Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объявил о планах создания на орбите системы спутников дистанционного зондирования Земли. Группировка «Государево око» будет отслеживать «динамику изменения всех процессов на Земле». Что это и зачем это нужно?
О том, что такое дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и какое оно имеет практическое применение, мы поговорили с доктором технических наук, заместителем директора Института космических исследований РАН Евгением Лупяном.
Время спутников-шпионов прошло?
— Евгений Аркадьевич, сколько сейчас в космосе аппаратов, которые ведут наблюдения за поверхностью Земли? И сколько из них российских?— Всего на орбитах летает около 400 спутников, занятых именно дистанционным зондированием. Планируется, что к 2020 году их будет 1200-1300. К сожалению, российских аппаратов среди них очень мало: всего 9 штук. Согласитесь, это не очень хорошая ситуация. Было время, когда наша страна занимала одну из лидирующих позиций в этой области, но потом сдала её. Сейчас мы пытаемся её восстановить.
Дистанционное зондирование Земли — очень перспективное направление, ведь возможности систем наблюдения за планетой из космоса постоянно растут. Несколько лет назад в этой сфере произошла революция. Американская компания PlanetLab запустила в космос целый рой малых аппаратов: более 200 спутников! Они производят съёмку с разрешением порядка 3-4 метров, при этом за сутки фактически покрывают всю поверхность планеты. Для сравнения: чтобы выполнить такую съёмку нашими аппаратами серии «Канопус» (в настоящее время их на орбите 6 штук), понадобится несколько месяцев.
Другое важное событие, повлиявшее на развитие дистанционного зондирования Земли, произошло несколько лет назад. Тогда американские и европейские космические агентства открыли свободный доступ к значительным объёмам своих данных, которые имеют разрешение хуже 10 метров. Это существенно расширило возможности по созданию новых методов и технологий работы с данными. В первую очередь — для проведения постоянного мониторинга различных объектов и явлений. До этого решение подобных задач, как правило, было нерентабельным из-за больших затрат на приобретение данных.
— Похоже, что на поверхности Земли уже трудно что-то скрыть. Неужели время спутников-шпионов безвозвратно прошло?
— Не совсем так. Задачи у таких спутников, безусловно, остались. Технически они также совершенствуются. Но появились совершенно новые области, в которых стало возможно использовать данные дистанционного зондирования.
80% прогноза погоды — из космоса
— На какой высоте летают спутники дистанционного зондирования?— Так называемые низкоорбитальные обычно располагаются на орбитах с высотами от 400 до 800 км. Один оборот вокруг Земли у них занимает около 90 минут.
Есть геостационарные спутники, которые летают на высоте 36 тыс. км. Точнее, они не летают, а всё время висят в одной точке. Их разрешение не очень велико: у лучших аппаратов оно может составлять 500 метров. Но зато они позволяют проводить наблюдения каждые 10 минут, а в некоторых случаях — каждые 2 минуты. Это очень важно, когда мы следим за быстро развивающимися процессами. Например, за извержениями вулканов и движением выброшенных ими пепловых облаков.
— Спутники запускают, чтобы следить за вулканами? Это так важно?
— Людям, живущим в Москве, пепловые выбросы вулканов, наверное, кажутся чем-то несущественным. Но это ровно до того момента, пока им не понадобится покупать билет на самолёт, чтобы лететь куда-то в другой район Земли. Напомню, что в 2010 году из-за извержения вулкана в Исландии воздушное пространство Европы было на несколько дней закрыто для авиаперелётов.
У дистанционного зондирования Земли огромное количество прикладных применений. Это мониторинг и предсказание природных бедствий: не только извержений вулканов, но и пожаров, наводнений, ураганов и др. Это прогнозы погоды: 80% информации, которая используется для этих целей, получена из космоса.
Это, например, сельское хозяйство. С помощью спутников оценивают состояние посевов, характеристики почвы (влажность, эрозию), анализируют, каким образом нужно вести обработку посевов, чтобы достичь максимальных урожаев на конкретном поле (так называемые задачи точного земледелия). Спутники помогают понять, как развиваются во времени те или иные сельхозкультуры в разных регионах Земли. К примеру, пшеница. Глядя на серию спутниковых снимков и сравнивая их с наблюдениями предыдущих лет, мы, в частности, можем получить заблаговременную оценку урожая в конкретном году.
А возьмём лесное хозяйство. Его уже и представить нельзя без спутникового мониторинга. Наверное, не стоит напоминать, что значит для нашей страны лес. Современные спутниковые методы позволяют составлять карты лесов, следить за пожарами, оперативно обнаруживать их и оптимизировать работы по тушению. Система, которая решает подобные задачи на всей территории страны, была создана ещё 2005 году. И с той поры постоянно работает.
И от сердечного приступа спасёт
— Мне доводилось слышать, что со спутников даже косяки рыб в океане отслеживают. Это так?— Напрямую не отслеживают. Там используется такая схема. Рыба, как известно, питается планктоном. Со спутника хорошо видно, где сколько планктона, какой у него цвет и прочие характеристики. И по этим данным можно предположить, придёт ли в этот район рыба. Соответственно, можно послать уведомление рыболовным судам.
Технологии дистанционного зондирования Земли уже дошли до того, что позволяют измерять энергопотери жилых домов. На детальном уровне! А это открывает новые возможности энергетикам и коммунальщикам. Используя полученные сведения, они могут менять структуру утепления зданий.
Как раз недавно наши коллеги из Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН получили очень интересные факты по Питеру. Там были сделаны замеры выделений тепла по разным районам. Потом взяли различные сценарии климатических изменений и получили прогноз повышения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в тех или иных городских районах. Вот вам пример того, как на основе дистанционного зондирования Земли можно получать информацию для планирования медицинского обслуживания. Вовремя принятые меры помогут спасти жизни конкретным людям.
— Их переселят из районов, где слишком тепло, в более прохладные?
— Есть менее радикальные меры. Можно посадить там деревья, покрасить крыши домов специальной отражающей краской. Или просто в белый цвет.
— Мы сильно отстаём от США и Китая по количеству спутников ДЗЗ. Вы сами сказали, что их у нас только 9. Но в чём-то мы имеем приоритет в этой области?
— Имеем. Как я уже сказал, многие иностранные компании сейчас открыли доступ к своим данным, сделали информацию бесплатной. А в России очень хорошая школа программирования и обработки данных. Мы сделали алгоритмы, которые получают из этих находящихся в открытом доступе данных определённые характеристики, анализируют их и позволяют использовать для решения различных задач.
В стране очень быстро развиваются новые технологии, благодаря которым можно эффективно работать со сверхбольшими потоками данных от различных систем ДЗЗ. Есть успехи в создании центров, обеспечивающих возможности распределённой работы с архивами этих данных. Например, такой центр коллективного пользования создан в нашем Институте космических исследований РАН. Около 80 научных организаций, находящихся в разных городах нашей (да и не только нашей) страны, пользуются его возможностями.
По своей функциональности наш центр входит если не в тройку, то уж точно в пятёрку подобных мировых центров. Конечно, в чисто аппаратном плане нам трудно конкурировать с компаниями Google и Amazon. В первую очередь — из-за несопоставимости финансовых ресурсов, которые они выделяют своим центрам на развитие. Но это заставляет нас искать новые подходы и решения. И мы их находим.
http://www.aif.ru/society/science/vzglyad_iz_kosmosa_dlya_chego_nuzhno_distancionnoe_zondirovanie_zemli
0 коммент.:
Дописати коментар