Вот примеры действующих крупных пожаров на природных территориях юга Приморского края (космоснимок Sentinel 2 за 9 февраля 2019 года). На момент съемки температура воздуха составляла около минус пятнадцати градусов Цельсия, утром - около минус двадцати, при слабом - 3-5 метров в секунду - ветре. Массовые зимние пожары на юге Приморья связаны с погодной аномалией - полным отсутствием снега во многих районах, а также с обилием дураков со спичками (все эти пожары без исключения вызваны деятельностью человека).
Пограничный район:
Хорольский район:
Сравнение по одному из небольших пожаров в Хорольском районе того, что видно на космоснимке Sentinel (слева), с тем, что видно на высокодетальных космоснимках из системы Google Earth (справа). На правом снимке примерный контур пожара, площадью 281 га, показан желтой линией. Видно, что основная часть пройденной огнем площади - более семидесяти процентов - приходится именно на лес:
Почему же этих пожаров, которые действуют в лесах или, как минимум, затрагивают значительные площади лесов, нет в официальной лесопожарной статистике?
В данном случае это связано не с лесопожарной ложью (умышленным сокрытием лесных пожаров или искажением сведений об их масштабах - это явление все еще очень распространено в нашей стране), а с причудами действующего российского лесного законодательства. Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ, под лесными пожарами понимаются пожары "в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий". А если горит лес на землях иных категорий - то по действующему российскому лесному законодательству это лесным пожаром не считается.
Абсолютное большинство случившихся с начала 2019 года лесных пожаров на юге Приморского края пришлось на земли иных категорий - главным образом на земли сельскохозяйственного назначения, в том числе на бывшие колхозные и совхозные леса, ныне не имеющие сколько-нибудь определенного статуса, и на зарастающие лесом безнадежно заброшенные сельхозугодья. В понимании большинства людей - это обычные леса, и пожары в них ничем не отличаются от пожаров в других обычных лесах. Но с точки зрения действующего законодательства - этих лесов нет, лесных пожаров в них быть не может, а если они горят, то это не заслуживает не только тушения, но даже и какого-либо официального учета.
Хотя наше законодательство не признает такие пожары как лесные пожары и вообще как что-то, требующее учета и реагирования - вред они приносят очень большой. Такие пожары, особенно зимой, не могут полностью уничтожить старый или даже средневозрастный лес, но они убивают целиком или почти целиком весь подрост, не давая лесу возобновляться, и значительно повреждают часть более старых деревьев. Повторяясь регулярно, такие пожары постепенно превращают юг Приморья (и многие другие регионы России) из лесной территории во все более и более безлесную пустошь; а это, в свою очередь, создает условия для все более крупных и опасных пожаров - поскольку такие малолесные пустоши быстро просыхают, и по ним, по высохшей старой траве, огонь быстро разносится ветром на огромные территории.
Правовую основу для хотя бы частичного решения этой проблемы создала новая статья 123 Лесного кодекса РФ - "Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения", введенная федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ и вступающая в силу с 1 июля 2019 года. Согласно этой статье, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, должны быть установлены Правительством РФ. В этом правовом акте можно прописать в том числе некоторые меры, направленные на повышение пожарной безопасности. Однако, сейчас Минэкономразвития России - министерство, уже практически уничтожившее российское лесное хозяйство своими прошлыми затеями (в частности, Лесным кодексом РФ 2006 года) - готовит законопроект, предусматривающий отмену этой новой статьи и сохранение нынешнего бардака с учетом лесов вне лесного фонда. Подробнее об этом, и о том, как этому можно помешать, написано здесь:
Минэкономразвития подготовило очередной законопроект, угрожающий заповедной системе и лесам на землях сельхозназначения
0 коммент.:
Дописати коментар