01 вересня 2016

30 августа в Авиалесоохране состоялось совещание по лесопожарному зонированию, достоверности и доступности информации о лесных пожарах

30 августа 2016 года в ФБУ "Авиалесоохрана" в г. Пушкино Московской области состоялось совещание "Лесопожарное зонирование и доступность информации о развитии лесопожарной ситуации", организованное Рослесхозом совместно с Общественным советом при Рослесхозе. Заседание вел заместитель руководителя Рослесхоза, курирующий лесные пожары, Н.С.Кротов. С докладами выступили председатель Общественного совета, директор по природоохранной политике WWF России Е.А.Шварц, начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза В.В.Акбердин, председатель совета НП "Центр лесной сертификации" А.С.Захаренков, начальник ФБУ "Авиалесоохрана" В.Е.Гришин, заместитель директора ИКИ РАН Е.А.Лупян, генеральный директор "Космоснимки.РУ", руководитель проектов ИТЦ СканЭкс Г.В.Потапов, руководитель лесного отдела Гринпис России А.Ю.Ярошенко, старший научный сотрудник ЦЭПЛ РАН А.А.Алейников. В общей сложности в совещании участвовало около 35 человек, представлявших Авиалесоохрану, Рослесхоз, различные научные и общественные организации лесного профиля.

На совещании обсуждался широкий круг вопросов, касавшихся получения информации о лесных пожарах из разных источниках, учета пожаров, распространения лесопожарной информации, а также достоверности сведений о лесных пожарах. По вопросу о достоверности сведений о лесных пожарах был представлен доклад Гринпис, обосновывающий следующие семь выводов:

1. Оперативная информация о лесных пожарах, отображаемая в сводках ФБУ "Авиалесоохрана" и Рослесхоза, как минимум по части субъектов РФ недостоверна.

2. Статистическая информация о лесных пожарах, отображаемая в ЕМИСС и предоставляемая Рослесхозом, как минимум по части субъектов РФ недостоверна.

3. Поручение Президента РФ Пр-1037, п.1.г: "обеспечить достоверный статистический учет площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных федеральной информационной системы дистанционного мониторинга" до сих пор остается невыполненным.

4. Полномочия Рослесхоза по контролю за достоверностью сведений о лесных пожарах, представляемых субъектами РФ (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736), не исполняются.

5. Конституционное право граждан РФ на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (в части информации о лесных пожарах - явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей) не соблюдается.

6. Принятые в ряде субъектов РФ решения об установлении зон контроля лесных пожаров не опубликованы в установленном порядке, не могут применяться, а решения об отказе от тушения лесных пожаров незаконны.

7. Проблема лесопожарной лжи не решается в рамках взаимодействия между ОС Рослесхоза, Рослесхозом и ФБУ "Авиалесоохрана" - необходимы действия со стороны правоохранительных органов, Правительства РФ, Президента РФ.

Со стороны многих участников совещания было много критики в адрес Гринпис за использованный в докладе, и широко используемый в других местах, термин "лесопожарная ложь"; было много вопросов по поводу того, что именно означает этот термин. Представители Гринпис пояснили, что под лесопожарной ложью понимают очень сильное (в разы и более) искажение сведений о площадях лесных пожаров, которое не может быть объяснено различиями в методах учета, источниках данных, технических огрехах и тому подобными причинами. В случаях, когда расхождения между объективными (в первую очередь дистанционными) данными и тем, что появляется в отчетах и сводках, могут быть объяснены такими причинами, Гринпис термин "ложь" не использует, и никаких действий в связи с такими расхождениями не предпринимает.

Серьезное обсуждение вызвал также пункт о том, что полномочия Рослесхоза по контролю за достоверностью сведений о лесных пожарах, представляемых субъектами РФ не исполняются. Гринпис под неисполнением полномочий понимает недостижение того результата, к которому должно приводить их исполнение - недостоверность размещаемой (в частности, по итогам первого полугодия 2016 года, а также по итогам прошлых лет) информации о лесных пожарах в ЕМИСС. Некоторые участники обсуждения полагали, что Рослесхоз делает все возможное в рамках действующего законодательства, чтобы обеспечить контроль за достоверностью сведений о лесных пожарах - поэтому нельзя считать, что полномочия не исполняются.

Представители Рослесхоза и Авиалесоохраны на совещании рассказали о том, какие меры предпринимаются для приведения статистической информации, отображаемой в официальной статистической отчетности (в ЕМИСС), соответствовали данным дистанционного мониторинга, при необходимости уточняемым для устранения сомнений, и объяснили, по каким причинам расхождения по части субъектов РФ (в частности, по Амурской области и Республике Бурятия) пока не устранены, и заявили о своем твердом намерении привести лесопожарную отчетность по итогам года в полное соответствие с объективной дистанционной информацией. Поскольку соответствующие обещания были даны как минимум тремя представителями системы Рослесхоза, которые обычно слов на ветер не бросают - есть надежда, что обещания будут выполнены.

Представители Гринпис со своей стороны заявили о своем твердом намерении добиться полного уничтожения системы лесопожарной лжи, и объяснили, почему считают это чрезвычайно важным.

Совещание продолжалось пять часов, было временами весьма бурным, но в целом довольно доброжелательным. Участники разошлись хотя и не вполне удовлетворенными результатом, но, кажется, более настроенными на конструктивное сотрудничество, чем до совещания.

Дополнительные пояснения, почему Гринпис считает уничтожение системы лесопожарной лжи важнейшей и первоочередной задачей в сфере охраны лесов России от пожаров, будут размещены на Лесном форуме на следующей неделе.

http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=19960&sid=2c156d50a41349d4bf2c9f80bf6de436

0 коммент.:

Дописати коментар