22 липня 2017

Интересные результаты ГИЛ, требующие серьезного разбирательства: в регионах ЦФО куда-то делись сотни тысяч гектаров лесных земель



Рослесхоз за последние полгода выложил в открытый доступ "краткие аналитический обзор состояния лесов, их количественных и качественных характеристик по данным государственной инвентаризации лесов" по многим субъектам РФ. Пользы от этих обзоров немного, поскольку, во-первых, в них очень мало полезных данных, и во-вторых, достоверность этих данных вызывает самые серьезные сомнения (например, в Костромской области, согласно ГИЛ, откуда-то взялись 58,5 тысяч гектаров твердолиственных лесов). Но есть в этих отчетах некоторые интересные сведения, которые явно требуют серьезного разбирательства.

Например, если верить данным ГИЛ, в регионах Центрального федерального округа куда-то делись сотни тысяч гектаров лесных земель. Согласно данным Государственного лесного реестра, на 1 января 2014 года в Тверской области было 4731,2 тысяч гектаров лесных земель - а по данным ГИЛ, их там стало всего 4,5 млн. га; по данным ГЛР в Калужской области было 1371,8 тысяч гектаров лесных земель, а по данным ГИЛ, их там стало всего 1215,5 тыс. га; по данным ГЛР в Ярославской области было 1702,8 тысяч гектаров лесных земель, а по данным ГИЛ их стало всего 1,6 млн. га. По остальным субъектам Центрального федерального округа данные о площадях лесных земель в ГЛР и ГИЛ примерно совпадают. К сожалению, данные ГИЛ не позволяют оценить точные цифры потерь (по Тверской и Ярославской областям площади лесных земель приводятся с округлением до сотен тысяч гектаров), но в любом случае по этим трем регионам куда-то делось несколько сотен тысяч гектаров лесных земель.

Лесные земли - это земли, предназначенные и пригодные для роста леса; они могут быть покрытыми или не покрытыми лесной растительностью, и они никуда не деваются в результате вырубок, пожаров, ветровалов, гибели лесов от вредителей и болезней, и от тому подобных причин. Лесные земли могут исчезать в результате расчистки под какие-нибудь не связанные с существованием леса виды деятельности (строительство дорог, поселений, устройство карьеров и т.д.) - но под эти виды деятельности в Тверской, Калужской и Ярославской областях переводятся не очень большие площади лесов, и уж эти три области по этому показателю не отличаются радикально от других субъектов ЦФО. Площади лесных земель могут расти за счет появления новых лесов на безнадежно заброшенных землях сельхозначения; но уменьшаться за счет этого они точно не могут. В ГЛР площади вновь образовавшихся лесов на землях сельхозназначения по трем перечисленным регионам учтены в минимальном количестве - в графе "кроме того, леса, в отношении которых отсутствуют материалы лесоустройства" по Тверской и Калужской областям стоят нули, по Ярославской - 5,1 тыс. га.

Таким образом, полученные в результате государственной инвентаризации лесов данные о площадях лесных земель в Тверской, Калужской и Ярославской областях - совершенно необъяснимы, и требуют серьезного разбирательства. Любой мыслимый вариант появления этих данных пахнет откровенной уголовщиной: или данные о площадях лесных земель исходно были недостоверными, и регионы могли получать финансирование на управление несуществующими лесами; или сотни тысяч гектаров лесных земель куда-то необъяснимым образом делись, и государству неизвестными злодеями был нанесен очень крупный ущерб; или, что вероятнее всего, данные ГИЛ просто совершенно недостоверны, а миллиарды рублей, потраченных на ГИЛ, были потрачены впустую.

Не ответив на вопрос о том, куда делись сотни тысяч гектаров лесов в Тверской, Калужской и Ярославской областях, а также о том, откуда взялись 58,5 тысяч гектаров твердолиственных лесов в Костромской области, продолжать работы по государственной инвентаризации лесов бессмысленно - сказки о лесах можно сочинять гораздо дешевле, не привлекая к полевым работам сотни квалифицированных специалистов, и не расходуя на это сочинительство новые сотни миллионов бюджетных рублей.

Государственная инвентаризация лесов, вне всякого сомнения, очень нужна для восстановления и развития российского лесного хозяйства - поскольку никакого иного способа получить за разумное время актуальную информацию об общем состоянии лесов страны просто нет. Но нынешняя попытка создания ГИЛ (2007-2017 г.г.) явно оказалась неудачной, и не принесла никаких общественно полезных результатов. Представляется очевидным, что продолжать развивать ГИЛ, не меняя методику и исполнителей - бессмысленно: если приличных результатов не получилось добиться за десять лет, не получится и за пятнадцать.


Ссылки:

Краткий аналитический обзор состояния лесов, их количественных и качественных характеристик по данным государственной инвентаризации лесов (Тверская область)

Краткий аналитический обзор состояния лесов, их количественных и качественных характеристик по данным государственной инвентаризации лесов (Ярославская область)

Краткий аналитический обзор состояния лесов, их количественных и качественных характеристик по данным государственной инвентаризации лесов (Калужская область)

* * *

Государственная инвентаризация лесов


0 коммент.:

Дописати коментар