15 жовтня 2017

Верните Сочинскую декларацию!


Сегодня отмечается неофициальный праздник тех, кто работает в заповедной системе России - День работников заповедников и национальных парков. Мы поздравляем всех причастных к этой трудной, не всегда благодарной, но очень важной деятельности и желаем, чтобы начавшееся в этом году второе столетие российской заповедной системы, как минимум, не принесло таких потрясений, как предыдущее.

К сожалению, пока перспективы не радужны, хотя еще недавно заявления руководителей нашей страны давали надежду на улучшение ситуации.

Напомним, что указом Президента РФ от 1 августа 2015 года № 392 2017 год был объявлен годом особо охраняемых природных территорий. Много хороших слов говорилось 4 августа на совещании с Президентом в визит-центре Байкальского биосферного заповедника (ссылка).

Многие возлагали большие надежды на состоявшийся совсем недавно в Сочи Форум "100 лет охраняем природу, которую любим". Безусловно, представительное мероприятие было организовано с большой помпой, и многие верили, что оно станет новой важной вехой в развитии заповедной системы России.

Важно отметить, что перед форумом была разработана и многим роздана так называемая "Сочинская декларация" - документ, содержащий очень правильные идеи по развитию и совершенствованию заповедного дела. Принятие Сочинской декларации позиционировалась Минприроды России как неотъемлемая часть программы Всероссийского форума по особо охраняемым природным территориям, проведенного в г. Сочи 29-30 сентября 2017 г. Вот, в частности, что сообщалось в новостной публикации на официальном сайте Минприроды России 27 сентября 2017 года:

"В ходе итогового заседания Всероссийского форума по особо охраняемым природным территориям будет принята Сочинская декларация по развитию заповедного дела в XXI веке".
В ходе Форума его участникам был роздан текст проекта Сочинской декларации в следующей редакции на 8 листах (см. ниже). В рамках секционной работы Форума в ряде секций были подготовлены предложения по ее дополнению. Предложений же по "выхолащиванию" и урезанию изначального текста проекта Сочинской декларации участники секционных обсуждений не вносили.

И вот что об этом помпезно сказано на сайте "Комсомольской правды" в сообщении о проведении этого Всероссийского форума:

"Также была принята «Сочинская декларация по развитию заповедного дела в XXI веке», в которой участники форума признают «исключительную роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы» и принимают на себя ответственность перед будущими поколениями за сохранение природного наследия Земли".

Одним из важнейших положений этого документа, что нашло отражение и в выступлениях участников форума, является создание специализированного агентства по особо охраняемым природным территориям. Газета Коммерсант сообщила, что сотрудники Министерства публично поддерживали это предложение, и даже обещали найти "возможность доложить главе государства о предложениях сообщества специалистов заповедного дела в ближайшее время" ссылка).

Однако, это не так. На итоговое пленарное заседание, вопреки официальной программы Форума, подготовленной Минприроды России, принятие Сочинской декларации вынесено так и не было. Хотя министр лично пообещал, что она будет доработана и опубликована в самое ближайшее (после окончания форума) время, уже прошло две недели, а никакой информации о декларации ни на сайте Министерства, ни в других источниках, нет. А значит, и доносить до главы государства пока нечего, и вряд ли кто-либо собирается это делать.

К сожалению, по неофициальной информации, в непубличных беседах с сотрудниками заповедников руководители Минприроды прямо сообщили, что никакого Федерального агентства по ООПТ в ближайшее время не будет.

Зато, как стало известно недавно, еще 20 сентября Минприроды России в сентябре внесло в Правительство РФ законопроект, которым фактически создается правовая основа для приватизации земель заповедников и национальных парков. Это - поправки к проекту федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий), принятому Государственной Думой в первом чтении 21 октября 2015 года.
Законопроект 11 октября рассматривался на заседании Общественного совета Минприроды России. Гринпис России и WWF России выступили категорически против его принятия.

Согласно поправкам, в федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предлагается внести следующий пункт: "Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Земельным кодексом Российской Федерации.

Такой же пункт вносится в отношении национальных парков.

То есть, в случае принятия поправок, любой земельный участок в границах государственного природного заповедника или национального парка может быть изъят и предоставлен в частную собственность в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

В настоящее время, согласно Земельному кодексу запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако, эта норма не касается предоставления земельных участков в границах заповедников и национальных парков в частную собственность для коммерческих целей. А значит, если какой-нибудь близкий к власти или обладающий достаточными лоббистскими возможностями бизнесмен захочет себе участок в заповеднике, он сможет найти лазейку, чтобы его получить.

