18 жовтня 2016

Пожары-отказники никто не тушит


Более 90% пройденной лесными пожарами 2016 года площади в Красноярском крае пришлось на "пожары-отказники", которые никто не тушил

По предварительной оценке, более 90% пройденной лесными пожарами 2016 года площади в Красноярском крае пришлось на так называемые "пожары-отказники" (пожары в "зонах контроля", по которым решениями региональных комиссий по ЧС и пожарной безопасности были приняты решения об отказе от тушения). По предварительной оценке, общая площадь, пройденная лесными пожарами 2016 года на территории Красноярского края, превысила два миллиона гектаров; при этом официальная площадь пожаров, которые кто-либо кроме дождя и снега тушил, составляет по разным данным от 174 до 180 тысяч гектаров.

Вот свежее сообщение, размещенное на сайте Рослесхоза, о завершении пожароопасного сезона в Красноярском крае (ссылка):



При этом в размещенных на сайте ФБУ "Авиалесоохрана" "Сведениях о лесопожарной обстановке на территории субъектов РФ на 17.10.2016" приводятся такие данные о количестве и площадях лесных пожаров с начала сезона 2016 года в Красноярском крае (ссылка):

Количество и площадь лесных пожаров, по которым проводились и проводятся работы по активному тушению: 1462 шт., 180451 га

Количество и площадь лесных пожаров в зонах контроля, по которым решениями региональных КЧСиПБ прекращены или приостановлены работы по активному тушению: 397 шт., 1847052 га.

Таким образом, по данным ФБУ "Авиалесоохрана", общее количество лесных пожаров на территории Красноярского края составило 1859 штук, а общая площадь, пройденная ими - 2027503 гектаров (2,03 млн. га). Из общего количества пожаров 21%, а из общей площади - 91%, пришлись на пожары-отказники, которые никто, кроме снега и дождя, не тушил.

Понятно, что при таком финансировании переданных регионам лесных полномочий, как сейчас, у органов управления лесми субъектов РФ просто нет иного выхода, кроме как сосредоточить свои силы на тушении какой-то части наиболее доступных и наиболее опасных пожаров, а остальные просто бросить на произвол судьбы. Переданные сибирским и дальневосточным субъектам РФ лесные полномочия финансируются примерно на одну десятую от реальной потребности, и при таком раскладе ожидать каких-либо чудес в охране лесов от огня не приходится.

Но пожары-отказники на самом деле не только создают угрозу многим ценным природным комплексам, а также (за счет сильного задымления) здоровью и жизни людей, но и уничтожают колоссальные лесные ресурсы. Для сравнения: площадь всех видов законных рубок по всей Российской Федерации составляет около одного миллиона гектаров в год; а тут в одном субъекте РФ, пусть даже большом и многолесным, площадь пожаров составляет больше двух миллионов гектаров. Конечно, не все пройденные огнем леса погибнут или сильно пострадают, но многие, особенно с учетом экстремальной засухи и большой доли пожаров высокой интенсивности.

Это означает, что по тем районам, где из-за отказа от тушения лесные пожары распространились на огромные площади и уничтожили, по предварительной оценке, лесные ресурсы, сравнимые с расчетным объемом пользования за несколько лет - необходимо вводить временный (на несколько лет, в зависимости от пройденных огнем площадей) мораторий на увеличение объемов лесопльзования и на предоставление новых лесных участвов в аренду для заготовки древесины. Если этого не сделать, то неизбежно будет нарушен установленный статьей 1 Лесного кодекса принцип неистощительности лесопользования. В Красноярском крае введение такого моратория необходимо как минимум на всей территории Эвенкийского района, а скорее всего, еще и в Богучанском и Кежемском районах. А если и в последующие годы сил на тушение лесных пожаров в удаленных районах не будет - мораторий придется продлевать и, скорее всего, расширять.

Пожары и заготовители древесины конкурируют в тайге за один и тот же ресурс - лесные насаждения, в которых прирастает хозяйственно ценная древесина. Действуя совместно, они гораздо быстрее опустошают лесные ресурсы, чем отдельно пожары и отдельно рубки. Возможноые объемы лесопользования необходимо рассчитывать с учетом потерь: то, что скормлено огню, надо вычитать из того, что можно было бы сейчас или в будущем пустить в рубку. Если у собственника и пользователей леса нет денег и сил на полноценную охрану лесов от огня - они не могут и не должны рассчитывать на то, что будут пользоваться лесом в том же объеме, как если бы он не горел.

0 коммент.:

Дописати коментар