Обычно сосна растет высокой и стройной. Потому ее древесина является одним из ценнейших строительных материалов.
Достигая в высоту 35–40 метров, нередко наращивает окружность ствола до 1 метра. У сосен, которые растут в сомкнутых древостоях, ствол более стройный, с ажурной кроной. Однако у сосен, растущих среди других пород деревьев, что бывает довольно часто, ствол не столь красивый и стройный. И совсем уж редкость — настоящий лабиринт из сосновых ветвей, какой удалось обнаружить и мне.
Что стало причиной надлома соснового дерева, росшего в гуще таких же сосен, история умалчивает. Можно лишь догадываться, что, скорее всего, ствол сломался во время бурелома — такие явления у нас почему–то стали происходить все чаще. Иногда после того, как дерево сломается на приличной высоте, оно засыхает. Но этому повезло — оно выжило. Более того, дало такое причудливое продолжение рода, что я, увидев это сплетение сучьев и веток, поневоле залюбовался: надо же, какой узор получился!
Когда лесной массив, где стоит и эта сосна, вырастет до поры созревания, его вырежут. Однако если все прочие деревья пойдут на деловую древесину, изуродованная сосна будет годна лишь для дров. В лучшем случае от нее возьмут комель, где повреждения не столь значимые. Но это все же лучше, чем быть брошенной в лесу без пользы.
Нередко сосна вырастает уродливой и без вмешательства посторонних сил — просто ей не повезло зародиться в нужном месте.
Сосна как вид образует целый ряд форм, которые различаются между собой строением кроны. Например, произрастая в неблагоприятных условиях, в частности, на болоте, сосна может остаться карликом. При этом даже столетние экземпляры редко превышают в высоту метр. Зато древесина у такого уродца такая, что ее порой даже топор не берет: годовые кольца у нее чересчур мелкие и плотные. Такие сосны не поддаются гниению и особо ценятся столярами — из подобной древесины в прежние годы делали оконные переплеты, которые стояли в срубах домов веками.
Средняя продолжительность жизни сосен составляет около 200 лет. Отдельные экземпляры при благоприятных условиях способны достигать возраста 400 лет. Правда, их древесина вряд ли может считаться деловой: отваливающиеся толстые сучья оставляют в стволе глубокие дупла, в которые проникает влага и вызывает порчу материала.
А эта сосна, вызвавшая мой интерес, уж точно не доживет до преклонных годов: у нее, несмотря на весьма скромный возраст, уже наметилась тенденция к отваливанию сучьев. И единственное, что привлекло мое внимание — тяга к жизни после очень серьезной травмы.
Валерий САМОХВАЛОВ
газета Сегодня
21:00 07.12.2017
21:00 07.12.2017
0 коммент.:
Дописати коментар