02 січня 2016

Какой путь пришлось преодолеть лесной красавице, чтобы стать символом нового года

Дмитрий Исайчук

Сегодня невозможно представить новогодние торжества без зеленой елочки.

Нарядная, яркая и сверкающая, она радует глаз, поднимает настроение. Ни один детский утренник не обходится без хоровода вокруг лесной красавицы. А дома каждый ребенок утром 1 января первым делом бежит к ней, чтобы найти подарок от Деда Мороза. Но прежде чем стать непременным атрибутом Нового года, елке пришлось побывать в забвении и изгнании.


XVI в. Считается, что обычай приносить в дом на Рождество и украшать свежесрубленную ель появился в Германии. Оттуда он начал свое распространение по Европе и пришел на земли Речи Посполитой. Поэтому невозможно точно сказать, когда нарядная елка появилась в домах минчан.



Что касается России, то новогодним украшением деревце стало лишь в 1699 г. Царь-реформатор Петр I издал указ, согласно которому летоисчисление в стране стали вести от Рождества Христова, а началом года признано 1 января. Также было указано, что москвичи обязаны украсить свои дома елкой, можжевельником или хвойными лапками. Традиция прижилась не сразу. Еловые венки над дверями в канун Нового года исправно вывешивали лишь кабатчики.



XIX в. Елка стала непременным рождественским атрибутом. Считается, что первой ее установила великая княгиня Александра Федоровна в своих покоях в Москве в 1818 году. Она же через 10 лет организовала для собственных детей и племянниц первую елку с угощениями и подарками. Постепенно обычай наряжать лесную красавицу распространился и среди знати. В 1840-х произошел настоящий елочный бум: рождественская елка стала общей любимицей. Интересно, что во многих домах существовал обычай разграбления елки. Ее украшали пряниками, конфетами, фруктами, орехами, а когда праздничный ужин подходил к концу, взрослые разрешали детям собрать с елки рождественский урожай. Разгоряченная детвора в едином порыве обрывала с нее абсолютно все, включая хвойные лапки. После такого набега елку выбрасывали.

Начало XX в. В дореволюционном Минске рождественская елка была синонимом благотворительности. Праздничные представления устраивали в театрах, клубах, городских собраниях. Вырученные на них средства направляли на подарки бедным детям и сиротам. Многие организации и предприятия устраивали елки для детей своих сотрудников. Обычно такие мероприятия проводили на Святки. Ведь до революции праздники длились от Рождества до Крещения. А Новый год, говоря современным языком, оказывался лишь приятным бонусом. Большинство рабочих, торговцев и служащих 1 января не отмечали. Эта дата считалась обычным днем. Интересно, что в церквях в это время было принято молиться за избавление от пьянства. В 1914-м новогодняя елка попала под запрет. Началась Первая мировая война и одновременно антинемецкая кампания. Святейший синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».



1918 г. Молодая советская власть принялась бороться с религией. Организовывали «комсомольские святки», читали лекции об атеизме. А вот в отношении новогодней елки все чудесным образов поменялось. Ее, оказывается, любил сам Ленин. Деревце не возбранялось устанавливать в доме и водить вокруг него хоровод. Так продолжалось до широкомасштабного наступления на религиозные праздники во второй половине 1920-х. После смерти Владимира Ильича елка как главный рождественский атрибут вновь подверглась гонениям.

28 декабря 1935 г. СССР прочно встал на индустриальные рельсы. Людям хотелось праздника, хотя бы для детей. И он состоялся. В печати появляется призыв организовать ребятам правильную советскую елку. За три дня комсомольцы и пионеры сумели устроить праздник в школах, детских домах, дворцах пионеров и клубах по всей стране.

1936 г. Советская промышленность наладила выпуск елочных игрушек. Тогда это был в основном уникальный ручной труд. К середине 1960-х производство стеклянных шаров и гирлянд из фольги поставили на поток. С тех пор советские игрушки для многих стали семейной реликвией и бережно хранятся на протяжении десятилетий.



1937 г. На елке в Москве Дед Мороз впервые появляется вместе со Снегурочкой. С тех пор сказочная внучка – его непременная спутница. Сама Снегурочка известна с середины XIX в. Правда, никто не считал ее новогодним персонажем. Массово о снежной девочке заговорили в 1882 году. Тогда на сцене с оглушительным успехом шла опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова по одноименной пьесе А. Островского.

Советский Дед Мороз и Снегурочка

23 декабря 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлено праздничным и выходным днем. Новый год стал настоящим всенародным любимцем. Это был единственный светский праздник, который встречали в семейном кругу без митингов и политических лозунгов.

1960-е гг. Новогодние елки стали украшать гирляндами и мишурой. До этого времени деревья были объектом повышенной пожарной опасности. Часто на их ветвях размещали декоративные зажженные свечи или бенгальские огни.

1970-е гг. Дед Мороз и Снегурочка стали самыми желанными персонажами для советской детворы. С ними теперь можно было встретиться не только на общей новогодней елке в школе или детском саду, но и у себя дома. В Минске бюро бытовых услуг загодя принимало заявки. Для ребят это был настоящий праздник: раздается звонок в дверь, а за ней – он! С подарком, о котором мечталось! Желанный сюрприз, заранее купленный родителями, становился чудом, заставлявшим поверить в реальность Деда Мороза.

1990-е гг. и до наших дней. После развала Советского Союза елка вновь стала символом не только Нового года, но и Рождества. На лесной красавице рядом с шариками и стеклянными игрушками появились ангелочки, Вифлеемские звезды.

http://strichka.com/item/38058075

0 коммент.:

Дописати коментар