16 грудня 2017

Поправки о вырубке леса в дюнах «зарубили» те, кому они и были нужны


Проект поправок к правилам Кабинета министров, регулирующим вырубку лесов, предполагал отмену запрета на сплошную вырубку деревьев в дюнной зоне и уменьшение толщины ствола, при которой дерево можно срубить. Уже на следующей неделе он должен был попасть в правительство. Но поднялась такая ожесточенная баталия среди политиков, в обществе и соцсетях, что сами же инициаторы отозвали свое предложение, сообщает Русское вещание LTV7 в передаче «Личное дело».

Из-за проекта поправок, подготовленных Минземледелия, поссорились два министерства. Началась обличительная кампания в соцсетях. Схлестнулись «зеленые» и владельцы лесов. В конечном итоге инициаторы законопроекта сдались. В четверг 14 декабря на пресс-конференции руководители Общества владельцев леса и Ассоциации деревообработчиков сделали заявление.

«Была организована проплаченная кампания по дезинформации, с помощью которой были оболганы не только владельцы леса, но и работающие в лесной промышленности, и деревообработчики. Было также обвинено и латвийское государство, которое безрассудно вырубает лес», - заявил Арнис Муйжниекс, председатель правления Общества владельцев леса.

Кристап Клаус, исполнительный директор Латвийской федерации деревообработчиков, добавил:

«Мы довольно далеко продвинулись вперед, но выходя с рабочих групп, мы сталкивались с демагогической информационной войной».

Вот так закончилась полугодовая работа над поправками о вырубке лесов. Владельцы лесных массивов и деревообработчики пытались добиться отмены защитной полосы в пять километров в дюнной зоне. Простыми словами - они хотели получить разрешение на сплошную вырубку соснового леса за пределами 300-метровой прибрежной зоны.

Владельцы частных лесов считают, что в дюнной зоне должна производиться сплошная рубка. По их мнению, потом новая сосна получает достаточно места и солнца. В настоящий момент действуют совершенно другие правила. Они предполагают, что производится выборочная рубка, то есть на делянке остаются большие деревья. И вот частники уверены, что именно эти большие деревья препятствуют росту новых.

Владельцев частных лесов и деревообработчиков поддерживает Министерство мемледелия. Там даже есть научное подтверждение этой теории: исследование Латвийского государственного института лесной науки Silava, говорит Арвид Озолс, директор департамента леса Министерства земледелия:

«Сосна - это вид дерева, который любит солнце. Что это значит? Это значит, что сосна естественно восстанавливается там, где есть достаточно открытые площади. Для ее роста нужны два условия. Чтобы солнце хорошо освещало землю, и второе - чтобы не было большой конкуренции с другими деревьями, чтобы маленькие сосенки могли расти».

Впрочем, сплошная вырубка леса - не единственное желание предпринимателей. Владельцы лесов просят, чтобы был уменьшен диаметр и возраст разрешенных для рубки деревьев. Сейчас этот размер для сосны составляет 35-31 сантиметр, для ели - 29 сантиметров, для березы 25-27. Они предлагают эту величину снизить: для сосны до 30 сантиметров, ели до 26 см, для березы до 25 сантиметров. Кроме этого, они хотят добиться снижения минимально допустимого возраста дерева, которое можно рубить Например, для сосны с 80 лет до 60.

Айга Грасмане, исполнительный директор Общества владельцев леса, поясняет: «У нас есть собственники, которые хорошо ухаживают за лесом, и у них 40 лет сосне, и она уже большая. Если он будет ждать еще 40 лет, то качество этого дерева понизится».

Предлагают землевладельцы и компенсирующий механизм. Если владелец леса вырубит 30-сантиметровые сосны, то по закону будет обязан засадить свою землю таким же новым лесом.

Однако против законопроекта категорически возражают представители Всемирного фонда природы и Общество орнитологов, которые участвовали в рабочих группах. Янис Розитис, директор латвийского представительства Всемирного фонда природы, говорит:

«Если такие поправки появятся, то Латвии будет только прирост вырубки. В Латвии будут вырубаться все более молодые деревья. Это значит, что уже в ближайшее время латвийские леса будут все моложе и моложе, чем те, что мы видим сейчас».

Статистика наглядно демонстрирует, как в Латвии осуществляется прирост экспорта лесной продукции. Начинала страна со 115 миллионов евро в 1993 году, а в 2016 году отрасль реализовала своей продукции уже на 2 миллиарда 89 миллионов евро. Правда, деревообработчики уточняют: прирост идет не только за счет вырубки, но и за счет увеличения добавочной стоимости продукции.

Эта проблема обеспокоила Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию (VARAM), у специалистов которого возникли разночтения с экспертами из Минземледелия. Здесь также усомнились в научном обосновании, предложенном институтом Silava, на которое ссылаются в Минземледелия.

Алда Озола, заместитель госсекретаря VARAM, указала, что научный институт, где подготовлен этот анализ, в известной степени находится в подчинении Министерства земледелия.

«И некоторое время назад были исследования с противоположным результатом и немного другими выводами! С точки зрения нашего министерства, имелись большие сомнения по поводу того, были ли изучены все риски. И тут надо думать в долгосрочной перспективе, а не только о периоде в несколько лет».

Поскольку новые правила Кабинета министров будут распространяться не только на частных владельцев, но и на государственные леса, в VARAM опасаются, что этим могут воспользоваться и на предприятии Latvijas valsts mezī, где и так довольно интенсивно рубят лес. Авторы передачи «Личное дело» отправились в один из государственных лесов под Калнциемсом.

Программа Google timelapse позволяет заглянуть в прошлое, например, в 1984 год. И наглядно проследить, как как менялся Калнциемский лесной массив - вотчина Latvijas valsts mēži - вплоть до 2016 года. Сейчас в профессиональной среде эти опушки с голыми пеньками принято называть лесом нулевого цикла.

«Наши сомнения заключаются еще в том, что это позволит рубить больше леса не только частным владельцам, но и Latvijas valsts mēži, и влияние на среду будет очень серьезным», - говорит Алда Озола.

Янис Розитис, директор латвийского представительства Всемирного фонда природы, добавляет:

«С одной стороны, специалисты лесной отрасли указывают, что будет прирост капитальной ценности, надо думать об эффективности работы лесного хозяйства, возврате инвестиций - но эти поправки, они про более интенсивное хозяйствование в лесу и рубку деревьев! И представители отрасли, в том числе и Latvijas valsts mēži, выступают за более интенсивное использование леса, за меньшие размеры вырубаемых деревьев и за более интенсивное обслуживание приморских сосновых лесов».

В Latvijas valsts mēži дистанцируются от этого проекта нормативного акта. Их специалисты в рабочих группах участвовали только в качестве консультантов. Поэтому говорить о нем они не хотят. Так же как и владельцы лесов, и деревообработчики не говорят, вернутся ли они к продвижению своей идеи после выборов в Сейм.

Между тем в Министерстве по охране окружающей среды и региональному развитию напоминают, что Латвия подписала международный Киотский протокол об изменениях климата. Сейчас площадь наших лесов пока перекрывает возможности экономики по выбросу углекислого газа в атмосферу. Но если леса будут вырубаться с той же интенсивностью, что и сейчас, то после 2020 года нашей стране придется отдавать внушительные суммы за покупку квот на выбросы СО2. Эти риски и расходы еще не просчитывались разработчиками поправок.

20:17 | Автор: Даниил Смирнов (журналист LTV7)

0 коммент.:

Дописати коментар