Цветущие черешни и акации могут появиться на юге Беларуси, в новой для нас агроклиматической зоне. В это же время учёные попытаются спасти ясень, от популяции которого осталось меньше половины.
Мировая наука тоже не дремлет и идёт к тому, чтобы отделить сырьевые территории от прочих. О том, как изменятся леса Беларуси в будущем, рассказывает специалист по лесозащите Вячеслав Звягинцев.
Леса болеют из-за стрессов
Основная проблема лесов в Беларуси — массовое усыхание насаждений из-за целого комплекса причин:
«Воздействие на лесные сообщества всё жёстче, и основным фактором является массовая антропогенная трансформация лесных экосистем», — говорит Вячеслав Звягинцев, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой лесозащиты и древесиноведения Беларусского государственного технологического университета.
Леса уже сложно считать природными: они стали производственной системой, там проводят рубки и создают лесные культуры, нетипичные для природы, как, например, сплошные сосновые посадки.
Важным фактором является опосредованное воздействие на леса через выбросы и загрязнение воздушного бассейна. Ещё сильнее воздействует глобальное изменение климата.
Проблемой в Беларуси является постепенное исчезновение ясеня. По официальным данным, с середины 2000-х Беларусь потеряла половину популяции ясенников, и тенденция не меняется. Чтобы не лишиться их полностью, учёные с 2016 года проводят исследования и работают над стратегией защиты и восстановления деревьев.
За 4,5 года — время выполнения тематического проекта — они должны разработать комплексную программу повышения устойчивости, защиты и восстановления насаждений ясеня. Одно из направлений — создание лесосеменной плантации клонов деревьев, устойчивых к новому для Европы патогену Hymenoscyphus fraxineus.
Но исчезает не только ясень, но и, как ни странно, сосна. Массовое усыхание доминирующих в республике сосновых насаждений — новое явление, первые симптомы которого начали отмечаться ещё в 2011 году.
«Мы подозреваем, что проблема по своей вредоносности может превзойти проблему еловых насаждений», — заостряет внимание Вячеслав Звягинцев.
Дело не только в масштабе, но и в причинах: возможно, это связано с агроклиматическим сдвигом зон. Тренд является общеевропейским, и такими же глобальными могут быть последствия. Что делать — пока неясно, и учёные ищут новые методы и средства защиты.
Появятся посадки из черешни и акации белой
Вероятно, юг республики окажется частично в зоне лесостепи. Это означает, что сть привычных нам пород потеряет устойчивость, и в научном сообществе сейчас думают, как быть.
«Такие прогнозы существуют, и у учёных-практиков есть несколько стратегий адаптации. Среди них — идея отбирать те южные породы, которые ранее были нетипичны для нашей страны: черешня, лжеакация, боярышники, орех грецкий и другие виды с целью их плантационного выращивания», — рассказывает собеседник.
За этот вариант говорит тот факт, что, например, акация по качеству древесины не уступает дубу, хоть и считается инвазивным видом. Минус — плоды черешни вряд ли можно будет есть: речь идёт скорее о диких породах дерева. Но пока это лишь прогнозы.
Ель сохранится
В отличие от сосны усыхание ели уже под контролем. Но ельников осталось мало, около 9,5% древостоя по сравнению с 10% до последней волны усыхания в 1994 году.
«Опубликованы данные, согласно которым граница сплошного распространения ели в некоторых регионах отодвинулась на север, — отмечает Вячеслав Звягинцев. — За этой границей есть островные ельники, к которым отчасти относится и Беловежская пуща. Но даже там количество еловых насаждений резко сократилось за последние 20 лет».
Леса разделятся на сырьевые и природные
Леса ждут более кардинальные перемены, и Вячеслав отмечает два направления:
«Первое — это поиск максимально экологизированных технологий ведения лесного хозяйства, которые позволят получать ресурсы без существенных нарушений устойчивости лесных экоситем. А второй — создание целевых лесных плантаций по выращиванию древесины», — просвещает он.
Такие плантации будут рассчитаны на выращивание древесины в максимально короткие сроки. Они будут иметь упрощённую структуру без некоторых признаков лесной экосистемы и размещаться, например, на нелесных территориях: выработанных месторождениях, истощенных сельхозземлях и других неиспользуемых участках.
Исследования по данным направлениям пройдут в рамках Меморандума о сотрудничестве, который подписали БГТУ и Академия наук в конце 2016 года. Они будут совместно работать над изыскательскими проектами, посвящёнными сохранению твердолиственных насаждений, проблемам глобальных инвазий фитопатогенных организмов и насекомых-вредителей.
Зеленая сетка
09:16 21/01/2017
25 січня 2017
ГОЛОВНА »
РЕСПУБЛІКА БІЛОРУСЬ
» Черешневые плантации и лесостепь: какими станут леса в Беларуси?
0 коммент.:
Дописати коментар