29 листопада 2017

"Хотели как лучше, а получилось как всегда": два с половиной года назад была "одобрена" Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов

Два с половиной года назад на рослесхозовском совещании была "одобрена" разработанная Санкт-Петербургским НИИ лесного хозяйства Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов. Никакого более высокого правового статуса за прошедшее время эта стратегия так и не получила. Однако, она постоянно упоминается в выступлениях высокопоставленных лесных руководителей, и как бы в соответствии с ней разрабатываются новые редакции некоторых важнейших лесных нормативов - Правил заготовки древесины, Правил лесовосстановления, Правил ухода за лесами и других. В профессиональном лесном сообществе преобладает весьма скептическое отношение к этой концепции, ее роли в нынешнем развитии отрасли и к ее возможному будущему. Об этом красноречиво говорят результаты опроса, проведенного на Лесном форуме в ноябре 2017 года (ссылка):



Ссылка на саму Концепцию:

Концепция интенсивного использования и воспроизводства лесов

Успехи, достигнутые в рамках этой Концепции, пока очень скромны: из всех предусмотренных ей новых редакций нормативных правовых актов были введены в действия только новые Правила заготовки древесины и Правила лесовосстановления. Однако, и эти документы имеют очень мало общего с современными представлениями об интенсивном воспроизводстве лесов - они в основном повторяют древние нормы, с прошлого века кочующие из документа в документ.

Принятые под эту концепцию Правила лесовосстановления вводят, например, такой "новый" вид естественного лесовосстановления, как "естественное лесовосстановление вследствие природных процессов" (то есть фактически оставление вырубленных площадей на произвол судьбы, под естественное заращивание). Этот способ лесовосстановления правилами допускается не только для экстремальных лесорастительных условий севера, но и для лесорастительных зон, наиболее подходящих для лесовыращивания - таежной зоны, зоны хвойно-широколиственных лесов и южно-сибирской горной зоны. Правда, в правилах делается оговорка, что "места планирования проведения естественного лесовосстановления вследствие природных процессов указываются в лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), проектах освоения лесов" - но не факт, что эта оговорка сильно поможет лесному хозяйству. Более вероятно, что она станет основой для коррупционных отношений между лесопользователями, разработчиками лесохозяйственных регламентов, и теми, кто проводит экспертизу проектов освоения лесов.

Этими же правилами в число целевых пород включена осина. Теоретически, конечно, выращивание осины вполне может быть целью интенсивного лесного хозяйства - там, где на эту породу есть серьезный спрос. Практически же в нашей стране и так есть огромные площади осинников, выросших на месте былых хвойных и твердолиственных лесов, и почти никем не востребованных. Получение молодого осинника на месте рубки на богатой минеральной почве в зоне с благоприятным для роста леса климатом, как правило, не требует вообще никаких действий со стороны лесопользователя: осина - это именно та древесная порода, которая чаще всего приходит на смену остальным, если вырубленные площади оставляются на произвол судьбы, и никакого ухода за лесом не ведется.

Ни одно из этих нововведений нельзя считать значимым с точки зрения интенсификации воспроизводства хозяйственно ценных лесов: естественное заращивание лесосек на лучших лесных землях, в том числе осиной, без последующего качественного ухода за этими молодняками - это ровно то, что привело наиболее доступные и удобные для лесного хозяйства российские леса в нынешнее плачевное состояние. То, что раньше делалось из-за нищеты, разгильдяйства, невежества и отсутствия должного контроля, новыми правилами легализовано и превращено в совершенно законную практику.

При этом требований к результатам воспроизводства лесов (то есть к тому, какие в результате этого воспроизводства должны получиться лесные насаждения к тому времени, когда процесс воспроизводства можно будет считать законченным) в правилах как не было, так и нет. Правила по-прежнему целиком сосредоточены на ранних стадиях этого воспроизводства - до перевода "восстановленных" лесов в покрытую лесом площадь (а такой перевод, как известно, отнюдь не гарантирует, что из "восстановленного" леса вырастет что-либо дельное).


Принятые под эту концепцию новые правила заготовки древесины (теперь они называются "Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации") тоже сохранили почти весь набор древних мелочных норм. Самым известным нововведением стало изменение требований к количеству деляночных столбов, устанавливаемых по углам лесосеки: если раньше требовалось "остолблять" каждый угол границы и каждый угол каждого неэксплуатационного участка внутри лесосеки, то теперь достаточно установить один столб. Изменение, конечно, правильное и важное (в некоторых регионах маниакальное пристрастие контролирующих инстанций к столбам стало реальной проблемой для разумных и ответственных лесопользователей) - но собственно интенсификации лесного хозяйства оно вряд ли поможет. Остальные изменения имеют примерно такой же масштаб: некоторые из них полезны, но вряд ли помогут заметно изменить то, как на практике ведется хозяйство в наших лесах.

Единственное, .что разработчики новых правил попытались реально интенсифицировать - это рубку кедровых лесов: изменили пороговое значение доли кедра, с которого действует запрет на рубку, с трех единиц в составе древостоя до пяти. Но это изменение вызвало настолько серьезные протесты, что Минприроды было вынуждено в рекордно короткие сроки его отменить, и объявить "технической ошибкой" (ссылка).

Параллельно с принятием новых нормативов, предусмотренных концепцией, принимаются и другие, прямо ей не предусмотренные, но влияющие на деятельность, к которой относится концепция. Эти документы, к сожалению, также отчетливо направлены лишь на усиление использования лесов, но не на их воспроизводство. Например, в типовом договоре аренды лесного участка, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 1003, прямо указываются лишь ежегодные объемы заготовки древесины при уходе за лесами - но не указываются никакие иные параметры (ни количественные, ни качественные), от которых могут зависеть лесоводственные результаты ухода.

Главный же документ, от которого в наибольшей степени зависят перспективы интенсивного лесовыращивания - Правила ухода за лесами - пока так и не был принят (возвращен Минюстом разработчикам без государственной регистрации), и его судьба пока остается непонятной. Как бы то ни было, и он пока очень далек от совершенства. В том виде, в каком они выносились на общественное обсуждение до направления в Минюст, новые правила представляли собой причудливый гибрид между разработками СПбНИИЛХа по ведению интенсивных коммерческих рубок ухода и собранием старинных мелочных норм, детализированных до уровня лесных районов. Какой будет следующая редакция этого проекта, и когда она будет - пока неизвестно практически никому, кроме ее разработчиков.

Но уже сейчас понятно, что речь идет в первую очередь не об интенсивном воспроизводстве лесов, а именно об их интенсивном использовании. Об этом прямо и буквально говорят главные лица, причастные к появлению и внедрению концепции. Вот, например, недавняя передача телеканала РБК с участием руководителя Рослесхоза И.В.Валентика, директора СПбНИИЛХ И.А.Васильева и генерального директора группы Илим К.Н.Сосниной. Передача не только подтверждает приоритетную направленность заинтересованных сторон на интенсификацию использования лесов, но и показывает уровень представлений руководителей главного органа управления лесами и главного лесного института страны о положении дел в отрасли:



Результат первых двух с половиной лет реализации Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов лучше всего можно охарактеризовать словами одного известного премьер-министра: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". По всей видимости, из этой Концепции уже ничего путного не выйдет, и нужно искать какой-то другой способ сдвинуть развитие российского лесного сектора в правильном направлении.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=21662

0 коммент.:

Дописати коментар