Не нужно объяснять, к чему это может привести. Кроме того, с большой вероятностью, данная поправка является только первым шагом. И скорее всего, где-нибудь в недрах Минэкономразвития или Думы готовятся поправки в Земельный кодекс, которые прямо разрешат приватизацию или другие случаи изъятия земель заповедников и парков. Отследить это будет гораздо труднее. А значит, такой законопроект может быть принят "втихую". И тогда будет уже поздно что-то делать (именно так был в 2016 году принят закон 254-ФЗ, допускающий выделение биосферных полигонов в границах заповедников).

Следует иметь в виду, что данные поправки противоречат позиции Президента Российской Федерации по данному вопросу. Согласно поручению Президента от 31 января 2014 года № Пр-210, Правительство Российской Федерации еще до 1 июля 2014 года должно было внести законопроект, который должен предусматривать "усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий" (ссылка).

Как уже говорилось, согласно поправкам, любой земельный участок в границах государственного природного заповедника или национального парка может быть изъят и предоставлен в частную собственность, что явно противоречит сути поручения Президента Российской Федерации.

Напомним, год назад Минприроды уже попыталось внести поправки, предусматривающие возможность изъятия земель заповедников и национальных парков (ссылка). Тогда этот факт вызвал столь массовый отклик граждан, что лоббисты застройки заповедников вынуждены были включить программу-бот, которая начала в автоматическом режиме "накручивать" голоса в поддержку этого опасного проекта (ссылка). Тем не менее, тогда законопроект не был внесен.

И вот, в конце объявленного Президентом года особо охраняемых природных территорий, Минприроды снова пытается создать законные основания для приватизации земель заповедников и национальных парков.

Естественно, мы сделаем все, чтобы не допустить принятия этих поправок, и надеемся, что сотрудники заповедной системы России нас поддержат. Мы еще раз поздравляем всех причастных к работе по сохранению ООПТ России с профессиональным праздником. Мы надеемся, что Минприроды России выполнит то, что публично представлялось на Форуме в Сочи, опубликует Сочинскую декларацию и начнет претворять ее в жизнь.

Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России


* * *

Приложение: проект Сочинской декларации.


РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОНОГО ФОРУМА ПО ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ

Сто лет сохраняем природу!

30 сентября 2017 г., Сочи

Мы, участники Международного форума по особо охраняемым природным территориям «СТО ЛЕТ СОХРАНЯЕМ ПРИРОДУ!», приуроченного к вековому юбилею федеральной системы особо охраняемых природных территорий России, проведенного под эгидой Минприроды России в г.Сочи с 28 по 30 сентября 2017 года,

оценивая основные итоги развития системы особо охраняемых природных территорий в России и в мире за последние 100 лет,

осознавая исключительную роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы,

понимая свою ответственность перед будущими поколениями за сохранение природного наследия Земли,

руководствуясь положениями международной Конвенции о биологическом разнообразии,

принимаем эту Декларацию.


УЧАСТНИКИ ФОРУМА:

I. Считают необходимым:

1. Продолжить развитие географических сетей особо охраняемых природных территорий (ООПТ) всех уровней и категорий, обеспечивая репрезентативную представленность природного разнообразия России, сохранения редких и особо ценных природных объектов, а также объектов культурного наследия.

2. Довести к 2025 году охват особо охраняемыми природными территориями до 17% сухопутной (с внутренними водоемами) территории России

3. Расширять сеть участков морских акваторий, имеющих режим особой охраны, путем их включения в состав государственных природных заповедников (далее – заповедников), национальных парков и федеральных заказников и к 2025 довести охват ООПТ акваторий эксклюзивной экономической зоны России до 10 %.

4. Развивать практику оптимизации границ заповедников и национальных парков путем расширения их территорий, в том числе с целью сохранения ключевых местообитаний и миграционных путей крупных млекопитающих.

5. Обеспечить наличие охранных зон для всех заповедников и национальных парков.

6. Обеспечить придание соответствующего международного статуса федеральным ООПТ, отвечающим критериям внесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО и Список водно-болотных угодий международного значения Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях.

7. Уделять приоритетное внимание вопросам охраны, восстановления, изучения и мониторинга состояния популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.

8. Максимально использовать потенциал научных подразделений заповедников и национальных парков при подготовке решений в сфере управления конкретными ООПТ, сохранения и восстановления природных и историко-культурных комплексов и объектов, научного обеспечения деятельности в области экологического просвещения, туризма и рекреации.

9. Отметить, что необходимыми условиями повышения эффективности работы служб охраны федеральных ООПТ являются увеличение уровня оплаты труда, оптимизация подбора и расстановки кадров, внедрение системы обучения и повышения профессиональной квалификации инспекторского состава.

10. Признать одним из ключевых условий устойчивого функционирования федеральной системы ООПТ обеспечение поддержки идей заповедного дела среди широких слоев общества.

11. Рассматривать развитие на базе ООПТ экологического просвещения и познавательного туризма как важнейшие инструменты формирования широкой общественной поддержки заповедного дела в России.

