14 жовтня 2016

Задачи масштабны и социально значимы, но денег нет

13.10.2016, 16:31


12 октября 2016 г. очередное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности было посвящено проблемам развития водохозяйственного комплекса Самарской области в ближайшие годы. 

«Государственная региональная программа развития водохозяйственного комплекса, принятая в конце 2013 года и рассчитанная на 2014-2020 годы, имеет очень большое и экологическое, и экономическое, и социальное значение, так как призвана решить вопросы, связанные с предотвращением затопления территорий во время паводков, а также вопросы улучшения гидрохимического и биологического состава водоемов, чтобы в конечном счете повысить качество жизни населения, которое пользуется этими водоемами. Программа предусматривает целый набор конкретных мер в качестве инструмента достижения цели. 

Прошло уже почти три года, и мы решили посмотреть, как эта программа реализуется, как меняется ситуация», – задал направление обсуждению председатель профильной комиссии Общественной палаты Самарской области Юрий Астахов. «Ежегодно поступает огромное количество обращений от органов местного самоуправления, от жителей по вопросам необходимости снижения рисков подтопления в период весеннего паводка жилых домов и необходимости проведения экологической реабилитации водных объектов, – рассказал заместитель министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – руководитель департамента природопользования министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Максим Шаго.

– Основным приоритетом реализации Программы является осуществление капитального ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, берегоукрепления и расчистки поверхностных водных объектов в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов. Сегодня это беда, которая наносит миллионные, иногда даже миллиардные убытки». Для достижения обозначенных в Программе целей предусматривается решение целого комплекса задач: оценка технического состояния гидротехнических сооружений региона, повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, обеспечение строительства (реконструкции) сооружений инженерной защиты и создания объектов берегоукрепления, восстановление и экологическая реабилитация водных объектов на территории области, проведение водоохранных мероприятий в отношении водных объектов. 

Участниками Программы являются министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, министерство строительства Самарской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований губернии. «В 2014 году эффективность реализации Программы с учетом фактически направленных средств составила 98,3% в связи с незначительным отклонением значений фактически достигнутых показателей (индикаторов) от плановых значений. В 2015 году эффективность программы признана низкой: эффективность реализации Программы с учетом фактически направленных средств составила 57,1%», – отметил Максим Шаго. Основная причина, по которой мероприятия Программы остаются нереализованными, – недофинансирование. К сожалению, природоохранные мероприятия не вызывают интереса со стороны коммерческих структур, а значит, говорить о возможном государственно-частном партнерстве не приходится. Деньги нужно искать в бюджете. Причем в условиях жесткой экономии речь должна идти о правильной расстановке приоритетов, – уверены общественники. Так, сегодня складывается достаточно парадоксальная ситуация: в области ведется планомерная работа по сокращению бесхозяйных гидротехнических сооружений за счет их оформления в муниципальную собственность, при этом перед муниципалитетами сразу же встает вопрос финансового обеспечения эксплуатации ГТС.

 «Сегодня нам необходимо найти всего примерно 131 млн. рублей, чтобы «забыть» о 90% имеющихся ГТС: нужно провести их преддекларационное обследование и доказать безопасность. И только около 10% сооружений потребуют оформления деклараций, страховки и пр., что связано с достаточно серьезными вложениями», – пояснил Максим Шаго. Пока же безопасность ГТС не доказана, а денег на оформление страховок органы местного самоуправления найти не могут, Ростехнадзор начинает накладывать штрафы, и речь идет о таких суммах, которые могут просто обанкротить муниципальные образования. Хотя в рамках государственной региональной программы развитие водохозяйственного комплекса предусмотрена реализация такого мероприятия, как «предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Самарской области на преддекларационное обследование и определение вероятного вреда в результате аварии гидротехнических сооружений, расположенных на территории Самарской области»; положительного решения министерства управления финансами Самарской области о финансировании этого мероприятия пока нет. По сути загнанные в угол муниципальные образования отказываются брать на содержание и вновь построенные и отремонтированные объекты берегоукрепления. 

«Некоторые объекты уже начинают разрушаться, размываться», – рассказал руководитель ГКУ СО «Управление капитального строительства» Реналь Мязитов. «Это ужасная ситуация, когда на муниципалитеты перекладывается огромное количество обязанностей, которые не имеют финансовой поддержки», – считает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам сельского хозяйства и продовольствия Леон Ковальский. Еще один пример: на федеральном уровне готовы софинансировать до 50-60% затрат на капитальный ремонт ГТС, однако, на данный момент у региона нет таких крупных проектов (ведь разработка проектов тоже требует финансовых вложений), под которые можно было бы просить федеральные деньги. «Важность реализации Программы, реализации всех запланированных мероприятий не вызывает сомнения. Но представленная сегодня информация оставляет угнетающее впечатление. Необходимо изыскивать дополнительные возможности финансирования, иначе и уже потраченные средства будут потрачены впустую. 

Например, разработанные проекты требуют с течением времени определенной корректировки. Таких «подвисших», но очень важных для области проектов сегодня около десятка. Если проекты не будут реализованы уже в ближайшее время, потребуются дополнительные немалые средства на их корректировку. И здесь уже трудно говорить об эффективности использования бюджетных средств, – заметил Юрий Астахов.

 – Кроме того, ведь есть и объекты незавершенного строительства с высокой степенью технической готовности, строительство которых не может быть завершено опять же в силу отсутствия финансирования». По итогам заседания члены комиссии приняли решение сформировать перечень первоочередных задач, которые требуют незамедлительного решения и выйти с обращением к Правительству Самарской области и к профильному комитету Самарской Губернской Думы. В рамках второго вопроса повестки дня заседания состоялась презентация справочного издания «Словарь терминов по безопасности жизнедеятельности, охране окружающей среды, природопользования и экологии», подготовленного директором Института управленческих технологий и аграрного рынка ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Анатолием Горбуновым. По мнению общественников, представленное издание имеет несомненную практическую ценность, в том числе, и для образовательных учреждений.

http://samara.monavista.ru/news/2180746/

0 коммент.:

Дописати коментар