет природные ресурсы больше, чем их имеет.
Биоемкость Латвии (совокупность природных ресурсов) в пересчете на душу населения равнялась в 2014 году 8 гга. То есть 2,4 гга жители государства как бы дарят другим — тем, кто потребляет выше своих возможностей. Например, китайцам с их −2,7 гга в год, немцам (-3,3 гга), англичанам (-3,6 гга), американцам (-4,8 гга).
Самые большие экологические резервы в мире у канадцев (7,7 «лишних» гга), финнов (6,7 гга), австралийцев (6,2 гга), бразильцев (5,8 гга).
Но не стоит обольщаться. Хотя экологический след Латвии на душу населения существенно ниже величины имеющейся у нее биоемкости, он все же значительно превышает средние показатели в мире. Если бы каждый житель планеты вел образ жизни среднестатистического латвийца, человечеству потребовались бы 3,34 такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить его потребности в ресурсах. Довольно расточительно, согласитесь.
Если мерить в планетах, то самый большой экологический след Латвия оставляет в виде вырубки леса — 1,44. Далее идут выброс CO2 (1,07), растениеводство (0,58), рыболовство (0,12), животноводство (0,09), застройка территории (0,03).
Потребление вышло за пределы
«Чем более развитая страна, тем больше она потребляет, тем больше у нее размер экоследа и экодолга соответственно, — говорит „Огоньку“ Матис Уакернагел, руководитель „Глобальной сети экологического следа“. — 70 процентов населения Земли сейчас живут в странах, чей экослед больше, чем их биоемкость (совокупность природных ресурсов). То есть живут у природы в долг. Причем, как правило, экослед не ограничивается только территорией страны, которая его оставляет. Страны с большим экологическим долгом импортируют большое количество ресурсов, и это еще увеличивает их экологический след, так как большое количество топлива расходуется на доставку ресурсов. Например, экологический след среднестатистического жителя Катара — 15,7 гга (превышает экологическую норму потребления в 9 раз), Люксембурга — 12,3 гга (превышение в 7 раз)».
Каждая страна по-своему борется за то, чтобы сократить свой экологический след. Сокращение выбросов СО2, использование возобновляемых источников энергии, борьба с перепроизводством дали свои результаты. Например, в развитых странах размер экологического следа за 18 лет сократился на 12 процентов. Германия сумела добиться сокращения своего следа на 8 процентов. Кроме того, финансовый кризис 2007–2008 годов принес пользу планете. За это время дата экологического долга отодвинулась аж на пять дней. «Но население растет — на 80 млн человек в год, — говорит Матис Уакернагел, — потребление увеличивается, особенно с растущими Китаем и Бразилией. С существующим уровнем потребления через 30 лет нам уже нужно будет три планеты».
Некоторые эксперты, впрочем, указывают, что само понятие экологического следа вряд ли можно считать строго научным. Так, например, считает Лео Хикман, старший консультант по изменению климата Всемирного фонда дикой природы (WWF). У этого показателя есть недостатки, так как в нем учитывается огромное количество слишком сложных и несопоставимых параметров. Как, например, объединить факты о парниковых газах, уничтожении дождевых лесов, снижении урожаев маиса и в итоге прийти к одной-единственной цифре — глобальному гектару. По мнению специалиста, «экологический долг» — это некий полезный ориентир, но никак не нечто конкретное и абсолютное.
Другие ученые полагают, что паника экологов и невероятное технологическое развитие — это как битва пророков и мудрецов. Есть те, кто считает, что инновации, развитие науки помогут нам преодолеть ограниченность природных ресурсов, и те, кто верит, что переход черты потребления, за которой ресурсы могут самовозобновляться, приведет к катастрофе. Логично было бы прислушаться к обеим сторонам и найти компромисс, но этого не происходит. Но на самом деле это вопрос ценностей. Цивилизация против природы. И пока никто не мог объяснить, как мы можем примирить одно с другим.
Отказаться от технологий и вернуться в пещеры? Вряд ли это выход. Полностью игнорировать, что любой ресурс конечен? Тоже не вариант. Так что в обозримом будущем человечеству придется все так же балансировать на этой опасной грани.
Кто испортил воздух?
Один из важнейших ресурсов Земли — воздух, и по объемам выброса углекислого газа (CO2) Латвия занимает одно из самых последних мест в ЕС. Только 6,7 млн тонн в год. Меньше выбросов производят только крохотные острова Мальта и Кипр. Если пересчитать выбросы подушно, то меньше портят воздух только в Хорватии и Румынии.
Тем не менее Еврокомиссия поставил Латвии задачу: к 2030 году страна должна снизить выброс вредных газов на 6% по сравнению с 2005 годом.
Болгария может сохранить выбросы на уровне 2005 года, Румыния должна уменьшить их на 2%. Еще четыре страны могут удовлетвориться снижением выбросов меньше чем на 10% — это Хорватия, Польша и Венгрия (7%), Литва (9%). Словакии надо добиться 12% уменьшения выбросов, Эстонии — 13%.
Самое больше бремя снижения количества выбросов возложено на богатые страны — Люксембург и Швеция обязаны достичь показателя в 40%, Дания и Финляндия — 39%, Германия — 38%, Великобритания и Франция — 37%, Нидерланды и Австрия — 36%.
Цель для всего Евросоюза — по сравнению с 1990 годом выброс в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект, к 2030 году в ЕС должен уменьшиться на 40%.
Григорий АНТОНОВ.
«Если бы каждый житель планеты вел образ жизни среднестатистического латвийца, человечеству потребовались бы 3,34 такие планеты, как Земля, чтобы удовлетворить его потребности в ресурсах».
«Латвия — экологически чистая страна с относительно большим запасом лесных и водных ресурсов. Это делает государство спонсором тех стран, которые потребляют природные ресурсы больше, чем их имеют».
«Сегодня»
Vesti.lv
09:15, 9 сентября, 2018
0 коммент.:
Дописати коментар