12. Понимать под экологическим туризмом на ООПТ (в том числе познавательным) те виды туризма, при которых главной мотивацией посетителей ООПТ является наблюдение за природными объектами и явлениями, ознакомление с природными и, тесно связанными с природой, культурными достопримечательностями, которые способствуют сохранению окружающей среды и культурного наследия, оказывая на них минимальное воздействие.

13. Избегать при развитии экологического туризма подмены понятий, не допускать под предлогом осуществления экотуризма на ООПТ деятельности, не совместимой с целями сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, наносящей ощутимый ущерб природным и историко-культурным комплексам и объектам, разрушающей ключевые местообитания редких видов флоры и фауны, создающей преграды на миграционных путях диких животных.

14. Позиционировать экологический туризм на ООПТ как национальный бренд России и осуществлять последовательные шаги по его продвижению на российских и международных туристских рынках.

15. Считать совершенствование и повышение эффективности государственного управления ООПТ всех уровней и категорий определяющим условиям сохранения природного и культурного наследия этих территорий как объектов национального достояния.

16. Отметить недопустимость подготовки и принятия решений в сфере охраны и управления ООПТ без учета рекомендаций профессионального экспертного сообщества.


II. Просят Президента Российской Федерации:

1. Объявить 2019 - 2028 годы в Российской Федерации Десятилетием особо охраняемых природных территорий.

2. Сосредоточить управление всеми государственными природными заповедниками и национальными парками в ведение единого федерального органа исполнительной власти.


III. Просят Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:

Ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий), принятого в первом чтении 21 октября 2015 года.


IV. Просят Правительство Российской Федерации:

1. Увеличить объем бюджетного финансирования федеральной системы ООПТ на решение первоочередных вопросов в сфере оплаты труда работников государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, охраны лесов от пожаров, проведения лесоустройства, материально-технического оснащения инспекторского состава.

2. Объявить новый профессиональный праздник – День работника особо охраняемых природных территорий.

3. Обеспечить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, предусматривающих:

• введение обязательного государственного страхования инспекторского состава федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ООПТ;

• направление средств от арендной платы по договорам аренды земельных участков на территориях национальных парков, на обеспечение финансирования основной деятельности государственных учреждений, осуществляющих управление соответствующими национальными парками;

• возможность использования механизмов концессионных отношений и частно-государственного партнерства при развитии экологического туризма на ООПТ.

4. Провести совещание по вопросам охраны сайгака, с целью принятия неотложных мер по спасению популяций сайгака в России от полного уничтожения.


V. Просят Минприроды России:

1. Организовать работу по созданию охранных зон для 62 заповедников и национальных парков.

2. Активизировать деятельность по расширению сети трансграничных ООПТ, в том числе по заключению соответствующих межправительственных соглашений о создании:

российско-абхазского трансграничного резервата «Кавказский реликтовый»;

российско-монгольского трансграничного резервата «Тунка - Хубсугул»;

российско-монгольского трансграничного резервата «Истоки Амура»;

российско-монгольского трансграничного резервата «Сайлюгем».

3. Воздержаться от создания биосферных полигонов в существующих границах биосферных заповедников.

4. Организовать в 2018 году проведение всероссийского семинара-совещания по вопросам управления ООПТ регионального значения.

5. Содействовать решению вопроса об увеличении оплаты труда инспекторского состава подведомственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, в рамках выделяемых ФГБУ бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, за счет повышения эффективности их использования.

6. Провести в 2018 году 2-х недельные курсы повышения квалификации заместителей директоров заповедников и национальных парков по охране территории.

7. Провести консультации с руководством МВД России с целью решения вопроса о легитимизации использования личного охотничьего оружия должностными лицами федеральных государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ.

8. Завершить в 2018 году работу по актуализации редакций индивидуальных положений о заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках, с последующей их регистрацией в Минюсте России.

9. Завершить разработку и утвердить в 2018 году:

а) ведомственный правовой акт, регулирующий вопросы оплаты труда работников ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, включая порядок выплат стимулирующего характера директорам ФГБУ;

б) методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;

в) типовую программу ведения экологического мониторинга в заповедниках и национальных парках;

г) стратегию развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

д) образцы форменного обмундирования для различных категорий работников заповедников и национальных парков.

е) образцы режимных и информационных аншлагов для федеральных ООПТ.

10. Проработать и решить с Федеральной миграционной службой вопрос о доступе инспекторского состава федеральных ООПТ к базам данных ФМС в части установления личностей нарушителей законодательства об ООПТ.

11. Проработать и решить с Федеральным агентством по рыболовству вопрос о доступе ФГБУ, осуществляющих управление морскими ООПТ, к данным системы космического мониторинга морских судов.

