Фисташковые деревья в Хатлонской области Таджикистана. 5 января 2017 года.
В ЛЕС ЗА ДРОВАМИ
- В этом году зима в Таджикистане началась рано, первый снег выпал в октябре. У людей кончились уголь и дрова, которые они запасли на зиму. Сейчас они ходят в лес, чтобы рубить деревья, - говорит главный лесничий Дангарского района Хатлонской области Курбонназар Мирзоев. По его словам, чтобы помешать вырубке, лесники работают круглосуточно, сменяя друг друга во время операции «Дрова».
По данным агентства по защите леса, за прошедшие полвека Таджикистан потерял почти 70 процентов своих лесов. С 1990-х годов было вырублено почти 700 тысяч гектаров леса. В стране принимают попытки восстановить лес, высаживая новые деревья, однако эти усилия сталкиваются с большой угрозой в виде заготавливающих дрова граждан.
- За последние четыре месяца мы подали 145 гражданских исков против нарушителей, большинство из которых было поймано за рубкой фисташковых деревьев. В общей сложности они заплатили более 2200 долларов в виде штрафов, - говорит руководитель лесозащитного управления Хатлонской области.
Фисташковое дерево в Хатлонской области Таджикистана. 5 января 2017 года.
Это может показаться несущественным, однако власти говорят, что каждый маленький шаг помогает, когда речь идет о защите леса.
Дрова, уголь и кизяк традиционно используются для отопления в большинстве регионов Таджикистана, в особенности в сельской местности. Электричество в зимние месяцы подается по графику, для поставки импортного природного газа не хватает инфраструктуры, а уголь для многих не по карману. По оценкам местных экспертов, обычной сельской семье в Таджикистане необходимо тратить на уголь около 30 долларов в месяц. Для многих в стране, где средняя зарплата составляет около 150 долларов, это неподъемная сумма. Всё это приводит к тому, что многие вынуждены искать выход в поиске дров.
Пожилой мужчина загружает на осла заготовленные дрова. Худжандская область, ноябрь 2015 года.
- В прошлом мы использовали газовые и электрические плиты, чтобы готовить, и уголь для отопления. Мы не видели газ уже около 25 лет, - рассказывает домохозяйка из Хатлонской области Гульмон, которая отказалась называть свою фамилию.
По словам Гульмон, она начинает заготавливать дрова, уголь и сушит кизяк на зиму с наступлением лета, однако в суровые зимы, какая выдалась сейчас, всё это быстро заканчивается. Она отметила, что в попытке облегчить ситуацию, в декабре власти отменили подачу электроэнергии по графику, и это «лучше, чем в прошлые годы». Систему подачи электроэнергии по графику, введенную для управления дефицитом энергии, полностью отменили 14 января. Гульмон полагает, что неограниченная подача электроэнергии является долгосрочным решением, что «помогло бы спасти и людей и лес».
Домохозяйка в Таджикистане растапливает печь. Курган-Тюбе, 17 января 2017 года.
Многие таджики надеются, что ограничения на поставку электроэнергии снимут к 2020 году. К этому году, как заявил президент страны Эмомали Рахмон, поставлена цель достигнуть энергетической независимости Таджикистана после окончания долгожданного и спорного проекта по строительству гидроэлектростанции.
ПО ДВА ГЕКТАРА В ГОД
Между тем в лесничестве говорят, что не могут просто сидеть и смотреть, как зеленые насаждения идут под топор. Помимо ужесточения надзора и наложения штрафов за сбор дров, лесники также направляют свои усилия на предотвращение вырубки елей для новогодних праздников. Власти поощряли граждан приобретать искусственные елки для празднования Нового Года, и направили особые лесозащитные отряды, чтобы помешать людям рубить живые хвойные деревья.
По данным руководителя государственного агентства по охране леса Мадиброна Саидзоды, в настоящее время площадь лесов в Таджикистане превышает 1,3 миллиона гектаров, тогда как в начале 1990-х этот показатель составлял около 2 миллионов гектаров.
Фисташковые деревья в Хатлонской области Таджикистана. 5 января 2017 года.
Однако проблема возникла еще до обретения Таджикистаном независимости. Мадиброн Саидзода отмечает, что сокращение лесных массивов началось в советское время, в 1970-ые годы, когда жители горных регионов были вынуждены переезжать на равнины, и строительство городов, дорог и другой инфраструктуры потеснило леса.
Власти планируют восстанавливать лес, сажая новые деревья, однако, чтобы результаты стали заметны, потребуются десятилетия, и ежегодные результаты будут скромными.
- В настоящее время цель – восстанавливать по два гектара в год, - говорит Мадиброн Саидзода.
0 коммент.:
Дописати коментар