12. Внедрить практику разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого федерального учреждения, осуществляющего управление ООПТ и регулярной (раз в 5 лет) оценки природоохранной эффективности и эффективности управления ООПТ

13. Развивать практику проведения обучающих семинаров и вебинаров для руководителей и специалистов федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих управление ООПТ, по различным аспектам деятельности в указанной сфере.

14. Разработать Паспорт путешественника по особо охраняемым природным территориям России и провести эксперимент по его внедрению.


VI. Рекомендуют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1. Развивать практику создания и функционирования в каждом субъекте Российской Федерации специализированных государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального значения.

2. Обеспечить на практике реализацию нормы федерального закона, предусматривающего на ООПТ регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

3. Обратить внимание на необходимость существенного усиления борьбы с браконьерством (в первую очередь — с незаконным петельным промыслом), в том числе в границах ООПТ и их охранных зон, расположенных в ареале снежного барса в Республике Алтай, Республике Тыва, Республике Бурятия и Красноярском крае.


VII. Рекомендуют федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ООПТ:

1. Уделять приоритетное внимание вопросам формирования и деятельности оперативных групп как постоянных подразделений службы охраны.

2. Шире привлекать к проведению оперативных мероприятий по надзору за соблюдением природоохранного законодательства на ООПТ сотрудников правоохранительных органов.

3. Развивать практику взаимодействия с органами Пограничной службы ФСБ РФ

4. Систематически вести мониторинг сообщений в сети Интернет (в первую очередь – в социальных сетях), касающихся деятельности ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ, в том числе с целью выявления информации об экологических правонарушениях на ООПТ.

5. Уделять особое внимание фактам браконьерства со стороны штатных работников вверенных учреждений, а также фактам попустительства со стороны штатных работников нарушениям установленного режима охраны со стороны третьих лиц, принимая исчерпывающие меры по привлечению виновных лиц к уголовной, гражданской и дисциплинарной ответственности.

6. Обеспечить инспекторский состав специальными средствами.

7. Принять все необходимые меры по обеспечению инспекторского состава табельным оружием (включая надлежащее оборудование и функционирование оружейных комнат).

8. Всемерно использовать потенциал волонтерского движения в деле выполнения задач, возложенных на ООПТ.

9. Содействовать использованию ООПТ как площадок для фундаментальных и прикладных научных исследований, проводимых профильными научно-исследовательскими институтами и вузами.

10. Уделять первоочередное внимание привлечению на постоянную работу в научные отделы и поддержке (в том числе материальной) молодых специалистов.

11. Активизировать практику коллегиального обсуждения вопросов природоохранной, научной, просветительской и хозяйственной деятельности на заседаниях научно-технических советов учреждений, а также включения в их состав представителей сторонних научных и природоохранных организаций.

12. Усилить поддержку юннатских кружков, детских экологических клубов, специализированных школьных экологических практик и школьных лесничеств в части работы на ООПТ.

13. Определить для каждой ООПТ участки, где рекомендуется развитие познавательного туризма, а также возможные ограничения для этих участков, связанных с сезонными и иными природными явлениями, а также с целями посещения территории.

14. Определить для каждой ООПТ ключевые объекты показа посетителям, в том числе:

• уникальные ландшафты (в природном, историко-культурном, эстетическом и ином значимом аспекте);

• представляющие особый интерес объекты животного и растительного мира, а также иные уникальные объекты (пещеры, останцы, карсты и др.);

• объекты историко-культурного значения.

15. Разработать пакет экскурсионных программ для различных категорий посетителей на каждой ООПТ, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде обитания.

16. Обеспечить разработку и реализацию комплекса биотехнических мероприятий, гарантирующих возможность демонстрации посетителям диких животных в природных условиях и не приводящих при этом к негативным изменениям природных экосистем.

17. Разработать комплекс мер для каждой ООПТ по минимизации воздействия на природные комплексы и объекты в ходе развития познавательного туризма и рекреации.

18. Расширять практику вовлечения ООПТ в систему добровольной сертификации элементов туристско-рекреационной деятельности.

19. Обеспечить размещение на официальных Интернет-сайтах ФГБУ: осуществляющих управление ООПТ:

• ссылку на сайт Минприроды России;

• эмблему (логотип) федеральной системы ООПТ;

• интерактивную карту и общие унифицированные сведения по федеральной системе ООПТ;

• карту (карту-схему) ООПТ с отображением функционального зонирования.

• детализованную информацию по вопросам познавательного туризма (условия посещения, механизм получения соответствующих разрешений, маршруты и их достопримечательности, содержание и стоимость платных услуг и др.).

• систематически обновляемую ленту новостей;

• ссылки на сайты близлежащих заповедников и национальных парков.

20. Принять меры по формированию тематических фото и видео- архивов об истории, природе и основной деятельности в каждом заповеднике и национальном парке.

0 коммент.:

Дописати коментар